Позже других - -самые, русский язык. Цветет ива.Вокруг нее - -шмели,- -бабочки,- -бестолковые мухи. Над лужами- -комары. перелетные птицы- - на родину,к своим гнездам.Позже других - -самые, русский язык Цветет ива вокруг нее вьются шмели

457 . Спишите, расставляя пропущенные запятые. Буквами н . (несовершенный) и с . (совершенный) обозначьте вид глаголов. Какого они спряжения? Какой из глаголов обозначает цвет?

      Растаял в поле снег леса повеселели
      Даль заливных лугов лазурна и ясна;
      Стыдливо белая береза зелене..т
      Проход..т облака всё выше и нежней
      А ветер сушит сад и мягко в окна ве..т
      Теплом апрел(?)ских дней.

(И. Бунин.)

458 . В левый столбик выпишите глаголы в неопределённой форме, а в правый - в форме 3-го лица. Обозначьте окончание -ть (-ти) в неопределённой форме и окончания глаголов 3-го лица. Где стоит суффикс -ся в этих формах - до или после окончания?

1. С тем (не)ужи..ся, кто любит брани..ся. 2. И мудрому человеку совет требуе..ся. 3. Будете друг за дружку держа..ся - можете (ни)чего (не)боя..ся. 4. Вместе и беда легче переноси..ся. 5. Кто 3 хвали..ся, тот с горы свали..ся. 6. Легко хвали..ся, легко и свали..ся. 7. Кто работы не бои..ся, у того она и спори..ся. 8. Дело мастера бои..ся.

(Пословицы.)

459 . Проспрягайте глаголы увидеть, просить, вырастить, вырастать, вырасти, услышать . Объясните выбор букв е и и в безударных окончаниях глаголов, пользуясь материалом таблицы «Два спряжения глаголов».

460 . Все глаголы из стихотворения запишите в неопределённой форме и в 3-м лице ед. ч. Укажите их спряжение.

Образец: работать (I спр.) - работает .

(С. Баруздин.)

461 . Вставьте подходящие по смыслу глаголы в нужной форме. Объясните в этих глаголах условия выбора букв е и и в окончаниях по образцу: ве[ет] (на -ять , I стр.).

Цветёт ива. Вокруг неё - - шмели, - - бабочки, - - бестолковые 2 мухи. Над лужами - - комары.

Перелётные птицы - - на родину, к своим гнёздам. Позже других - - самые яркие и пёстрые птицы. Зимородок - - из Египта, а иволга - - из Южной Африки.

Слова для вставки: летать, прилетать, торопиться, направляться, порхать, суетиться, виться, возвращаться .

462 . Прочитайте диалог. Сделайте вывод об употреблении глагола кушать . Спишите.

Нина спрашивает:

Быть может, вы хотите покушать?

Спасибо. Я только что ужинал.

- Кушать - это лакейское слово, да?

Помните в литературе прошлого века? Только лакеи говорили: «Кушать подано». Господа всегда говорили: «Милости прошу перекусить...»

(Ю. Семенов.)

463 . Спишите. Письменно объясните правописание гласных в корнях с чередованием.

Образец: соби ра ю редкие ра стения.

Как изменится текст, если в первом предложении использовать форму прошедшего времени - начинал ? Относятся ли глаголы примерять и примирять к словам с чередующимися гласными корня?

С утра я нач..наю уб..рать комнату. Вначале скатываю ковёр и сн..маю с подоконника 2 цветы. Я тщательно прот..раю каждый листоч..к и обильно пол..ваю р..стения.

Потом отж..маю тряпку и выт..раю до блеска оконные стёкла и зеркало.

Теперь надо пол..жить на место игрушки моей младшей сестрёнки. К письме..ому столу отца я (не)прик..саюсь: папа сам всегда приводит его в порядок.

снять - сни мать
сжечь - сжи гать
начать - начи нать

464 . Озаглавьте текст. Укажите элементы разговорного стиля. Выпишите глаголы, распределяя их по видам.

Дверь мне открыл Володька.

Он (не)упал в обморок от радост.., что увид..л меня. Он посмотрел так, будто я пр..ходил (к)нему каждый день в это самое время. (У)меня же вид был, наверно, такой торжестве(н, нн)ый, я так г..рел (не)терпением поскорей ра(с, сс)казать всем мамину 3 новость, что Володька сир..сил:

Что с тобой?

- (Ни)чего... Сейчас узна..шь!

Проходи,-ск..зал он.-Есть хоч..шь? - и пош..л на кухню.

Куда ты?! - во..кликнул я.- Сн..чала послушай...

Подожди немного. У меня пр..горит...

Володька был хозяйстве(н, нн)ым парнем.

(А. Алексин.)

465 . Сочинение-рассказ на тему «Стёпа дрова колет». Используйте 1) один из текстов в качестве вступления, 2) содержание рисунков, 3) в заключении одну из пословиц (см. упр. 458), которая больше соответствует рассказу.

  1. Вы не знаете нашего Стёпу? 4 Хвастун он страшный.

    Я вчера за полчаса все дрова переколол,- сказал Стёпа однажды.

    Когда ты 2 научился? - спрашиваем мы.

    А я давно умею,- отвечает он.

    Тогда покажи, а мы посмотрим, как это у тебя получается...

  2. Смотрел я, как отец дрова колет, и подумал: «И я смогу. Что тут уметь? Взмахнёшь посильней топором - раз! - и готово!»

    И вот однажды...

размахнуться

466 . К данным словам подберите и запишите однокоренные глаголы, имеющие в своём составе указанные части слова. Какими способами образованы записанные слова?

Колесо (ис-, -и-) , крен (-и-) , красный (-е-) , стопорить (за-) , секрет (-нича-) , итог (под-, -и-) , белый (по-, -и-) , помнить (при-, -ся) .

467 . Выпишите отдельно глаголы, образованные: 1) приставочным, 2) суффиксальным способом.

Образец: 1) переписать ← писать; 2) горевать ← горе.

формировать
премировать

468 . Запишите глаголы, которые образованы от данных слов с помощью указанных в скобках приставок и суффиксов. При описании какого вида спорта можно использовать эти глаголы? Составьте с ними предложения.

Бежать (раз-, -ся) , толкать (от-, -ива-) , прыгать (пере-, -ива-) , скакать (со-, -ива-) .

469 . Обозначьте способ образования глаголов и их состав.

Образец:

От какой части речи образован последний глагол? К выделенному слову подберите однокоренные слова и запишите их в виде таблицы (образец см. в упр. 112).

Позавтракать, присесть, загрустить, рассмеяться, посинеть, твердеть, приглушать, загореться , окаменеть, поскользнуться, утроить.

поскользнуться

470 . Запишите слева глаголы с суффиксом -нича- , а справа - с суффиксом -а- , однокоренные с данными существительными. Укажите спряжение записанных глаголов.

Слесарь, рукодельница, сапожник, лентяй, сотрудник, полдник, плотник, попрошайка, огородник, кустарь.

Напишите сжатое изложение,пожалуйста,срочно! Анну Андреевну я знал с 1912 года. Тогда она, тоненькая и стройная, похожая на пятнадцатилетнюю

девочку, ни на шаг не отходила от своего мужа - молодого поэта Н. С. Гумилева, который назвал ее своей ученицей.

То были годы ее первых стихов и необыкновенных триумфов. Прошло несколько лет, и в ее поведении, в ее глазах, в ее осанке появилась очень важная черта ее личности - величавость. Не надменность, не заносчивость, а именно величавость: "царственная", важная поступь, чувство уважения к себе и осознание важности се писательской миссии.

С каждым годом Ахматова становилась все величественнее, и она не старалась, у нее выходило это само собой. Даже когда она была в очереди за керосином или в ташкентском трамвае, люди, не знавшие ее, чувствовали в ней «спокойную важность» и относились к ней с уважением, хотя держалась она со всеми просто и дружественно.

Замечательна и другая черта ее характера: она удивительно просто расставалась с вещами, она была лишена чувства собственности.

Вокруг нее никогда не было комфорта, я не помню такого периода в ее жизни, когда обстановку в ее доме можно было назвать уютной. Конечно, она знала толк в красивых вещах, и старинные подсвечники или восточные ткани то и дело появлялись у нее дома, но через несколько недель вновь исчезали.

Даже книги, за исключением самых любимых, она отдавала другим. Только Пушкин, Данте, Библия и Шекспир были ее постоянными спутниками, остальные же книги, побывав у нее, исчезали.

Друзья знали, что если подарить ей красивую шаль, то через день или два она окажется на других плечах.

Часто она расставалась с тем, что нужно было ей самой. Как-то в двадцатом году, во время жуткого петроградского голода, один друг привез ей из Англии жестяную банку сверхпитательной и сверхвитаминной «муки», произведенной фирмой «Нестле». Чайная ложка этого концентрата, разбавленного кипяченой водой, представлялась нашим голодным желудкам недосягаемо-сытным обедом. Я от души позавидовал обладательнице такого сокровища.

Было поздно, и гости, наговорившись, стали расходиться домой. Я почему-то замешкался и позже других вышел на-темную лестницу. И вдруг - забуду ли я этот жест величественной руки? - Ахматова выбежала за мной на площадку и тоном, которым обычно говорят «до свидания», протянула мне эту жестяную банку: «Это для вашей Мурочки...»

У меня в руках оказалась заветное «Нестле». Напрасно я пытался отказаться, она захлопнула за мной дверь, и сколько я ни звонил, дверь не открылась.

Таких случаев я помню немало.

выпишите вставляя пропущенные буквы а) словосочетания,б) существительного с предлогом, в) фразеологизмы

мухи не обидет, из-за дома, на вес золота, ходячая энц...клопедия, справочник для спец...алистов, стреляный воробей, старая лисица, вокруг школы, найти слов...сочетание, бить б...клуши, мастер на все руки, стать мастером, лицом в грязь не ударит, пишет хорошо, в с...рочке родился, пуговица на с...рочке, ходить ходуном, около парка, ходить с рюкзаком.

распределите слова по группам.а)словосочетания,б)формы существительного с предлогом,в)фразеологизмы.

мухи не обидит,из-за дома,на вес золота,ходячая энциклопедия,справочник для специалистов,стрелянный воробей,старая лисица,вокруг школы,найти словосочетание,бить баклуши,мастер на все руки,стать мастером,лицом в грязь не ударит,пишет хорошо,в сорочке родился,пуговица на сорочке,ходить ходуном,около парка,ходить с рюкзаком.

кусты крыжовника и черной смородины, и выше всех был клен, большое и грустное дерево, давно живущее над местным бурьяном и всеми растениями окрестных дворов и садов. Сад был огорожен плетнем со всех сторон, лишь в одном месте была деревянная калитка, навешенная на толстый кол; эта калитка выводила на пустой двор, а на дворе находился бедный дом из кухни и комнаты, где жил кондуктор товарного поезда с женой и семерыми детьми. А в задней стороне сада, где были заросшие дебри сонной травы, стояла глиняная стена глухого и еще более мелкого жилища, чем то, в котором жил кондуктор. К этой стене с обеих сторон подходили садовые плетни и вместе с густою травой точно хранили этот неизвестный глино-соломенный дом, где была или не была чья-то убогая, слабая жизнь.

Задания: выпишите из текста причастия. 1 действительно, 1 страдательное, разберите из по составу, напишите постоянные и непостоянные признаки.
определите тип, стиль, способ связи в тексте.

помогите написать изложение к этому тексту пожалуйста

(1)3наменитая артистка выступала в школе, в которой она раньше училась. (2)Её попросили станцевать. (3)Она закружилась, заколдовала, лицо ее стало прекрасным. (4)Ребята смотрели на нее, раскрыв рты...(5)В первом ряду сидела девочка с запрокинутым лицом. (6)Она сидела так потому, что если не запрокинуть лицо, то можно заплакать, а ей было стыдно плакать при всех.(7)Артистка кончила танцевать и заметила девочку в первом ряду, которая с трудом сдерживала слезы.(8)Что-то настолько знакомое почудилось артистке в лице девочки, что она задержала на ней взгляд, хоть и понимала, что неприлично рассматривать человека, собравшегося плакать. (9)Потом стали приходить записки с разными вопросами. (10)На одну записку («Я хочу танцевать, но меня не приняли в кружок. И еще я некрасивая. Что делать?») артистка не ответила.(11)Балерине не хотелось отвечать на этот вопрос при всех, к тому же ей показалось, что она знает, кто написал записку: лицо девочки с первого ряда, показавшееся ей знакомым, было таким ожидающим!(12)Артистка сказала:(13)- Тут есть еще одна записка от девочки. (14)Пусть она подойдет ко мне потом.(15)Сказав это, артистка поняла, что не ошиб¬лась и совершенно верно угадала, кто написал записку, - так засветилось лицо зрительницы с первого ряда.(16)Девочка догнала ее на улице.(17)- Это я написала записку, - сказала она.(18)- Я знаю. Я видела твое лицо.(19)- И вы заметили, что я некрасивая?(20)- Это тебе кажется.(21)- Я хочу танцевать, а меня не берут. (22)Говорят, что я не гожусь, а я не могу не танце¬вать.(23)- Так и танцуй себе на здоровье.(24)- Но меня не принимают!(25)- Меня тоже не принимали, - сказала артистка.(26)- Так как же вы теперь так здорово тан¬цуете?(27)- Я всегда хотела танцевать. (28)Потому что это главное. (29)Пойдем ко мне в гости?(30)Артистка готовила обед и думала о девочке, которая тоже хочет танцевать. (31)Где она видела это лицо? (32)Потом она вспомнила про то, как сама была девочкой и как ее тоже не принима¬ли в хореографический кружок. (33)Зойка (так её звали в детстве) танцевала дома в одиночестве. (34)Ей нравилось танцевать, поэтому она пришла в школьный кружок, где протанцевала какую-то польку. (З5)Балетмейстер похвалила, а потом стала проверять ноги на гибкость. (36)Это было очень больно, Зойка закусила губу, но все-таки заплакала. (37)Её не приняли.(38)В кружке при Доме культуры балетмейстер тоже сказал, что с такими слабыми ногами танцевать нельзя, но нашлась женщина, которая позволила Зойке присутствовать на занятиях.(39)Приходя домой, Зойка становилась у зеркала и командовала сама себе:(40)- Первая позиция! Руки!(41)Коленки не подчинялись. (42)Руки с нелепо растопыренными пальцами гребли воздух.(43)Тогда она заводила музыку и танцевала как умела. (44)Потом Зойка поступила, в драматический кружок, где танцевала, как ей хотелось. (45)Наконец ее приняли в театральный институт, потому что она твёрдо знала: на этом свете она может быть только артисткой. (46)Люди, которые её экзаменовали, наверное, почувствовали это...(47)Артистка приготовила обед и вошла в гос¬тиную.(48)Девочка-гостья под музыку летала по комнате, лицо ее было до боли счастливым. (49)И артистка вдруг поняла, откуда она знает это лицо.(50)Она вынула старый альбом и нашла то, что искала. (51)Артистка смотрела то на фотогра¬фию, то на смущенно застывшую девочку.(52)- Взгляни! - сказала она.(53) Девочка заглянула в альбом и попятилась.(54)- Кто это? - прошептала она.(55)- Это я в твоем возрасте.(56)- Но как же вы стали такой красивой?(57)- Я всегда хотела танцевать, вот и все.(58)- Я тоже хочу танцевать!(59)Артистка смотрела на девочку и думала о том, что та непременно будет танцевать. (60)Девочка была очень похожа на нее, маленькую Зойку, и кто-то должен был ей помочь...(61)Девочка, которая хотела танцевать, при¬прыгивая, бежала домой. (62)Она танцевала, кру¬жилась. (63)И золотые листья вились вокруг нее, танцевали с ней вместе. (64)И счастье девочки было таким огромным, какого не бывает даже во сне. (65)Это было невозможное счастье.

Это слово не всем пока знакомо. Еще не так давно мало кто даже среди специалистов представлял себе, что всякая погода существует только в слагаемых микроклимата.

Люди давно различали климат гор и долин, климат страны, края, местности. Об этом обязательно говорится в школьных учебниках, в разных путеводителях, во многих прочих книгах, из которых мы знаем, что любой показатель погоды - температура, влажность воздуха, количество осадков, направление ветра, его сила и прочее - регистрируется разными приборами, собранными в метеорологической будке, А о том, что в одно и то же время рядом тут же всегда существует особый климат леса, поля, лужайки, а тем более климат отдельных участков или зон леса, сада, какой-нибудь совсем маленькой делянки, опушки, оврага, склона, - об этом, но правде сказать, как-то не думается.

Между тем с помощью точных приборов доказало существование различных температур, влажности, освещенности в отдельных участках, например, ствола или кроны дерева, его листьев, цветков. И если говорить о местах, где насекомые обитают в разных состояниях, то свой микроклимат может быть в кладке яичек между трещин коры, в оплетенной паутиной трубочке листа, скрывающей личинок, или под слоем укрывающей грунт хвои, где они спят, окукливались в коконе, или там, где, закончив развитие, став взрослыми, живут.

Однако незачем забегать вперед, давайте по порядку знакомиться с жизнью шмелей, а попутно и с тем, как работали некоторые натуралисты, посвятившие жизнь изучению этих насекомых.

Первый день весны

Весна-красна спускается на землю…

А. Островский . Снегурочка

Природа, пробудясь от сна, начнет жить полною, молодою, торопливою жизнью.

С. Аксаков . Детские годы Багрова-внука

Лесах и на дне оврагов еще не стаял снег, на рассвете блестящим игольчатым узором затягивает лужицы, по утром теплеет, а ближе к полудню синий столбик в термометре поднимается даже до 14–15 градусов выше нуля…

Неумолчно щебечут воодушевленные теплом и солнцем птицы. В их праздничный гам вплетается новая, глуховатая, настойчивая нота, мрачное гудение.

Что-то зашуршало под старыми, слежавшимися листьями. Сухие рыжие хвоинки на земле разлетелись, словно их воздушным хвостом метнуло, тонкие зеленые язычки молодых травинок закачались, и на невидимых крыльях вверх сразу взмывает темное со светлыми полукольцами на брюшке насекомое. Это из своей темницы вырвалась перезимовавшая шмелиха.

Бывает и по-другому.

Из-под слоя прошлогоднего, палого, уже тронутого плесенью листа выбирается шестиногое создание. Его движения совсем вялы. Похоже, оно еще не вполне проснулось, перемещается по освещенному солнцем участку медленно-медленно, и, только приблизившись к очерченной тенью границе, сразу поворачивает, очевидно не желая покидать более теплое место. Солнце вливает в насекомое новые силы, и оно начинает поднимать крылья, вновь складывает их, перебирая, время от времени тихонько гудит, потом внезапно срывается с площадки и, уверенно набирая высоту, летит на поиск корма.

Астрономы считают первым днем весны канун весеннего равноденствия - 21 марта. Шмелихам дела нет до равноденствия, до календаря астрономов. Для шмелиных самок весна начинается тогда, когда тепло разбудило их и вызвало из зимней обители, в которой скрыто прошла половила, даже больше половины отпущенного им природой срока жизни.

Сверху почва уже просушена солнцем. Прозрачнокрылое насекомое, не встречая особых помех, проскальзывает между прядей мха, сенной трухи, листовой крошки и прочих растительных остатков. Подземное путешествие не оставляет следов на великолепном наряде шмелихи. Она выходит важная, пушистая, щеголяя всеми красками мундира.

Первыми покидают места зимовки шмелихи помельче, позже - более крупные. Но и те и другие одинаково нужны для продления рода. Мы скоро узнаем почему.

Итак, шмелиха пробудилась ото сна, отправилась в первый полет. Если у вас достаточно времени и выдержки, ждите, когда она вернется. Тут вы и сможете убедиться, что то была действительно шмелиха. Вот бы выследить, куда именно она направится, в какую сторону, под какие листья нырнет. Однако следует быть готовым к тому, что насекомое вернется не скоро.

У всякого, кто наблюдал ранней весной появление перезимовавших шмелих, наверно, был не один случай убедиться в том, как долго иной раз отсутствует вылетевшая.

Бывает, шмелихи зимуют в старом материнском гнезде. Эти уже летом минувшего года летали вокруг, значит, знакомы с участком. Но неужели после двухсот с лишним суток непрерывного сна они еще способны здесь ориентироваться? К тому же теперь все выглядит по-другому. Прошлым летом, когда шмелихи начинали летать, деревья и кусты были одеты листьями, землю укрывали густые и высокие травы. Сейчас кроны деревьев и кустарник почти голы, а трава только что пробивается.

Способны ли шмелихи вообще воспринимать перемену обстановки? Еще как воспринимают! Можно сказать, они необыкновенно наблюдательны и впечатлительны. Любой дорожный указатель, всякая веха - и в отдельности и в сочетаниях - у них на примете.

Если перед входом в искусственное гнездо лежит прилетная доска, а, скажем, справа от нее камень, пусть не слишком крупный, то достаточно передвинуть его влево, и шмелиха станет так долго, неуверенно летать взад и вперед, что не останется и тени сомнения: конечно, ее смутила перемена декорации, она ищет знакомую примету. Стоит вернуть камень на прежнее место, и насекомое без колебания спланирует или спикирует вниз и прямиком направится домой. Больше того, ничего не меняйте возле входа в гнездо и только вместо старого коридора, ведущего к внешнему летку, положите другой, пусть тоже старый, но снятый с гнезда, в котором обитали шмели другого вида, ваш шмель сразу, для этого ему не потребуется даже опускаться к входу, разнюхает: тут что-то неладно. Он откажется не только переступить по-иному пахнущий порог дома, а не станет даже приближаться к нему.

В средних широтах проснувшиеся шмелихи первым делом отправляются к ближайшей иве, к мягким серебряным барашкам цветочных сережек.

Но откуда этим насекомым известно, что именно на иве их ждет корм? Ведь летом прошлого года, когда шмелихи начали летать на цветы вокруг материнского гнезда, на ивах никаких барашков не было, они стояли в зеленом уборе, к тому же не первой свежести.

Вообще ранней весной не цветет ни одно растение, с которого шмелихи могли прошлым летом собирать корм. Но шмелихи и не ищут цветов, знакомых по минувшему лету. Именно ивы манят их отовсюду.

Может быть, ивовые барашки как-то подают о себе отощавшим за зиму насекомым весть? Душистый призыв, скажем… Но если в эту пору расставить приманки - плошки с лишенным, как считается, аромата сахарным сиропом или с раствором меда - медовой сытой, которая, бесспорно, пахнет, шмелихи только изредка, явно случайно опускаются на них… Может быть, шмелих зовет пыльца? Нет, плошки со взятым из пчелиных сотов пыльцевым кормом - пергой - шмелих тоже не занимают.

Правда, в сотах пыльца прошлогоднего сбора, несколько месяцев пролежавшая в ячеях. Давайте насыплем в плошки свежую пыльцу с позолотевших барашков ивы. Заинтересуются ли ею шмели? Нет, и такую приманку они обнаруживают лишь изредка. А вот вокруг цветущих ив звон стоит - так много здесь сборщиц корма. Но вдруг как раз этот звон и созывает к иве все новых насекомых? Первая шмелиха открыла золотые россыпи пыльцы случайно, занялась ими, ее жужжание приманило летевшую поблизости вторую, теперь они жужжат уже вдвоем, их услышала третья и так далее…

Очень соблазнительное предположение; одна беда - шмели от рождения глухи.

Весна-красна спускается на землю...

А. Островский. Снегурочка

Природа, пробудясь от сна, начнет жить полною, молодою, торопливою жизнью.

С. Аксаков. Детские годы Багрова-внука

лесах и на дне оврагов еще не стаял снег, на рассвете блестящим игольчатым узором затягивает лужицы, но утром теплеет, а ближе к полудню синий столбик в термометре поднимается даже до 14 - 15 градусов выше нуля...

Неумолчно щебечут воодушевленные теплом и солнцем птицы. В их праздничный гам вплетается новая, глуховатая, настойчивая нота, мрачное гудение. Что-то зашуршало под старыми, слежавшимися листьями. Сухие рыжие хвоинки на земле разлетелись, словно их воздушным хвостом метнуло, тонкие зеленые язычки молодых травинок закачались, и на невидимых крыльях вверх сразу взмывает темное со светлыми полукольцами на брюшке насекомое. Это из своей темницы вырвалась перезимовавшая шмелиха.

Бывает и по-другому.

Из-под слоя прошлогоднего, палого, уже тронутого плесенью листа выбирается шестиногое создание. Его движения совсем вялы. Похоже, оно еще не вполне проснулось, перемещается по освещенному солнцем участку медленно-медленно, и, только приблизившись к очерченной тенью границе, сразу поворачивает, очевидно не желая покидать более теплое место. Солнце вливает в насекомое новые силы, и оно начинает поднимать крылья, вновь складывает их, перебирая, время от времени тихонько гудит, потом внезапно срывается с площадки и, уверенно набирая высоту, летит на поиск корма.

Астрономы считают первым днем весны канун весеннего равноденствия - 21 марта. Шмелихам дела нет до равноденствия, до календаря астрономов. Для шмелиных самок весна начинается тогда, когда тепло разбудило их и вызвало из зимней обители, в которой скрыто прошла половина, даже больше половины отпущенного им природой срока жизни.

Сверху почва уже просушена солнцем. Прозрачнокрылое насекомое, не встречая особых помех, проскальзывает между прядей мха, сенной трухи, листовой крошки и прочих растительных остатков. Подземное путешествие не оставляет следов на великолепном наряде шмелихи. Она выходит важная, пушистая, щеголяя всеми красками мундира.

Первыми покидают места зимовки шмелихи помельче, позже - более крупные. Но и те и другие одинаково нужны для продления рода. Мы скоро узнаем почему.

Итак, шмелиха пробудилась ото сна, отправилась в первый полет. Если у вас достаточно времени и выдержки, ждите, когда она вернется. Тут вы и сможете убедиться, что то была действительно шмелиха. Вот бы выследить, куда именно она направится, в какую сторону, под какие листья нырнет. Однако следует быть готовым к тому, что насекомое вернется не скоро.

У всякого, кто наблюдал ранней весной появление перезимовавших шмелих, наверно, был не один случай убедиться в том, как долго иной раз отсутствует вылетевшая.

Бывает, шмелихи зимуют в старом материнском гнезде. Эти уже летом минувшего года летали вокруг, значит, знакомы с участком. Но неужели после двухсот с лишним суток непрерывного сна они еще способны здесь ориентироваться? К тому же теперь все выглядит по-другому. Прошлым летом, когда шмелихи начинали летать, деревья и кусты были одеты листьями, землю укрывали густые и высокие травы. Сейчас кроны деревьев и кустарник почти голы, а трава только что пробивается.

Способны ли шмелихи вообще воспринимать перемену обстановки? Еще как воспринимают! Можно сказать, они необыкновенно наблюдательны и впечатлительны. Любой дорожный указатель, всякая веха - и в отдельности и в сочетаниях - у них на примете.

Если перед входом в искусственное гнездо лежит прилетная доска, а, скажем, справа от нее камень, пусть не слишком крупный, то достаточно передвинуть его влево, и шмелиха станет так долго, неуверенно летать взад и вперед, что не останется и тени сомнения: конечно, ее смутила перемена декорации, она ищет знакомую примету. Стоит вернуть камень на прежнее место, и насекомое без колебаний спланирует или спикирует вниз и прямиком направится домой. Больше того, ничего не меняйте возле входа в гнездо и только вместо старого коридора, ведущего к внешнему летку, положите другой, пусть тоже старый, по снятый с гнезда, в котором обитали шмели другого вида, ваш шмель сразу, для этого ему не потребуется даже опускаться к входу, разнюхает: тут что-то неладно. Он откажется не только переступить по-иному пахнущий порог дома, а не станет даже приближаться к нему.

В средних широтах проснувшиеся шмелихи первым делом отправляются к ближайшей иве, к мягким серебряным барашкам цветочных сережек.

Но откуда этим насекомым известно, что именно на иве их ждет корм? Ведь летом прошлого года, когда шмелихи начали летать на цветы вокруг материнского гнезда, на ивах никаких барашков не было, они стояли в зеленом уборе, к тому же не первой свежести.

Вообще ранней весной не цветет ни одно растение, с которого шмелихи могли прошлым летом собирать корм. Но шмелихи и не ищут цветов, знакомых по минувшему лету. Именно ивы манят их отовсюду.

Может быть, ивовые барашки как-то подают о себе отощавшим за зиму насекомым весть? Душистый призыв, скажем... Но если в эту пору расставить приманки - плошки с лишенным, как считается, аромата сахарным сиропом или с раствором меда - медовой сытой, которая, бесспорно, пахнет, шмелихи только изредка, явно случайно опускаются на них... Может быть, шмелих зовет пыльца? Нет, плошки со взятым из пчелиных сотов пыльцевым кормом - пергой - шмелих тоже не занимают. Правда, в сотах пыльца прошлогоднего сбора, несколько месяцев пролежавшая в ячеях. Давайте насыплем в плошки свежую пыльцу с позолотевших барашков ивы. Заинтересуются ли ею шмели? Нет, и такую приманку они обнаруживают лишь изредка. А вот вокруг цветущих ив звон стоит - так много здесь сборщиц корма. Но вдруг как раз этот звон и созывает к иве всё новых насекомых? Первая шмелиха открыла золотые россыпи пыльцы случайно, занялась ими, ее жужжание приманило летевшую поблизости вторую, теперь они жужжат уже вдвоем, их услышала третья и так далее...

Очень соблазнительное предположение; одна беда - шмели от рождения глухи.

Но что же тогда зовет сборщиц к ивовым барашкам?

Сколько таких загадок еще поставят перед нами шмелихи в течение своей недолгой жизни!

Впрочем, почему же недолгой? Именно шмелихи и живут дольше всех форм шмелей. Их сестры - и мелюзга и крупноразмерные рабочие - все, что вывелись в прошлом году, как и их братья, появившиеся на свет одновременно или чуть раньше, закончили жизненный путь еще минувшей осенью. Из всей общины в живых остались лишь молодые шмелихи, прошлым летом совершившие брачный полет. Сейчас они встречают приход своей первой и последней весны.

По-разному зимуют разные насекомые. Одни сплошь исчезают к осени, оставив только кладки яиц, укрытые восковым или шелковым утеплением, спрятанные в расщелинах коры или среди опавших листьев... Другие задолго до окончания лета становятся личинками и, уходя от будущих холодов, пробираются в надежное укрытие, иногда даже не на 6 - 8 месяцев до следующей весны, а на годы , пока не созреют. Третьи встречают и проводят зиму уже окуклившись. Когда весеннее тепло возобновит прерванное холодами развитие, куколка превращается в законченное, совершенное насекомое - имаго. Шмели относятся к числу тех созданий, которые еще до наступления зимы становятся взрослыми насекомыми, "вполне образованными", как говорили когда-то энтомологи. Живым звеном связывают зимующие шмелихи поколения, ушедшие в прошлое, с потомками, которые должны появиться. Как только представится возможность, здоровые перезимовавшие шмелихи приступают к откладке яиц.

Каждое насекомое проявляет заботу о будущем своего потомства. Многие самки насекомых - их можно бы считать ветреными - роняют, разбрасывают яйца. Но все же не где попало, а в местах, где молодь, выводящаяся из яиц, - личинки, гусеницы или нимфы - окажется поближе к источникам корма. Другие, как, к примеру, всем известная комнатная муха, кладут яйца в самый корм. Немало есть насекомых, которым мать создает еще больший комфорт - она оставляет детям и стол и дом: сооружает кров, порку или ячею (здесь молодь может завершить развитие), складывает туда запас корма, достаточный для пропитания своего потомства. Существуют даже такие насекомые, у которых мать сама выкармливает детву, приносит ей каждый раз свежую пищу, вроде как птица птенцам. Выше всего развиты родительские таланты у насекомых, живущих общиной. А шмели как раз относятся к их числу.

Вышедшая на зов тепла шмелиха приступит к основанию общины после того, как подкрепит силы. Она ожесточенно грызет раскрывающимися в стороны и снова смыкающимися, как щипцы, челюстями - жвалами пыльники тычинок, глотает богатые белком зёрна цветня. Увлекшись, шмелиха глубоко забирается в венчик; иногда ей приходится, пятясь, отползать, пока самый колец брюшка не выглянет над краем лепестка. Тут выбрызгивается еле видная струйка. Через мгновение шмелиха снова зарывается в цветок.

Шмели цветков не пачкают. Дома они далеко не так аккуратны. Длинный, как гвоздь, как шило, хоботок - он отгибается весь сразу - насекомое снова вводит вглубь нектарника, жвалами раскусывает зрелые мешки тычинок, а подвижными щупиками подбирает высыпающиеся зерна пыльцы и поспешпо отправляет их в рот.

Пока шмелиха не насытилась, она не созреет для откладки яиц. Едва похолодает, насекомое возвращается к месту, откуда вылетело, или ищет поблизости кров до завтрашнего утра. Потеплеет, и, забыв о случайном привале, основательница - так называют шмелих, приступающих к закладке гнезда, - опять летит на цветы. Так она готовит себя к делу не менее трудному, чем зимовка: к поиску места для нового гнезда. Этот поиск длится обычно не один день.

Почему? Откуда шмелихе знать, каким должно быть обиталище ее будущей семьи? В брюшке насекомого еще только созревают первые яйца из числа тех, которые оно сможет отложить... И все же одно место за другим проверяется и одно за другим отвергается. На ночь шмелиха прячется где попало, прохлада усыпляет ее, холод приводит в оцепенение, но наступит утро, потеплеет, и, опять забыв о случайном привале, шмелиха полетит за кормом и будет дальше искать, искать, искать...

Поисковый полет шмелихи-основательницы заметно отличен и от полета за кормом, и от обратного полета в уже заложенное гнездо. Сюда насекомое летит, как правило, не налегке, не без груза. Если зобик заполнен нектаром, его вес вынуждает шмелиху переместить в полете центр тяжести тела. Это сразу бросается в глаза. А когда шмелиха летит с грузом пыльцы, собранной в два комочка обножки - в корзиночки на задней паре ножек, - можно не сомневаться: она возвращается домой и дома есть или скоро появится детва.

Шмелихи, ищущие, где обосноваться, летают с незаполненным зобиком, без обножки. Кроме того, летают они не высоко - около метра от земли. Полет их быстрый, нервный, изредка они задерживаются на миг над каким-нибудь ничем, на наш взгляд, казалось, не примечательным местом - чуть повисят в воздухе и стремглав уносятся дальше... Если, метнувшись в сторону, шмелиха опускается на цветок, она отдыхает здесь, подкармливается и опять спешит на поиски... Другие летают медленнее, часто приземляются, хлопотливо бьют крыльями, обследуют углубления в почве, сухую траву. Бывает и так: шмелиха, обнаружив ход в привлекательную норку, повисит в воздухе, приземлится, нырнет, но сразу как ошпаренная выскочит и взовьется, а следом из хода покажется встревоженный неожиданным посетителем хозяин норки - хмурый серый толстобрюхий паучшце.

Но почему задерживается шмелиха над тем или иным местом? Неужели она еще в полете, с воздуха, способна обнаруживать замаскированный травой ход в норку? Или на расстоянии чует запах покинутого мышами гнезда, а это для многих шмелиных видов наиболее заманчивое обиталище? Нет, шмелиха повисает в воздухе иногда и над углублениями, которые вы сами только недавно собственными руками сделали. Здесь мышами и не пахнет... Впору подумать, что эти насекомые оснащены каким-нибудь эхолотом , который засекает отраженный от земли звук полета, жужжание и гудение.

А какой же орган улавливает звуковую волну, возвращающуюся от поверхности почвы? Вот еще вопрос из тех, что ставят перед нами шмелихи, именно они, потому что поиск места для основания гнезда - только их обязанность. Позже в общине появятся рабочие формы шмелей, далее и самцы-шмели. Но ни те, ни другие сами основывать новые гнезда не способны и лишь развиваются в тех, что заложены перезимовавшими шмели- хами.

С каждым новым весенним днем число ищущих основательниц-квартирьеров шмелиного племени возрастает.

В средней полосе первыми просыпаются шмелихи Бомбус праторум - по-русски "луговые ", - хотя можно только удивляться, что их так прозвали: это вид типично лесной, часто гнездящийся в пнях, дуплах, в беличьих и птичьих гнездах.

Для этого лугового по названию, лесного по местообитанию шмеля характерен такой наряд: ярко-желтый, иногда довольно широкий воротничок обрамляет темную глазастую голову, желтая, как и воротник, узкая полоса опоясывает часто самую толстую часть черного брюшка, а конец тела прикрыт пушистой оранжевой юбочкой. Жужжание этих франтих вокруг цветов и знаменует начало шмелиного года, шмелиную весну, которая в средних широтах начинается, как правило, значительно позже, чем астрономическая.

Следом за луговыми вылетают на цветочное пастбище и приступают к поиску гнездовий садовые шмели - Бомбус горторум. Для этих обычны желтый воротничок, сливающаяся с желтым кольцом верхней части брюшка, желтая же опояска на груди, далее широкая черная полоса поперек брюшка, отороченного по низу белым.

Еще позже покидают зимние укрытия шмели большой и малый каменные, после них полевой - Бомбус агрорум - и городской, или, как его называют поляки, парковый, - Бомбус гипнорум. У нас в средней полосе шмелихи этих видов вылетают с середины апреля до начала мая.

Одновременно с ними вылетают и Бомбус сильварум, в переводе на русский "лесной", хотя этот шмель обитает больше на полянах, и вариабилис - "изменчивый", он же гельферанус, он же гумилис, который, как и пестрый - Бомбус сороензис, - не имеет типичного наряда... К концу мая обычно все виды, приуроченные к средней полосе, уже выполняют свои первые повинности: объедаются пыльцой на цветах, пьют нектар, набираясь сил для закладки будущего поселения. А это дело нелегкое. Есть шмели, которые гнездятся в подземных норках с ведущими к ним длиннющими ходами. Такой ход может быть чуть не в два метра, тогда как в самом-то насекомом миллиметров 20 - 25; выходит, коридор длиннее строителя почти в сто раз!

Представьте себе такое: ваш рост полтора метра, а коридор в жилье должен иметь свыше ста метров. И этот коридор надо самому прорыть без каких-нибудь лопат, совков, скребков...

Немало шмелих останавливают свой выбор на гнилых пнях.

Помните, в рассказе "Приточная трава" К. Паустовский писал: "Трухлявые эти пни разваливались от легкого толчка ногой. Тогда взлетала темным облаком коричневая, как размолотый кофе, пыль, и в открывшихся внутри пня запутанных и таинственных ходах, проточенных короедами, начинали суетиться крылатые муравьи, жужелицы и плоские черные жуки в красных погонах, похожие на военных музыкантов. Недаром этих жуков звали "солдатиками".

Потом из норы под пнем вылезал заспанный - черный с золотом - шмель и, гудя, как самолет, взлетал..."

Многие шмелихи устраиваются просто в щелке между камней, на чем-то прельстившем их участочке земли, где нет готовых, покинутых птицами или грызунами гнезд и где сами насекомые сооружают убежище, действуя всеми шестью ножками и сильными челюстями. Другие устраиваются под старыми листьями, между корневых лап, выстилая отборными моховыми прядями, травинками, пластинками мягкого сена полости, пригодные для будущей общины. Некоторые прячутся в тихом уголке заброшенного сарая, на чердаке, пробираются в глубь соломенной или камышовой стрехи. Одни предпочитают открытые места - лужайки, поляны, другие ныряют в тень деревьев.

Списки мест, где коллекционерам попадались гнезда разных шмелей, слишком длинны; ограничимся некоторыми примерами.

Шмель вариабилис - "изменчивый" - изменчив не только внешне, по наряду, по и по местожительству. Он может поселяться хоть в кочках сухой травы, хоть под деревом, хоть на склоне балки, в кучке конского навоза, под камнем...

Гнезда малого каменного шмеля находили между жердей ограды палисадника, в дерновой обкладке клумб, на огороде, в закрытой мхом ямке, в посеве клевера, среди сухих мелких листьев...

Гнезда Бомбус эквестрис обнаруживались в куче мусора, между двумя гнездами ос в дупле старой ивы, среди слежавшихся древесных опилок...

Не всякий шмель сносит близость человека, но некоторые вполне мирятся с таким соседством. Большой каменный - Бомбус лапидариус - чаще проникает в землю, но может обосноваться и над дверью сарая, и под порогом, и возле входа в погреб, а случалось, и под цветочным горшком.

Описаны гнезда желтого мохового шмеля, поселившегося на высоте 3 - 4 метров над землей, рядом с гнездом ласточек. Моховой шмель, оказалось, может обосноваться и в скворечнике. Скворечник подвесили высоко на липе, и в первый год все считали, что он пустует. Но следующей весной сразу после прилета птицы начали осваивать приготовленное для них жилье. Из летка посыпались какие-то комки, обломки, мусор. То были старые коконы, сухие мертвые шмели. По ним-то и выяснилось, что прошлым летом скворечник не пустовал, а был занят шмелями.

Когда в одном из районов Северного Урала натуралисты провели перепись шмелиных поселений, примерно девять из десяти оказались на поверхности почвы и лишь одно из десяти - в земле на разной глубине; они были сооружены из различных растительных материалов, но нашлись и гнезда из шерсти, обрывков бумаги...

Описано гнездо, выросшее в кармане шубы, которая висела в сенях дома: уголок оконного стекла в сенях был отбит, и через это отверстие шмели и летали.

Описано гнездо в старом, выброшенном на задний двор матрасе, в истоптанном до дыр валенке за мусорной кучей...

Одно и вовсе необыкновенное поселение помог мне обнаружить соседский спаниель Тим. Он увязался как-то за нами на прогулку, а тут гроза. Мы еле успели добраться до сторожки, где жил лесник.

На крылечке дома в углу стояло великолепное чучело пойнтера. Тим заметил неподвижную собаку, насторожился, потом отступил и залаял.

Навстречу, распахнув дверь, прихрамывая и опираясь на палку, вышел хозяин. Тим совсем зашелся. Как мы ни утихомиривали его, он продолжал облаивать пойнтера, крылечко, всех нас.

А ведь Тим чует, что дело нечисто! - смекнул лесник. - Вы сами подойдите, может, услышите.

Но мы ничего не слышали, ни о чем не догадывались. Тогда хозяин легонько прикоснулся концом палки к спине чучела, и в ответ, перекрывая шум дождя, явственно послышался глухой гул.

Гроза, вот они и сидят смирно. А вы посмотрели бы в ясную погоду: одни шмели из раскрытой пасти так и шпарят, другие возвращаются с обножкой и ныряют в пасть. Двустороннее движение без регулировщика... Когда они умудрились здесь поселиться и где там внутри устроились, в толк не возьму. Но забавно утречком смотреть, как из пасти вылетают шмельки...

Получается, шмелихи не столь уж строги при выборе места для гнезда; они могут подчас поселяться и там, где их предкам никогда не доводилось обосновываться. Почему, в таком случае, столь продолжительны поиски?

Пожалуй, непрерывная работа крыловых мышц и беготня хоть и поглощает уйму энергии, сил, времени, все же полезна, так как ускоряет обмен веществ и созревание яиц. Не потому ли какая-то часть шмелих, выловленных ранней весной и поселенных в искусственные гнезда, где им предоставлено, казалось, все для закладки, гнезда, так и не могут вывести ни одной личинки. А в тех, что досыта налетались и изрядно вымотались, яйца созревают быстрее. Раньше или позже сооружение гнезда становится для шмелихи делом неотложным. Тогда первое мало-мальски подходящее место превращается в строительную площадку, хотя той же шмелихе уже не раз могли попадаться места гораздо лучшие, совсем безукоризненные.

Пусть и были лучшие - сама строительница еще не созрела.

Первые основательницы приступили к делу, и оно потребует от них не только трудовых, но, как мы дальше увидим, и ратных доблестей. Заметьте себе - первые...

А другие перезимовавшие шмелихи еще не успели откормиться, всё пасутся на цветах и ищут, ищут, ищут... На полянах и опушках по-прежнему звенит и гудит их неумолчная песнь.

Баранова М.Т Домашняя работа по русскому языку за 6 класс: Учебно-практическое пособие - М.: «Просвещение», 2000. - 126 c.
Скачать (прямая ссылка): domrabotpors2006.pdf Предыдущая 1 .. 32 > .. >> Следующая
Личные Я, они, унего
Возвратное Себя, с собой
Вопросительные Кто? Что? Который?
Относительные Кто, что, который
Неопределенные Кому-то, сколько-либо
Отрицательные Никто, ни с кем, не счего
Притяжательные Мой, твой, свой
Указательные Тот, этот, такой
Определительные Весь, всякий, сам
454. Мой (грустный товарищ), со мною (задумал), (криком) своим, мы (птицы), (ветер да) я (гуляем).
I. Мой - мест. Товарищ (чей?) мой. Н. ф. - мой.
II. Пост. - притяж.; непост. - вИ. п., м. р., ед. ч.
III. Товарищ (чей?) мой.
I. (Со) мною - мест. Задумал (скем?) со мною. Н. ф. - я.
II. Пост. - личн., 1-го л. ед. ч.; непост. - вТ. п.
III. Задумал (скем?) со_мно_Ю.
100
I. Своим - мест. Криком (чьим?) своим. Н. ф. - свой.
II. Пост.- притяж.; непост. - вТ. п., ед. ч., м. р.
III. Криком (чьим?) своим.
I. Мы - мест. Птицы (кто?) мы. Н. ф. - мы.
II. Пост. - личн., 1-го л. мн. ч.; непост. - вИ. п.
III. Птицы (кто?) мы.
I. Я - мест. Гуляем (кто?) ветер да я. Н. ф. - я.
II. Пост. - личн., 1-го л. ед. ч.; непост. - вИ. п.
III. Гуляем (кто?) ветер да у.
455. Слитное, раздельное и дефисное написание слов
Раздельное
Дефисное
Предлог Перед лесом, перед зеленым, передо мной
Существительное Неприятель, неряха При огороде, по земле; не приятель, а вр г; вовсе не приятель АМаша-то не идет!
Прилагательное Невежливый, неприступный Не вежливый, грубый; вовсе не вежливый Зеленый-то не пишет!
Местоимение Никого, нечего Ни скем, не с чего Кое-кто, кто-нибудь
456. (устно)
457. Растаял (с., I) в поле снег, леса повеселели (с, I), Д ль з ливных лугов л зурн иясн;
Стыдливо белая береза зеленеет (н., I), Проходят (н., II) облака все выше и нежней, Аветер сушит (н., II) сад имягко вокна веет (н., I) Теплом прельских дней.
(И. Бунин.)
458. 1) (Стем) не ужиться, (любит) браниться, (будете) держаться, (можете) не бояться, (легко) хв литься, (легко) св литься.
2) (Совет) требуется, (беда) переносится, (кто) хвалится, (тот) св лится, (кто) не боится, (он) спорится, (дело) боится.
101
I. Кто - мест. Хвалится (кто?) кто. Н. ф. - кто.
II. Пост. - относит.; непост. - вИ. п.
III. Хвалится (кто?) кто.
459. Увидеть (II спр., искл.) - яувижу, ты увидишь, он увидит, мы увидим, вы увидите, они увидят; просить (II спр.) - я прошу, ты просишь, он просит, мы просим, вы просит, они просят; вырастить (II спр.) - явыращу, ты вырастишь, он вырастит, мы вырастим, вы вырастите, они вырастят; вырастать (I спр.) - я вырастаю, ты вырастаешь, он вырастает, мы вырастаем, вы вырастаете, они вырастают; услышать (Пспр.. искл.) - яуслышу, ты услышишь, он услышит, мы услышим, вы услышит, они услышат.
460. Жить (I) - живет; ценит (II) - ценить; будить (II) - будит; не станет (I) - стать; говорить (II) - говорит; вставать (I) - встает; делать (I) - делает; мыть (I) - моет; застилать (I) - застилает; успеет (I) - успеть; одеться (I) - оденется; умыться (I)- умоется; поесть - поест; встать (I) - встанет; сесть (I) - сядет.
I. Каждый - мест. Час (какой?) каждый. Н. ф. - каждый.
II. Пост. - определит.; непост. - вВ. п., ед. ч., м. р.
III. Час (какой?) каждый. Кровать - кро-вать.
[к] - согл., глух., тв. [р] - согл., зв., тв. [а] - гласн., безуд. [в] - согл., зв., тв. [а] - гласн., уд. [т"] - согл., глух., мягк. 7 б., 6 зв.
461. Цветет ива. Вокруг нее летают (на - ать, I) шмели, порхают (на - ать, I) бабочки, суетятся (на -ить, II) бестолковые мухи. Над лужами вьются (I) комары.
Перелетные птицы торопятся (на - ить, II) на родину, ксвоим гнездам. Позже других возвращаются (на -ать, I) самые яркие ипе-стрые птицы. Зимородок прилетает (на -ать, I) из Египта, аиволга -из Южной Африки.
102
462. Нина спрашивает:
- Быть может, вы хотите покушать?
- Спасибо. Я только что ужинал.
- «Кушать» - это лакейское слово, да?
- Почему?
- Помните в литературе прошлого века? Только лакеи говорили: «Кушать подано». Господа всегда говорили: «Милости прошу перекусить...»
(Ю. Семенов.)
463. Сутра я начинаю убирать комнату. Вначале скатываю ковер и снимаю с подоконника цветы. Я тщательно протираю каждый листочек и обильно поливаю растения.
Потом отжимаю тряпку ивытираю до блеска оконные стекла и зеркало.
Теперь надо положить на место игрушки моей младшей сестры. К письменному столу отца яне прикасаюсь: папа сам всегда приводит его в порядок.
464. Вгостяхудруга.
Элементы разговорного стиля: разговорная форма имени (Во-лодька), много вопросительных и восклицательных предложений.
Сов. в.: открыл, не упал, увидел, посмотрел, приходил, рассказать, спросил, узнаешь, послушай, воскликнул, пошел, подожди, пригорит.
Несов. в.: был, горел, проходи, есть, хочешь, был.
I. Мамину - прилаг. Новость (чью?) мамину. Н. ф. - мамин.
II. Пост. - притяж.; непост. - вВ. п., ед. ч., ж. р.
III. Новость (чью?) мамину.
465. Степа дрова колет.
Вы не знаете нашего Степу? Хвастун он страшный.
- Явчера за полчаса все дрова переколол, - сказал Степа однажды.
- Когда ты научился? - спрашиваем мы.
- Ая давно умею, - отвечает он.
- Тогда покажи, амыпосмотрим, как утебяэто получается. Пошли мы во двор. Степа гордо взял топор и... тут начался настоящий цирк. Степа, конечно, взял самый большой чурбан, раз-

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!