10 православных заповедей. Десять заповедей божьих

Сколько всего заповедей Божьих: объяснение и список всех заповедей Божьих на русском языке.

  • Значение первой заповеди в том, что Бог – един, и все живое существует по воле Его и по Его воле к Нему возвращается. Сила и мощь, пребывающие в Господе, не существуют ни в одном из земных и небесных творений. Сила Божья проявляется в солнечном свете, в морской и речной воде, в воздухе, в застывшем камне.
  • Ползет ли дождевой червь по земле, летит ли птица, рассекает морские ли глубины рыба – все это происходит по воле Господа. Прорастание семени, шелест травы, дыхание человека – проявление неземных способностей, полученных всем, что живет, растет, существует благодаря Богу.
  • Первая заповедь, которой Бог указывает на Самого Себя, – одна из главных для верующего, призывающая любить единственного и истинного Бога всем сердцем своим, всей душой и всеми своими мыслями. Человек должен бояться и любить Господа одновременно, и вместе с тем не прекращать доверять Ему, независимо от жизненных обстоятельств.
Первая заповедь Божья — верить в единого Господа Бога: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей
  • Только Господу известно, что нам нужно и какая судьба нам предназначена. Способность что-либо делать обретается только по воле Господа, ведь он есть источник животворящей и могучей силы, не существующей в иной форме. Мудрость и знания идут от Господа, и каждая тварь наделена частицей Премудрости Божьей: и муравей, и слизень, и синица и орел, дерево и камень, вода и воздух также имеют свою мудрость.
  • Божья мудрость побуждает пчелу строить соты, птицу лепить гнездо и выхаживать птенцов, дерево растет, направляя свои ветви к солнцу, а камень молчит и сохраняет свою форму. Никто не порождает собственную мудрость, поскольку ее поставляет один-единственный источник всевозможной мудрости – Бог. Живоносную и великую Премудрость дает всему Господь.

Как же молиться Господу? Вот текст молитвы:

«Боже Милостивый, неисчерпаемый, единственный источник силы, укрепи меня, немощного, одари силою большею, чтобы я мог лучше служить Тебе. Боже, дай мне мудрости, чтобы полученную от Тебя силу я не употребил во зло, но только на благо себе и ближним своим для величания славы Твоей. Аминь».



Как молиться Господу

Пояснение первой заповеди для детей:

  • Заповеди Божьи – это законы, данные Господом всем людям. Заповеди нужны людям для того, чтобы поступать правильно, не путать добро и зло.
  • Вера всей душой в единого Господа – это так же естественно, как верить своим родителям, доверять им, советоваться с ними и раскрывать перед ними свое сердце. Бог не просто сотворил мир, он проявляет заботу о каждом, кто живет на земле. Любовь к Господу и почитание проявляется в обращении к Нему в молитве:

«Пусть только Господь царит в твоем сердце,
И только Ему открой сердца дверцу!
Пусть Бог будет смыслом всей жизни твоей!
Пусть Он управляет и властвует в ней!».

Видео: 10 Десять заповедей Божиих

  • Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
  • Нет ни одного творения, которое может стать для верующего той же силой, которой является Господь. Взойдя на высокую гору для встречи с Господом, не нужно смотреть на отражение в протекающей рядом реке. Представ перед правителем, не нужно озираться на его слуг, в надежде услышать от них совет или получить помощь.
  • Разве мы обращаемся к посредникам в делах, где могут помочь только самые близкие? Разве Отец останется безразличным к переживаниям и трудностям детей? Со слугами легче тому, кто имеет грех за душой. А безгрешный не отвращает взор от Отца своего, а смело смотрит на того, кто милосерднее слуг.
  • Господь испепеляет грехи в каждом из нас, как солнечные лучи губительно действуют на вредоносных микробов, появляющихся в воде. От этого вода очищается, становится пригодной для питья.
  • Потому вторая заповедь – это запрет идолопоклонства и создания кумиров, идолов для почитания. Второй заповедью Господь запрещает почитание подобия или изображения того, что мы наблюдаем на небе (Солнца, Луны, звезд), и того, что живет на земной поверхности (растений, животных, людей) или находиться в морских глубинах (рыб).
  • Однако это не означает, что Господь запрещает поклоняться святым иконам и мощам, ведь это лишь изображение, образ Господа, ангелов или святых.
    Святые образа даны нам, как память о делах Божьих и святых Его, для для вознесения мыслей наших к Богу и Его святым.


Вторая заповедь Божья — не сотвори себе кумира: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей

Пояснение второй заповеди детям:

  • Ребенку очень трудно понять, что такое кумир или зачем люди создают идолов. Нужно находить сравнение, наиболее близкое и понятное для ребенка.
  • Кумир – это то, что человек ошибочно принимает за самое главное и важное в жизни. Поклоняясь кумирам или идолам, человек может даже забыть о Господе. Но разве ребенок поменяет маму на куклу или папу на новый велосипед? Вспомним сказку о Кае и Герде. Мальчик поверил в то, что Снежная Королева – его кумир, забыв о простых вещах – доброте, любви. Но это не принесло ему счастья и ледяной замок с идеальными правильными холодными грушками стал для него клеткой, в которойц погибала его душа.
  • И только любовь Герды помогла помогла его сердцу растаять и мальчик вспомнил о Боге. Так и любой христианин должен в первую очередь любить и помнить о Господе, и только потом — о близких людях.

«Господь твой пусть будет единственным Богом,
Хоть в жизни всегда разных идолов много,
Служи лишь Ему всей душою своей!
На Бога надейся, а не на людей!».

Видео: Детям о заповедях

  • Третья заповедь запрещает произносить имя Господа в пустых бессмысленных разговорах, в шутках, играх, когда человек проклинает, произносит клятву, обманывает. Нельзя также произносить имя Бога в каждой молитве к Нему, прославлять Его или благодарить суеверно.

Пояснение третьей заповеди детям:

  • Имя Бога произносится с должным вниманием и благоговением. Даже короткое обращение к Господу – это молитва. Мы словно набираем номер телефона и ждем ответа на «том конце».
  • Имя Господа каждый христианин бережно хранит в сердце и выпускает оттуда только в особых случаях. Упоминая имя Господа в разговорной речи, скажи «помилуй» или «Слава Тебе». Тогда обращение к Богу примет форму молитвы.

«Имя Божье напрасно ты не говори!
Уважение твое пусть в словах тех горит.
Пусть с любовью к Нему твое сердце стучит,
Благодарность и вера в нем вечно звучит!».



Третья заповедь Божья — не произноси имя Господа Бога напрасно: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей

  • Четвертая заповедь велит христианам посвящать все дни недели работе и творить дела, к которым есть призвание. И только седьмой день посвящать служению Бога и отводить его на святые дела, угодные Господу: молитвы, беспокойство о спасении своей души, посещения Храма Божьего, изучение Закона Божьего, чтение святого Письма.
  • Среди других угодных Богу дел – те, которые считаются полезными для души: просвещение ума и сердца полезными познаниями, чтение полезных для души книг, помощь тем, кто нуждается: бедным, заключенным, больным, сиротам.

Пояснение четвертой заповеди детям:

  • Седьмой день следует проводить в молитвах, чтении Библии.
  • Небесный Отец выслушивает наши обращения каждый день и только на седьмой день ожидает от нас посещения Храма, участия в богослужении и Причащения Христу.

«С Богом жизнь для себя христианин выбирает,
И поэтому церковь всегда посещает.
Знать о Господе больше он очень стремится,
И из Библии мудрости Божьей учиться».
Посвящай время Господу – будешь успешен,
И Его вечной милостью нежно утешен».



Четвертая заповедь Божья – всегда помни про день субботний выходной: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей

  • Пятой заповедью Господь обещает долгую жизнь в благополучии тем, кто почитает родителей своих. Уважение родителей проявляется в любви к ним, уважительном отношении, послушании, помощи.
  • Господь призывает также произносить лишь те слова, которые буду радовать родителей, а также не совершать того, что обидит их или расстроит. Во время болезни родителей нужно молиться за них. После их смерти не забывать просить Господа о спасении их души.

Пояснение пятой заповеди детям:

  • Папа и мама заботятся о своих детях и помогают им, пока они маленькие несмотря на поведение, оценки в школе, способности или их отсутствие.
  • Потому дети должны помогать своим престарелым и немощным родителям на склоне их лет. Почитать мать и отца – это значит, что нужно не только вежливо говорить с ними, но и оказывать реальную поддержку. Ведь на склоне лет родители нуждаются в душевном внимании и участии.

«Относись с уважением к папе и маме!
Мудрость, опыт родителей стоят внимания!
Дорожи ими, слушайся и подчиняйся!
Как у Бога характер свой сделать пытайся!
И тогда будет жизнь твоя – благополучной.
Долгой будет она, и, при этом, нескучной».



Пятая заповедь Божья — почитать и уважать родителей: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей

  • Шестая заповедь – запрет на убийство любым способом. Запрет распространяется как на других людей, так и на самого себя (самоубийство). Самым страшным и тяжким грехом считается лишение жизни – наибольшего дара Божьего.
  • Самоубийство же – один из тяжких грехов, в котором усматривается не только грех убийства, но отчаяние и дерзкий бунт против Провидения Господнего. Самоубийце нельзя будет покаяться после смерти и просить спасения для своей души.


Шестая заповедь Божья — не убивать: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей

Пояснение шестой заповеди детям:

  • Лишение жизни одного человека другим – самый страшный грех.
  • Такой же грех – мучить животных, птиц, насекомых. Все они – творения Господа, о которых человек должен заботиться.

«Людей убивает
Не только оружье!
И жизнь сокращают
Порою не ружья,
А грубое слово,
Поступок бездумный
Жизнь рушит другого,
Стар он или юный.
Людей берегите,
Заботьтесь, любите,
Всех благословляйте
И радость дарите!».


  • Прелюбодействие – нарушение супружеской верности. Незаконная нечистая любовь считается греховной. Нарушение супружеской верности и любви запрещено Господом.
  • Если же человек не связан клятвой верности с супругом или супругой, то ему следует придерживаться чистых мыслей и желаний, оставаться девственным в делах, словах.Что это означает? Нужно избегать того, что порождает нечистые чувства: ругань, бесстыдные песни, танцы, рассматривание соблазнительных изображений, зрелищ, пьянство.

Пояснение седьмой заповеди детям:

  • Связанный узами брака или клятвой верности человек не должен переступать через любовь, предавать любимого.
  • Сохранить семью можно только в том случае, если и мужчина и женщина будут хранить верность друг другу.

«Пройдут года. Ты вырастешь. Бог даст тебе супругу(а).
Полюбишь. Вступишь в брак. Всегда будь верен, предан другу.
Над отношеньями трудись. Жди Божьего ответа.
Не изменяй своей любви. Не нарушай завета».



Седьмая заповедь Божья — не прелюбодействовать: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей

  • Воровство, а также присвоение любым способом того, что принадлежит другому человеку, запрещено Господом.
  • Плохим поступком считается воровство. Если человек нашел дорогую вещь на улице и присвоил ее себе – это также считается кражей. Правильнее попытаться найти того, кто потерял эту вещь. Такой поступок – проявление верности святому Богу.

«Тот, кто у людей забрал,
Вещи их, путем нечестным,
Человек тот вором стал,
Это станет всем известно».



Восьмая заповедь Божья — не воровать: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей

  • Всякая ложь, неправда, наветы запрещены Господом десятой заповедью. Свидетельствовать неправду во время судебного разбирательства на другого человека, доносительство, клевета, сплетни недопустимы для христианина.
  • Нельзя врать даже при отсутствии намерения вредить ближнему своему. Поскольку такое поведение не согласуется с любовью и уважением к ближним.

Пояснение девятой заповеди детям:

  • Бывают ситуации, когда единственным способом избежать наказания может быть ложь. Но такой способ – всего лишь иллюзия.
  • Следуя путем лжи можно преодолеть отдельные трудности, но в конце концов обстоятельства сложатся так, что обман раскроется. Также нельзя говорить о людях неправду.

«Неправду о людях – не произноси!
Для этого помощи Божьей проси,
Чтоб видеть хорошее в ближних своих.
Не злое, а доброе думать о них!
Ложь может несчастье с собой принести,
А правда к победе твоей привести».



Девятая заповедь Божья — не лгать: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей

Десятая заповедь Божья — не завидовать: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей

  • Господь не позволяет делать что-то плохое другим, а также запрещает плохие желания и помыслы относительно окружающих или близких. В десятой за поведи говорится о таком грехе, как зависть.
  • Тот, кто мысленно желает чужого, тот может легко переступить черту, разделяющую плохие мысли и плохие дела. Само чувство зависти уже оскверняет душу.
  • Она становится нечистой перед Господом, ведь через дьявольскую зависть появился на свете грех. Истинный христианин должен очищать свою душу от внутренних нечистот, беречься от плохих желаний и оставаться благодарным Богу за то, что у него есть. Если же у знакомого или соседа всего много, то нужно радоваться за него.

Пояснение десятой заповеди детям:

  • Десятой заповедью Бог запрещает людям завидовать. Ведь это чувство мешает им жить радостно: среди близких и соседей, среди знакомых всегда найдется тот, чья жизнь может казаться лучше собственной.
  • Но в сказках есть много примеров того, что нельзя быть жадным и все время хотеть большего, чем у тебя есть. Например, жадная старуха из сказки Пушкина «Золотая рыбка».
    Если у твоих друзей случается что-то очень хорошее, то лучше искренне порадоваться за них и поблагодарить Господа за это.

«Не желай ничего, чем владеет ближний.
Не мечтай, что предмет у кого-то лишний.
Эти мысли тебе принесут страданья,
Ведь за грех принесёшь ты себе наказание».

Видео: 10 ЗАПОВЕДЕЙ БОЖЬИХ.

Получение от Бога Десяти Заповедей является самым знаменательным ветхозаветным событием. С Десятью Заповедями связано само образование еврейского народа. Действительно, до получения заповедей в Египте жило семитское племя бесправных и огрубевших рабов, после Синайского законодательства возникает народ, призванный верить и служить Богу, из которого в последствии произошли великие пророки, апостолы и святые первых веков христианства. Из него же родился по плоти Сам Спаситель мира – Господь Иисус Христос.

Об обстоятельствах получения Десяти Заповедей повествует книга Исход в 19-20 и 24-й главах. За полторы тысячи лет до Рождества Христова, после великих чудес, совершенных пророком Моисеем в Египте, фараон вынужден был отпустить еврейский народ, и тот, перейдя чудесным образом Красное море, пошел по пустыне Синайского полуострова на юг, направляясь к обещанной (Обетованной) земле. К пятидесятому дню после исхода из Египта еврейский народ подошел к подножью Синайской горы и расположился здесь станом. (Синай и Хорив – две вершины той же горы). Здесь пророк Моисей взошел на гору, и Господь объявил ему: “Скажи сынам израилевым: если будете слушаться голоса Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим народом. ” Когда Моисей, передал волю Божию евреям, они ответили: “Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны .” Тогда Господь повелел Моисею к третьему дню приготовить народ для принятия Закона, и евреи постом и молитвой стали готовиться к нему. На третий день густое облако покрыло вершину горы Синай. Сверкали молнии, гремел гром и раздавался громкий звук трубы. От горы восходил дым, и вся она сильно колебалась. Народ стоял вдалеке и с трепетом наблюдал происходящее. На горе Господь сказал Моисею Свой закон в виде Десяти Заповедей, которые пророк потом пересказал народу.

Приняв заповеди, еврейский народ обещал их соблюдать, и тогда был заключен Завет (союз) между Богом и евреями, состоящий в том, что Господь обещал еврейскому народу Свои милости и покровительство, а евреи обещали праведно жить. После этого Моисей снова взошел на гору и пробыл там в посте и молитве в течение сорока дней. Здесь Господь дал Моисею и другие законы церковные и гражданские, повелел соорудить Скинию (переносной храм-палатку) и дал правила относительно служения священников и совершения жертвоприношений. К концу сорока дней Бог написал Свои Десять Заповедей, данные раньше устно, на двух каменных плитах (скрижалях) и повелел хранить их в “Ковчеге завета” (позолоченном ящике с изображениями херувимов наверху крышки) для вечного напоминания о Завете, заключенном между Им и израильским народом. (Местонахождение каменных скрижалей с Десятью Заповедями – неизвестно. Во 2-й главе Вторая книга Маккавеев повествует, что при разрушении Иерусалима Навуходоносором в 6-м столетии до Р.Х. пророк Иеремия спрятал каменные скрижали и некоторые другие принадлежности храма в пещере на горе Нев»о. Гора эта находится в двадцати километрах на восток от места впадения реки Иордан в Мертвое море. Перед самым вступлением израильтян в Обетованную землю (1400 лет до Р.Х). на этой же горе был похоронен пророк Моисей. Неоднократные попытки найти скрижали с Десятью Заповедями не увенчались успехом). Эти заповеди мы здесь приводим:

1. Я – Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

2. Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой – день покоя – да будет посвящен Господу Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его … ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

Семья всегда была и будет основой общества и Церкви. Поэтому святые апостолы заботились об утверждении правильных взаимоотношений между членами семьи. Они наставляли: “Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен, и не будьте с ними суровыми. Дети, будьте послушны родителям во всем, ибо это угодно Господу. Отцы не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.. . ” “Дети пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям: ибо сие угодно Богу ” (Еф. 5:22-23;6:1-4, Кол. 3:18-20; 1 Тим. 5:4).

Что касается отношения к посторонним людям, то Христианская вера учит необходимости оказывать почтение каждому, в соответствии с его возрастом и должностью: “Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь ” (Рим. 13:7).В духе этого апостольского наставления христианину следует уважать: пастырей и отцов духовных; начальников гражданских, которые заботятся о справедливости, мирной жизни и благополучии страны; воспитателей, учителей и благодетелей и вообще всех старших по возрасту. Грешат те молодые люди, которые не уважают старших и стариков, считая их людьми отсталыми, а их понятия – отжившими. Еще в Ветхом Завете Господь сказал через Моисея: “Перед лицом седого вставай и почитай лице старца, и бойся Господа Бога твоего ” (Лев. 19:32).

Но если бы случилось, что родители или начальники потребовали от нас чего-либо противного вере и Закону Божию, то тогда должно сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским: “Судите, справедливо ли перед Богом слушать вас более, нежели Бога ” (Деян. 4:19) должно быть готовым претерпеть за веру и Закон Божий все, что бы ни последовало.

В качестве противодействия чувствам злобы и мести, Господь учил Своих последователей любить всех людей, в том числе и своих врагов: “Говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего Небесного ” (Мф. 5:44).

Примечание: Как следует смотреть на войну и на смертную казнь преступников? Ни Спаситель, ни Его апостолы не диктовали гражданским властям, как те должны решать свои государственные и общественные проблемы. Христианская вера ставит себе целью преобразить самое сердце человека . Пока зло живет внутри людей, войны и преступления – неизбежны. Если же люди станут лучше, то и войны и преступления прекратятся.

Несомненно, что война есть зло. Но войну оборонительную следует признать, как меньшее зло в сравнении с допущением неприятеля на территорию своей страны и всех последствий агрессии. Убийство на войне церковь не рассматривает, как частный грех человека, когда воин идет “отдать душу свою за ближних своих.” Среди воинов существуют и святые, прославленные чудесами: св. великомученик Георгий, св. благоверный князь Александр Невский, святые Федор Тирон, Федор Стратилат и другие. Смертная казнь преступника относится также к общественному злу и может быть объяснима необходимостью уберечь благонамеренных граждан от большего зла – грабежа, насилий и убийств.

Запрещая насильственное отнятие жизни, христианская вера учит спокойно смотреть на смерть, когда неизлечимая болезнь подвела человека к ее порогу. Является неправильным употреблять героические средства, чтобы продлить часы умирающего. Лучше помочь ему примириться с Богом и мирно отойти в вечность, где мы все встретимся.

Тяжелым грехом против седьмой заповеди является гомосексуализм. Развратники всячески пытаются этот грех оправдать. Этот постыдный грех апостол Павел строго бичует в первой главе своего послания к Римлянам (ст. 21-32). Древние города Содом и Гоморра были истреблены Богом именно за этот грех (Бытие 19-я глава, смотри соборное послание ап. Иуды 1:7).

Относительно плотской распущенности Писание предупреждает: “Блудники грешат против собственного тела. ” “Блудников и прелюбодеев судит Бог ” (1Кор. 6:18; Евр. 13:4). Невоздержанная жизнь расслабляет здоровье, расслабляет душевные способности человека, в особенности – его воображение и память. Надо хранить свою нравственную чистоту, потому что наши тела – “члены Христовы и храмы Духа Святого ”.

Задачей нашей жизни является приобрести чистое сердце. В чистых сердцах почивает Господь. Поэтому: “Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием ” (2Кор. 7:1). Господь Иисус Христос обещает человеку великую награду за сердечную чистоту: “Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога ” (

Закон Божий для каждого христианина - путеводная звезда, которая указывает человеку, как попасть в Царство Небесное. Вот уже много столетий не уменьшается значение этого Закона. Напротив, жизнь человека все больше усложняется противоречивыми мнениями, а значит, необходимость в авторитетном и ясном руководстве Заповедей Божиих возрастает. Именно поэтому многие и в наше время обращаются к ним. И сегодня регуляторами нашей жизни выступают заповеди и семь главных смертных грехов. Список последних следующий: уныние, чревоугодие, похоть, гнев, зависть, алчность, гордыня. Это, естественно, основные, наиболее тяжкие грехи. 10 заповедей Божьих и 7 смертных грехов - вот основа христианства. Необязательно читать горы - достаточно избегать того, что ведет к духовной гибели человека. Однако сделать это не так просто как кажется на первый взгляд. Нелегко полностью исключить из своей жизни все семь смертных грехов. И десять заповедей соблюдать - тоже задача непростая. Но мы должны хотя бы стремиться к духовной чистоте. Бог, как известно, милосерден.

Заповеди и законы природы

Основы православия - заповеди Божии. Можно сравнить их с законами природы, ведь источником и тех и других является Творец. Они дополняют друг друга: первые дают человеческой душе нравственную основу, а вторые регулируют бездушную природу. Разница же заключается в том, что материя подчиняется законам физическим, человек же волен подчиняться законам нравственным или игнорировать их. Великая Божия милость заключается в предоставлении каждому из нас свободы выбора. Благодаря ей мы духовно совершенствуемся и даже можем уподобиться Господу. Тем не менее нравственная свобода имеет и другую сторону - она налагает на каждого из нас ответственность за совершенные поступки.

Мы не будем подробно останавливаться на значении первых трех заповедей. Они связаны с отношением к Богу и, в общем-то, понятны. Детально рассмотрим остальные 7 божьих заповедей.

Четвертая заповедь

Согласно ей, необходимо помнить субботний день для того, чтобы свято его проводить. Шесть дней человек должен работать и делать все дела, а седьмой день следует посвятить Богу. Как же понимать эту заповедь? Давайте разберемся.

Господь Бог велит заниматься нужными делами и трудиться шесть дней - это понятно. Неясно то, что следует делать в седьмой день, не правда ли? Его нужно посвящать святым делам и служению Господу. К делам, угодным Ему, относятся следующие: молитва дома и в храме Божием, забота о спасении души, просвещение сердца и ума религиозными знаниями, помощь бедным, религиозные беседы, посещение заключенных в темнице и больных, утешение скорбящих, а также другие дела милосердия.

Суббота в Ветхом Завете праздновалась как воспоминание о том, как Бог сотворил мир. В нем сказано, что на седьмой день после создания мира "Бог почил от дел Своих" (Быт. 2:3). Иудейские книжники после вавилонского пленения начали объяснять эту заповедь слишком ригористично и формально, запрещая в этот день вообще любые дела, даже добрые. Из Евангелий видно, что даже Спасителя книжники обвиняли в том, что он "нарушает субботу", поскольку Иисус исцелял людей в этот день. Однако именно "человек для субботы", а не наоборот. Другими словами, покой, установленный в этот день, должен идти на пользу духовным и физическим силам, а не лишать нас возможности творить добрые дела и не порабощать человека. Еженедельное устранение от повседневных занятий предоставляет возможность собраться с мыслями, подумать о смысле земного существования и своих трудов. Труд необходим, однако спасение души является важнейшим делом.

Четвертую заповедь нарушают не только тот, кто в воскресенье работает, но и тот, кто в будничные дни ленится и уклоняется от исполнения своих обязанностей. Даже если вы в воскресенье не трудитесь, но не посвящаете Богу этого дня, а проводите его в развлечениях и забавах, предаваясь излишеству и разгулу, вы также не выполняете Завет Божий.

Пятая заповедь

Продолжаем описывать 7 Божьих заповедей. Согласно пятой, следует почитать отца и мать для того, чтобы долго и счастливо жить на земле. Как же это понимать? Почитать родителей означает любить их, уважать их авторитет, не сметь их оскорблять поступками или словами ни при каких обстоятельствах, повиноваться им, заботиться о них, если они нуждаются в чем-то, помогать родителям в трудах, молиться Богу за них, как при жизни, так и после смерти родителей. Не уважать их - большой грех. Тех, кто злословил мать или отца, в Ветхом Завете наказывали смертью.

Будучи Сыном Божиим, Иисус Христос почтительно относился к своим земным родителям. Он повиновался им, а Иосифу помогал плотничать. Иисус упрекал фарисеев, что они отказывали в нужном содержании родителям под предлогом посвящения Богу своего имущества. Этим они нарушали пятую заповедь.

Как же относиться к посторонним людям? Религия учит нас тому, что оказывать почтение необходимо каждому, в соответствии с его должностью и возрастом. Следует уважать отцов и пастырей духовных; гражданских начальников, заботящихся о благополучии, справедливости и мирной жизни страны; учителей, воспитателей, благодетелей и старших по возрасту. Не уважающие стариков и старших молодые люди грешат, считая отжившими их понятия, а их самих - людьми отсталыми.

Шестая заповедь

Она гласит: "Не убивай". Господь Бог этой заповедью запрещает отнимать жизнь у самого себя или у других людей. Жизнь - величайший дар, лишь Бог может устанавливать ее пределы для каждого человека.

Самоубийство - очень тяжелый грех, поскольку в нем, кроме убийства, заключаются и другие: маловерия, отчаяния, ропота против Бога, а также восстание против Его промысла. Ужасно также то, что насильственно оборвавший собственную жизнь человек не имеет возможности покаяться в совершенном грехе, так как покаяние после смерти недействительно. Человек виновен в убийстве даже тогда, когда не убивает сам лично, но способствует этому или допускает до этого других. Кроме убийства телесного существует и духовное, которое не менее страшно. Его совершает тот, кто совращает своего ближнего к порочной жизни или к неверию.

Седьмая заповедь

Поговорим и о седьмой заповеди закона Божия. "Не прелюбодействуй" - гласит она. Бог велит хранить взаимную верность жене и мужу, быть целомудренными неженатым - чистыми в словах, делах, желаниях и мыслях. Для того чтобы не согрешить против этой заповеди, следует избегать всего того, что возбуждает в человеке нечистые чувства, например: "пикантные" анекдоты, сквернословие, бесстыдные пляски и песни, чтение безнравственных журналов, просмотр соблазнительных фотографий и фильмов. Седьмая заповедь закона Божия указывает на то, что греховные мысли следует пресекать при самом их появлении. Нельзя давать им овладеть нашей волей и чувствами. Гомосексуализм считается тяжелым грехом против этой заповеди. Именно за него были истреблены известные города древности.

Восьмая заповедь

7 Божьих заповедей касаются различных сторон жизни человека. Восьмая посвящена отношению к имуществу других людей. Она гласит: "Не кради". Другими словами, запрещается присвоение принадлежащего другим имущества. Разнообразны виды краж: грабительство, воровство, святотатство, взяточничество, лихоимство (когда, пользуясь бедой других, берут с них большие деньги), тунеядство и др. Если человек удерживает плату работника, обвешивает и обмеривает при продаже, утаивает найденное, уклоняется от уплаты долга, то он совершает воровство. В противовес алчному стремлению к богатству вера учит нас быть милосердными, трудолюбивыми и бескорыстными.

Девятая заповедь

В ней говорится о том, что нельзя лжесвидетельствовать на ближнего. Господь Бог таким образом запрещает всякую ложь, в том числе: наговоры, доносы, ложные показания на суде, клевету, злословие, сплетни. Клевета - дьявольское дело, так как само имя "дьявол" означает в переводе "клеветник". Христианина недостойна любая ложь. Она не согласуется с уважением и любовью к ближним. Следует воздерживаться от празднословия, следить за тем, что мы говорим. Слово - величайший дар Бога. Мы уподобляемся Творцу, когда говорим. А слово Бога немедленно становится делом. Следовательно, этот дар необходимо употреблять только во славу Божию и для доброй цели.

Десятая заповедь

Мы описали еще не все 7 Божьих заповедей. Следует остановиться на последней, десятой. В ней говорится о том, что необходимо воздерживаться от нечистых желаний и зависти к ближнему. В то время как другие заповеди были посвящены преимущественно поведению, последняя обращает внимание на наши желания, чувства и мысли, то есть то, что происходит внутри человека. Необходимо стремиться к душевной чистоте. Следует помнить о том, что нехорошая мысль - это то, с чего начинается всякий грех. Если человек останавливается на ней, появляется греховное желание, которое толкает на совершение соответствующего поступка. Следовательно, чтобы бороться с различными соблазнами, необходимо в самом зародыше пресекать их, то есть в мыслях.

Для души зависть - это яд. Если человек подвержен ей, то он всегда будет недоволен, ему вечно будет чего-то не хватать, даже если он очень богат. Чтобы не поддаться этому чувству, следует благодарить Бога за то, что он милостив к нам, грешным и недостойным. За наши преступления нас можно было бы истребить, однако Господь не просто терпит, но и посылает людям Свои милости. Задача жизни каждого человека - приобрести чистое сердце. Именно в нем почивает Господь.

Заповеди блаженства

Рассмотренные выше заповеди Божии и евангельские имеют большое значение для каждого христианина. Последние представляют собой часть заповедей Иисуса, которые он произнес во время Нагорной проповеди. Они входят в Евангелие. Такое название они получили потому, что следование ими ведет к вечному блаженству в жизни вечной. Если 10 заповедей запрещают то, что греховно, то в заповедях блаженства сказано то, как можно достичь святости (христианского совершенства).

Семь заповедей для потомков Ноя

Не только в христианстве есть заповеди. В иудаизме, например, имеются 7 законов потомков Ноя. Они считаются необходимым минимумом, который Тора возлагает на все человечество. Через Адама и Ноя, согласно Талмуду, Бог дал нам следующие 7 заповедей Божьих (православие, в общем-то, утверждает примерно то же): запрет идолопоклонства, убийства, богохульства, воровства, прелюбодеяния, а также запрет использовать в пищу плоть, которая была отрезана от живого животного, и необходимость создания справедливой судебной системы.

Заключение

Иисус Христос на вопрос юноши о том, что следует делать для того, чтобы наследовать вечную жизнь, ответил: "Соблюдай заповеди!". После этого он перечислил их. Десять Заповедей, приведенных выше, дают нам основное нравственное руководство, необходимое для созидания жизни, как общественной, так и семейной и частной. Иисус, говоря о них, отмечал, что все они сводятся по сути к учению о любви к ближним и Богу.

Для того чтобы нам приносили пользу эти заповеди, следует сделать их своими, то есть позволить им руководить нашими поступками, мировоззрением. Эти заповеди должны укорениться в нашем подсознании или, говоря образно, должны быть написаны на скрижалях нашего сердца Богом.

Настоящая добрая христианская жизнь может быть только у того, кто имеет в себе веру Христову и старается жить по этой вере, то есть добрыми делами исполняет волю Божию.
Чтобы люди знали, как им жить и что делать, Бог дал им Свои заповеди - Закон Божий. Десять заповедей пророк Моисей получил от Бога приблизительно за 1500 лет до Рождества Христова. Это произошло, когда евреи вышли из египетского рабства и подошли в пустыне к горе Синай.
Сам Бог написал Десять заповедей на двух каменных скрижалях (плитах). В первых четырех заповедях были изложены обязанности человека по отношению к Богу. В остальных шести заповедях излагались обязанности человека по отношению к его ближним. Люди в то время еще не привыкли жить по воле Божией и легко совершали тяжёлые преступления. Поэтому за нарушение многих заповедей, как например: за идолопоклонство, плохие слова против Бога, за плохие слова против родителей, за убийство и за нарушение супружеской верности - полагалась смертная казнь. В Ветхом Завете господствовал дух строгости и наказания. Но эта строгость была полезна для людей, так как сдерживала их плохие привычки, и люди мало-помалу стали исправляться.
Известны также другие Девять заповедей (заповеди Блаженства), которые дал людям Сам Господь Иисус Христос в самом начале Своей проповеди. Господь взошёл на невысокую гору около Галилейского озера. Вокруг Него собрались апостолы и множество людей. В заповедях Блаженства господствует любовь и смирение. В них изложено, как человек постепенно может достичь совершенства. В основе добродетели лежит смирение (духовная нищета). Покаяние очищает душу, потом появляется в душе кротость и любовь к Божией правде. После этого человек делается сострадательным и милостивым и его сердце настолько очищается, что он делается способным видеть Бога (чувствовать Его присутствие в своей душе).
Но Господь видел, что большинство людей выбирает зло и что злые люди будут ненавидеть и преследовать истинных христиан. Поэтому в последних двух заповедях блаженства Господь учит нас терпеливо переносить все несправедливости и преследования от плохих людей.
Мы должны сосредоточивать свое внимание не на мимолётных испытаниях, которые неизбежны в этой временной жизни, а на том вечном блаженстве, которое Бог приготовил для людей, любящих Его.
Большинство заповедей Ветхого Завета говорят, чего мы не должны делать, а заповеди Нового Завета учат нас, как надо поступать и к чему стремиться.
Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета можно изложить в двух заповедях любви, данных Христом: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим. Вторая подобная ей - взлюби ближнего своего, как самого себя." И еще Господь дал нам верное руководство, как поступать: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними."

Десять заповедей Ветхого Завета.

Объяснение Десяти Заповедей Ветхого Завета.

Первая заповедь Ветхого Завета.

"Я - Господь Бог твой, пусть не будет у тебя других Богов, кроме Меня."

Первой заповедью Господь Бог указывает человеку на Самого Себя и внушает нам почитать Его единого истинного Бога, и, кроме Него, никому мы не должны воздавать Божеского почитания. Первой заповедью Бог нас учит правильному Богопознанию и правильному Богопочитанию.
Богопознание - значит правильно знать Бога. Богопознание есть важнейшее из всех знаний. Оно составляет первую и важнейшею нашу обязанность.
Для приобретения Богопознания мы должны:
1. Читать и изучать Священное Писание (а дети: книгу Закона Божия).
2. Регулярно посещать Божий храм, вникать в содержание церковных служб и слушать проповедь священника.
3. Думать о Боге и о цели нашей земной жизни.
Богопочитание означает, что мы должны всеми своими поступками выражать свою веру в Бога, надежду на Его помощь и любовь к Нему как к нашему Создателю и Спасителю.
Когда мы ходим в храм, молимся дома, соблюдаем посты и почитаем церковные праздники, оказываем послушание своим родителям, помогаем им чем можем, усердно учимся и исполняем домашние задания, когда мы ведем себя тихо, не ссоримся, когда помогаем ближним, когда мы постоянно думаем о Боге и сознаём Его присутствие с нами, - тогда мы истинно почитаем Бога,то есть выражаем свое Богопочитание.
Таким образом, первая заповедь в известной мере содержит в себе остальные заповеди. Или остальные заповеди объясняют, как исполнять первую заповедь.
Грехами против первой заповеди являются:
Безбожие (атеизм) - когда человек отрицает существование Бога (например: коммунисты).
Многобожие: почитание многих богов или идолов (дикие племена Африки, Южной Америки и др.).
Неверие: сомнение в Божественной помощи.
Ересь: искажение той веры, которую нам дал Бог. В мире существует множество сект, учение которых придумано людьми.
Богоотступничество: отречение от веры в Бога или от христианства из-за страха или расчетов получить награду.
Отчаяние - когда люди, забывая, что Бог устраивает всё к лучшему, начинают недовольно роптать или даже покушаются закончить свою жизнь самоубийством.
Суеверие: вера в разные приметы, звезды, гадания.

Вторая заповедь Ветхого Завета.

"Не делай себе идола и никакого подобия того, что на небе вверху, что на земле внизу, что в водах под землею. Не кланяйся и не служи им."

Евреи почитают золотого тельца, которого сами сделали.
Эта заповедь была написана тогда, когда люди были очень склонны почитать разных идолов и обоготворяли силы природы: солнце, звёзды, огонь и т.д. Идолопоклонники сооружали себе идолов, изображающих их ложных богов, и поклонялись этим идолам.
В наши дни такое грубое идолопоклонство почти не существует в развитых странах.
Однако, если люди всё своё время и силы, все свои заботы отдают чему-то земному, забывая семью и даже Бога, такое поведение тоже является своего рода идолопоклонством, что запрещается этой заповедью.
Идолопоклонством является чрезмерная привязанность к деньгам и богатству. Идолопоклонством является постоянное чревоугодие, т.е. когда человек только о том и думает, только тем и занимается, чтобы много и вкусно поесть. Наркомания и пьянство тоже относятся к этому греху идолопоклонства. Нарушают также вторую заповедь гордые люди, которые хотят всегда быть центром внимания, хотят, чтобы все их почитали и беспрекословно слушались.
В то же время вторая заповедь не запрещает правильно почитать святой Крест и святые иконы. Не запрещает потому, что, почитая крест или икону, где изображен истинный Бог, человек воздает честь не дереву или краске, из которых эти предметы сделаны, а Иисусу Христу или святым, которые на них изображены.
Иконы напоминают нам о Боге, иконы помогают нам молиться, потому что душа наша так устроена, что на что мы смотрим, о том и думаем.
Почитая святых, изображенных на иконах, мы не воздаем им одинакового почитания как равным Богу, а молимся им как нашим покровителям и молитвенникам перед Богом. Святые - это наши старшие братья. Они видят наши трудности, видят нашу слабость и неопытность и помогают нам.
Сам Бог показывает нам, что Он не запрещает правильное почитание святых икон, напротив - Бог являет через святые иконы помощь людям. Существует множество чудотворных икон, например: Курской Божией Матери, плачущие иконы в разных частях света, множество обновившихся икон в России, Китае и других странах.
В Ветхом Завете Сам Бог повелел Моисею сделать золотые изображения херувимов (Ангелов) и поместить эти изображения на крышке Ковчега, где хранились скрижали с написанными на них заповедями.
Изображения Спасителя с древнейших времен почитаются в христианской Церкви. Одно из таких изображений - образ Спасителя, называемый "Нерукотворный." Иисус Христос приложил к своему лицу полотенце, и изображение лица Спасителя чудесным образом осталось на этом полотенце. Больной царь Авгарь, как только прикоснулся к этому полотенцу, исцелился от проказы.

Третья заповедь Ветхого Завета.

"Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно."

Третьей заповедью запрещается произносить имя Божие напрасно, без должного благоговения. Имя Божие произносится напрасно, когда употребляется в пустых разговорах, шутках, играх.
Этой заповедью запрещается вообще легкомысленное и неблагоговейное отношение к имени Божию.
Грехами против этой заповеди являются:
Божба: легкомысленное употребление клятвы с упоминанием имени Божиего в обыкновенных разговорах.
Богохульство: дерзкие слова против Бога.
Кощунство: неблагоговейное обращение со священными предметами.
Запрещается здесь также нарушение обетов - обещаний, данных Богу.
Имя Божие должно произноситься со страхом и благоговением только в молитве или при изучении Священного Писания.
Надо всячески избегать рассеянности в молитве. Для этого необходимо понимать смысл молитв, которые мы произносим дома или в храме. Надо перед тем, как говорить молитву, даже немного успокоиться, подумать, что мы собираемся беседовать с вечным и всемогущим Господом Богом, перед Которым даже ангелы предстоят с трепетом; и, наконец, произносить молитвы не спеша, стараясь, чтобы наша молитва была искренней - исходила прямо из нашего ума и сердца. Такая благоговейная молитва угодна Богу, и Господь по вере нашей даст нам те блага, которые мы просим.

Четвертая заповедь Ветхого Завета.

"Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все твои дела, а день седьмой - день покоя - да будет посвящен Господу Богу твоему."

Слово "суббота" по-еврейски значит покой. Так этот день недели назывался, потому что в этот день запрещалось работать или заниматься житейскими делами.
Четвертой заповедью Господь Бог повелевает шесть дней работать и заниматься своими обязанностями, а седьмой день посвящать Богу, т.е. в седьмой день совершать святые и угодные Ему дела.
Святыми и угодными Богу делами являются: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Священного Писания и Закона Божия, размышления о Боге и о цели своей жизни, благочестивые разговоры о предметах христианской веры, помощь бедным, посещение больных и другие добрые дела.
В Ветхом Завете праздновалась суббота в воспоминание окончания сотворения Богом мира. В Новом Завете со времени св. апостолов стал праздноваться первый день после субботы, воскресенье - в воспоминание Воскресения Христова.
В воскресный день христиане собирались на молитву. Читали Священное Писание, пели псалмы и причащались на литургии. К сожалению, теперь многие христиане не такие усердные, как в первые века христианства, и многие стали реже причащаться. Тем не менее никогда нельзя забывать, что воскресный день должен принадлежать Богу.
Нарушают четвертую заповедь те, кто ленится и в будние дни не работает или не исполняет своих обязанностей. Нарушают эту заповедь те, кто по воскресеньям продолжает работать и не идет в церковь. Нарушают эту заповедь и те, что хотя и не работает, но проводит воскресенье в одних забавах и играх, не думая о Боге, о добрых делах и о спасении своей души.
Кроме воскресений христиане посвящают Богу и некоторые другие дни года, в которые Церковь отмечает великие события. Это так называемые церковные праздники.
Самым великим нашим праздником является Пасха - день Воскресения Христова. Это "праздников праздник и торжество из торжеств."
Есть 12 великих праздников, именуемых двунадесятыми. Некоторые из них посвящены Богу и называются Господскими праздниками, другие из них посвящены Божией Матери и называются Богородичными праздниками.
Господские праздники: (1) Рождество Христово, (2) Крещение Господне, (3) Сретение Господне, (4) Вход Господень во Иерусалим, (5) Воскресение Христово, (6) Сошествие Святого Духа на апостолов (Троица), (7) Преображение Господне и (8) Воздвижение Креста Господня. Богородичные праздники: (1) Рождество Божией Матери, (2) Введение во храм Пресвятой Богородицы, (3) Благовещение и (4) Успение Божией Матери.

Пятая заповедь Ветхого Завета.

"Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле."

Пятой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать родителей своих и за это обещает благополучную и долгую жизнь.
Почитать родителей значит: любить их, быть почтительными к ним, ни оскорблять их ни словами, ни поступками, повиноваться им, помогать им в повседневных трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу как при их жизни, так и после смерти.
Грех непочитания к родителям есть великий грех. В Ветхом Завете кто говорил плохие слова на отца или мать, тот наказывался смертью.
Наряду с родителями мы должны почитать и тех, кто в каком-либо отношении заменяет нам родителей. К таким лицам принадлежат: епископы и священники, заботящиеся о нашем спасении; гражданские власти: президент страны, губернатор штата, полицейские и все вообще из тех, на ком лежит обязанность поддерживать порядок и нормальную жизнь в стране. Также надо поэтому почитать учителей и всех людей старше нас возрастом, которые имеют опыт в жизни и могут нам дать добрый совет.
Грешат против этой заповеди те, кто не уважает старших, в особенности стариков, кто с недоверием относится к их замечаниям и наставлениям, считая их людьми "отсталыми," а их понятия "отжившими." Бог сказал: "Перед лицем седого вставай и почитай лицо старца" (Лев. 19:32).
Когда младший встречается со старшим, младший должен первый поздороваться. При входе учительницы в класс ученики должны встать. Если в автобус или поезд войдет престарелый человек или женщина с ребенком, то молодой человек должен встать и уступить своё место. Когда слепой человек хочет перейти улицу, надо ему помочь.
Только в том случае, когда старшие или начальники требуют от нас исполнить что-либо против нашей веры и закона, мы не должны им повиноваться. Закон Божий и послушание Богу являются высшим законом для всех людей.
В тоталитарных странах начальники иногда издают законы и дают распоряжения, противоречащие Закону Божию. Иногда они требуют от христианина, чтобы он отрёкся от своей веры или делал что-то против своей веры. Христианин в таком случае должен быть готов пострадать за свою веру и за имя Христово. Бог обещает в награду за эти страдания вечное блаженство в Царстве Небесном. "Претерпевший до конца, спасется... Кто отдаст жизнь свою ради Меня и Евангелия, тот снова приобретет ее" (Матф. 10-ая глава).

Шестая заповедь Ветхого Завета.

"Не убей."

Шестой заповедью Господь Бог запрещает убийство, т.е. отнятие жизни у других людей, а также и у самого себя (самоубийство) каким бы то ни было образом.
Жизнь есть величайший дар Божий, поэтому никто не имеет права этот дар отнимать.
Самоубийство есть самый страшный грех потому, что в этом грехе заключается отчаяние и ропот на Бога. А кроме того, после смерти нет возможности покаяться и загладить свой грех. Самоубийца обрекает свою душу на вечное мучение в аду. Чтобы не отчаиваться, надо всегда помнить, что Бог нас любит. Он наш Отец, Он видит наши трудности и имеет достаточно сил, чтобы нам помочь даже в самой трудной ситуации. Бог по Своим премудрым планам попускает нам иногда пострадать от болезни или какой-нибудь неприятности. Но надо твердо знать, что Бог всё устраивает к лучшему, и постигшие нас скорби Он обращает к нашей пользе и спасению.
Нарушают шестую заповедь несправедливые судьи, если осуждают подсудимого, невинность которого им известна. Всякий, кто помогает другим совершать убийство или помогает убийце скрыться от наказания, также нарушает эту заповедь. Нарушает эту заповедь и тот, кто ничего не сделал, чтобы избавить ближнего от смерти, когда вполне мог бы это сделать. Также тот, кто тяжёлым трудом и жестокими наказаниями изнуряет своих работников и тем ускоряет их смерть.
Грешит против шестой заповеди и тот, кто желает смерти другому человеку, ненавидит ближних и причиняет им скорбь своею злобой и словами.
Кроме телесного убийства, есть и еще другое страшное убийство: это духовное убийство. Когда человек соблазняет другого на грех, этим он духовно убивает своего ближнего, потому что грех есть смерть для вечной души. Поэтому нарушают шестую заповедь все те, кто распространяет наркотики, соблазнительные журналы и фильмы, кто учит других, как делать зло или подает плохой пример. Нарушают это заповедь и те, которые распространяют безбожие, неверие, колдовство и суеверия среди людей; грешат те, которые проповедуют разные экзотические верования, противоречащие христианскому вероучению.
К сожалению, приходится в некоторых исключительных случаях допускать убийство для прекращения неизбежного зла. Например, если неприятель напал на мирную страну, воины должны защищать свою родину и свои семьи. В таком случае воин не только убивает по необходимости, чтобы спасти своих близких, но и сам ставит свою жизнь в опасность и жертвует собой ради спасения своих ближних.
Также судьям приходится иногда осуждать на смерть неисправимых преступников, чтобы спасти общество от их дальнейших преступлений против людей.

Седьмая заповедь Ветхого Завета.

"Не прелюбодействуй."

Седьмой заповедью Господь Бог запрещает нарушение супружеской верности и всякую незаконную и нечистую связь.
Вступившие в брак муж и жена дали обещание жить вместе всю жизнь и делить вместе как радости, так и горести. Поэтому этой заповедью Бог запрещает разводиться. Если у мужа и жены разные характеры и вкусы, они должны прилагать все усилия, чтобы сглаживать то, что у них разное, а единство семьи ставить выше личных выгод. Развод есть не только нарушение седьмой заповеди, но и преступление против детей, которые остаются без семьи и после развода часто вынуждены бывают жить в чуждых для них условиях.
Неженатым Бог повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний. Надо избегать всего, что может возбудить в сердце нечистые чувства: плохие слова, нескромные шутки, бесстыдные анекдоты и песни, буйную и возбуждающую музыку и танцы. Надо избегать соблазнительных журналов и фильмов, а также чтения безнравственных книг.
Слово Божие повелевает нам хранить наши тела в чистоте, потому что тела наши "суть члены Христовы и храмы Духа Святого."
Самым страшным грехом против этой заповеди является противоестественная связь к лицам одинакового пола. В наши дни даже регистрируют своего рода "семьи" между мужчинами или между женщинами. Такие люди часто гибнут от неизлечимых и страшных болезней. За этот страшный грех Бог полностью уничтожил древние города Содом и Гоморру, о чем рассказывает нам Библия (гл. 19).

Восьмая заповедь Ветхого Завета.

"Не кради."

Восьмой заповедью Бог запрещает кражу, то есть присвоение каким бы то ни было образом того, что принадлежит другим.
Грехами против этой заповеди могут быть:
Обман (т.е. присвоение чужой вещи хитростью), например: когда уклоняются от платежа долга, утаивают найденное, не разыскивая хозяина найденной вещи; когда обвешивают при продаже или дают неправильную сдачу; когда не дают положенную плату рабочему.
Воровство - похищение чужой вещи.
Грабительство - отнятие чужой вещи насилием или при помощи оружия.
Нарушают эту заповедь также те, кто берет взятки, то есть берет деньги за то, что должен был бы сделать по обязанности своей службы. Нарушают эту заповедь те, кто притворяется больным, чтобы, не работая, получать деньги. Также те, кто нечестно работает, делает кое-что напоказ при начальстве, а когда его нет, бездельничает.
Этой заповедью Бог нас учит честно трудиться, быть довольными тем, что у нас есть, и не стремиться к большому богатству.
Христианин должен быть милосердным: часть своих денег жертвовать церкви и бедным людям. Все, что человек имеет в этой жизни, не принадлежит ему навеки, а дается человеку Богом для временного пользования. Поэтому надо делиться с другими тем, что у нас есть.

Девятая заповедь Ветхого Завета.

"Не произноси на другого ложного свидетельства."

Девятой заповедью Господь Бог запрещает говорить ложь о другом человеке и запрещает вообще всякую ложь.
Девятую заповедь нарушают те, кто:
Сплетничает - пересказывает другим недостатки своих знакомых.
Клевещет - сознательно говорит о других людях ложь с целью им повредить.
Осуждает - производит строгую оценку человека, причисляя его к плохим людям. Евангелие не запрещает нам оценивать сами поступки с точки зрения того, насколько они хороши или плохи. Мы должны отличать зло от добра, мы должны удаляться от всякого греха и несправедливости. Но не следует на себя брать роль судьи и говорить, что такой-то наш знакомый пьяница, или вор, или распутный человек и так далее. Этим мы осуждаем не столько зло, сколько самого человека. Такое право осуждать принадлежит только Богу. Очень часто мы видим только внешние поступки, но не знаем о настроении человека. Нередко грешники потом сами тяготятся своими недостатками, просят у Бога прощения грехов и с помощью Божией побеждают свои недостатки.
Девятая заповедь нас учит обуздывать свой язык, следить за тем, что мы говорим. Большинство наших грехов происходит от ненужных слов, от пустословия. Спаситель сказал, что человек должен будет дать ответ Богу за каждое слово, которое он скажет.

Десятая заповедь Ветхого Завета.

"Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его... ни всего того, что принадлежит ближнему твоему."

Десятой заповедью Господь Бог запрещает не только делать что-либо плохое другим, окружающим нас ближним, но запрещает плохие желания и даже плохие мысли по отношению к ним.
Грех против этой заповеди называется зависть.
Тот, кто завидует, кто в мыслях желает чужого, тот от худых мыслей и желаний легко может дойти и до плохих дел.
Но и сама по себе зависть оскверняет душу, делая ее нечистой перед Богом. Священное Писание говорит: "Мерзость перед Богом злые мысли" (Притч. 15:26).
Одной из главных задач истинного христианина является очищать свою душу от всякой внутренней нечистоты.
Чтобы избежать греха против десятой заповеди, необходимо хранить чистоту сердца от всякой чрезмерной привязанности к земным предметам. Надо быть довольным тем, что имеем и благодарить Бога.
Учащиеся в школе не должны завидовать другим ученикам, когда другие очень хорошо учатся и делают успехи. Каждый должен стараться учиться как можно лучше и свой успех приписывать не себе только, а Господу, давшему нам разум, возможность учиться и все необходимое для развития способностей. Истинный христианин радуется, когда видит у других успех.
Если будем искренне просить Бога, Он нам поможет стать истинными христианами.

Заповеди Божии были даны еще в Ветхом Завете пророку Моисею. Сегодня они не раз истолкованы и пояснены Церковью и Самим Христом в Евангелии: ведь Господь Иисус заключил Новый Завет с человеком, а значит, изменил смысл некоторых заповедей (например, о том, чтобы чтить субботу: иудеи обязательно сохраняли покой в этот день, а Господь сказал, что нужно и людям помогать). Сами названия смертных грехов также являются пояснениями к тому, как называется преступление той или иной заповеди.


Смертных семь, а заповедей десять потому, что не все заповеди являются запрещающими, а грех — это невыполнение определенного запрета.


Также Десять заповедей называют Декалог (в переводе на латынь).


Отметим, что ставя запреты, Бог заботится о нашем духовном здоровье, чтобы мы не повредили духа и души, не погибли для жизни вечной. Заповеди позволяют нам жить в гармонии с собой, другими людьми, миром и с Самим Творцом.


10 заповедей Божиих на русском языке, в оригинале из Библии, можно пояснить следующим образом:


Три первые заповеди рассказывают нам, как относиться к Богу: поклоняться только Ему, не верить в богов иных религий, языческих богов, не поклоняться темным и неизвестным духам. Не делать кумиров, то есть не поклоняться как Богу ничему земному. Не призывать Имя Божие просто в разговоре, не нарушать клятвы перед лицом Божиим:


1. Я Господь, Бог твой … да не будет у тебя других богов пред лицом моим.
2. Не делай себе кумира… Не поклоняйся им и не служи им…
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

Четвертая заповедь призывает отдавать часть времени служению Богу и ближнему, работать с усердием, старанием. Не лениться, но и не предаваться разгулу, веселью с забвением других и излишествами.


4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему…

Пятая заповедь — относиться с уважением, заботиться материально и душевно о родителях, давать им любовь и поддержку, хотя бы молиться о них Богу, если у вас сложные отношения.


5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Шестая заповедь запрещает покушаться и на жизнь других людей, и на собственную; запрещает наносить вред здоровью другого, только в целях самозащиты; говорит, что человек виноват и в том случае, если не остановил убийство. Самоубийство — также страшный грех; мы отдаем то, что даровано нам Богом и другими — жизнь, оставляя в страшном горе своих близких и друзей, обрекая на вечные мучения свою душу.


6. Не убивай.

Седьмая заповедь запрещает половые отношения вне брака. Господь не благословляет бесстыдства, просмотра откровенных и порнографических визуальный материалов, следить за своими мыслями и чувствами. Особенно греховно из-за своей похоти разрушать уже существующую семью, предав ставшего близким человека.


7. Не прелюбодействуй.

Восьмой заповедью Господь наставляет нас, что нельзя не только брать чужого имущества, но, что важно для современного мира, обсчитывать и «обвешивать», совершать мошеннические сделки, брать взятки.


8. Не кради.

Девятая заповедь запрещает любую ложь и обман. Зачастую люди, недавно пришедшие в церковь, спрашивают, нужно ли всегда на все вопросы говорить только правду. Разумеется, заповедь нужно исполнять разумно. Если вы храните чужой секрет или говорить правду неудобно — честно скажите, что не можете сейчас ответить на вопрос по ряду причин. И, конечно, эта заповедь запрещает клевету и интриги.


9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Десятой заповедью Бог благословляет нас радоваться тому, что есть у нас, не завидовать и не роптать на устроение своей жизни и жизни ближнего.


10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего… ничего, что у ближнего твоего.

Кроме 10 заповедей, Церковь называет 7 смертных пригрешений, частично указанных в Заповедях. Название «смертный» означает, что совершение этого преступления, а особенно привычка к нему — страсть (например, человек не просто вступил в половую связь вне семьи, а имел ее долгое время; не просто разгневался, а делает это регулярно и не борется с собой) ведет к смерти души, необратимому ее изменению. Это значит, что если человек не исповедует свои согрешения в земной жизни священнику в Таинстве Исповеди, они врастут в его душу, станут своеобразным духовным наркотиком. После смерти не столько Божие наказание, сколько сам человек вынужден будет отправить в ад — туда, куда ведут его дела.


Список 7 смертных грехов


  • Гордыня;

  • Завистливость;

  • Гнев;

  • Лень;

  • Алчность (жадность, обожание денег);

  • Чревоугодие (постоянное пристрастие к определенной вкусной пище, обожание ее);

  • Блуд и прелюбодеяние (половые отношения до брака и измена в браке).

Зачастую можно услышать, что самый страшный грех — гордыня. Так говорят потому, что гордыня застилает глаза, нам кажется, что никаких пригрешений у нас нет, а если мы что-то и сделали — то это случайность. Разумеется, это совершенно не так. Нужно понимать, что люди слабы, что в современном мире мы слишком мало времени уделяем Богу, Церкви и совершенствованию своей души добродетелями, а потому можем повинны в очень многих согрешения даже по незнанию и невнимательности. Важно суметь вовремя выполоть его из души, словно сорняки, исповедью.



Таинство Исповеди — очищение от всех ошибок и грехов

Во время Исповеди человек называет свои грехи священнику — но, как сказано в молитве перед исповедью, которую прочитает священник, это исповедание Самому Христу, а священник — лишь служитель Бога, который подает зримо Его благодать. Прощение мы получаем от Господа: в Евангелии сохранились Его слова, которыми Христос дает апостолам, а через них — священникам, их преемникам, власть отпускать пригрешения: “Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”.


В Исповеди мы получаем прощение всех грехов, которые назвали и тех, которые мы забыли. Ни в коем случае нельзя утаивать согрешения! Если вам стыдно, назовите грехи в числе прочих коротко.


Исповедь, несмотря на то, что многие православные люди исповедаются раз в неделю или две, то есть довольно часто, называют вторым крещением. Во время Крещения человек очищается от первородного греха благодатью Христа, Который принял Распятие ради избавления всех людей от согрешений. А во время покаяния на исповеди мы избавляемся от новых грехов, сделанных нами на протяжении жизненного пути.



Правила подготовки к исповеди: какие грехи на исповеди нужно называть

Подготовка к исповеди — это, в основном, размышления о своей жизни и покаяние, то есть признание того, что определенные дела, которые вы делали, являются грехами. Перед Исповедью нужно:


    Если вы никогда не исповедались, начните вспоминать свою жизнь с семи лет (именно в это время ребенок, растущий в православной семье, по церковной традиции, приходит на первую исповедь, то есть может четко отвечать за свои поступки). Осознайте, какие проступки вызывают у вас угрызения совести, ведь совесть, по слову Святых Отцов — голос Божий в человеке. Подумайте, как можно назвать эти поступки, например: брал конфеты, сохраненные на праздник без спросу, разозлился и накричал на друга, оставил друга в беде — это воровство, злоба и гнев, предательство.


    Записывайте все согрешения, которые вспомните, с осознанием своей неправды и обещанием Богу не повторять этих ошибок.


    Продолжите размышления своим взрослым возрастом. На исповеди вы не сможете и не должны рассказывать об истории каждого греха, достаточно его названия. Вспомните, что многие поощряемые современным миром дела являются пригрешениями: роман или связь с замужней женщиной — прелюбодеяние, секс вне брака — блуд, ловкая сделка, где вы получили выгоду, а другому отдали некачественную вещь — обман и воровство. Все это также нужно записать и обещать Богу больше не грешить.


    Почитайте православную литературу об Исповеди. Образец такой книги — «Опыт построения Исповеди» архимандрита Иоанна Крестьянкина, современного нам старца, скончавшегося в 2006 году. Он знал грехи и скорби современных людей.


    Хорошая привычка — анализ прожитого дня ежедневно. Этот же совет обычно дают психологи с целью формирования адекватной самооценки человека. Вспомните, а лучше запишите свои грехи, сделанные случайно или по умыслу (мысленно просите Бога простить их и обещайте не совершать вновь), и свои успехи — благодарите Бога и Его помощь за них.


    Существует Канон покаянный ко Господу, который вы можете прочитать, стоя перед иконой, накануне исповеди. Он входит и в число молитв, которые являются подготовительными к Причастию. Есть и несколько православных молитв с перечнем грехов и покаянными словами. С помощью таких молитв и Покаянного канона вы подготовитесь к исповеди скорее, потому что вам будет легко понять, какие же поступки называются грехами и в чем вам нужно каяться.


    Вот одна из покаянных молитв — исповедание согрешений ежедневное, которое читается в составе православного вечернего молитвенного правила:


«Исповедаю Тебе, Единому Господу Богу моему и Творцу, прославляемой всеми Святой Троице, Которому поклоняются все люди: Отцу, Сыну, и Святому Духу все мои грехи, которые я сделал во все дни жизни моей, которыми грешил каждый час, во время сегодняшнего дня и в прошедшие дни и ночи: делом, словом, мыслями, обжорством, пьянством, едой втайне от других, праздным обсуждением людей и вещей, унынием, ленью, спорами, непослушанием и обманом начальства, клеветой, осуждением, небрежным и невнимательным отношением к делам и людям, самолюбием и эгоизмом, жадностью, воровством, ложью, преступным получением прибыли, желанием легкой выгоды, ревностью, завистью, гневом, памятозлобием, злопамятством, ненавистью, взяточничеством или вымогательством и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, другими душевными и телесными, которыми Тебя, моего Бога и Творца прогневал и причинил зло моему ближнему; обо всем этом жалея, виновным себя перед Тобой, Богом моим признаю и сам раскаиваюсь: только, Господи Боже мой, помоги мне, смиренно умоляю тебя со слезами: все совершенные грехи мои по милосердию Твоему прости мне, и избавь меня от всех, которые я перечислил в молитве Тебе, по Твоей Благой воле и любви ко всем людям. Аминь».


Не стоит искать особого душевного подъема, сильных эмоций перед Исповедью и во время нее.


Покаяние — это:


  • Примирение с близкими и знакомыми, если вы кого-то серьезно обидели или обманули;

  • Понимание, что ряд сделанных вами по умыслу или беспечности поступков и постоянное сохранение определенных чувств — неправедны и являются пргрешениями;

  • Твердое намерение более не грешить, не повторять их, например, узаконить блудные отношения, прекратить прелюбодеяние, излечиться от пьянства и наркомании;

  • Вера в Господа, Его милосердие и Его благодатную помощь;

  • Вера в то, что Таинство Исповеди по Христовой благодати и силой Его Крестной смерти уничтожит все грехи ваши.


Как проходит исповедь и что нужно делать на исповеди


    Исповедь обычно проходит за полчаса до начала каждой Литургии (о времени ее нужно узнать из расписания) в любом православном храме.


    В храме нужно находиться в соответствующей одежде: мужчинам в брюках и рубашках хотя бы с коротким рукавом(не в шортах и майках), без головных уборов; женщинам в юбке ниже колена и платке (косынке, шарфе) — кстати, юбки и косынки можно бесплатно взять на время пребывания в храме.


    На исповедь нужно взять только листок с записанными грехами (он нужен, чтобы не забыть назвать грехи).


    Священник выйдет к месту исповеди — обычно там собирается группа исповедующихся, оно находится слева или справа у алтаря — и прочитает молитвы, начинающие Таинство. Затем в некоторых храмах, по традиции, прочитывается перечень грехов — на случай, если вы забыли некоторые грехи — священник призывает к покаянию в них (тех, которые совершили вы) и назвать свое имя. Это называется общая исповедь.


    Затем в порядке очереди вы подходите к исповедальному столику. Священник может (это зависит от практики) взять листок с грехами у вас из рук, чтобы прочитать самому, или тогда читаете вслух вы сами. Если вы хотите рассказать ситуацию и покаяться в ней более подробно, или у вас есть вопрос по этой ситуации, по духовной жизни в целом — задайте его после перечисления грехов, до отпущения.


    После того, как вы завершили диалог со священником: просто перечислили грехи и сказали: «Каюсь», — или задали вопрос, получили на него ответ и поблагодарили, — назовите свое имя. Затем священник совершает отпущение грехов: вы наклоняетесь чуть ниже (некоторые люди встают на колени), накладывает вам на голову епитрахиль (кусок вышитой ткани с прорезью для шеи, означает пастырство священника), читает краткую молитву и крестит вашу голову поверх епитрахили.


    Когда священник снимет епитрахиль с вашей головы, нужно сразу перекреститься, поцеловать сначала Крест, затем Евангелие, которые лежат перед вами на исповедальном аналое (высоком столике).


    Если вы собираетесь на Причастие, возьмите благословение у священника: сложите перед ним ладони «лодочкой», правую на левую, скажите: «Благословите причаститься, я готовился (готовилась)». Во многих храмах священники просто благословляют всех после исповеди: поэтому, поцеловав Евангелие, посмотрите на священника — подзывает ли он следующего исповедника или ждет, когда вы закончите целование и возьмете благословение.



Таинство Причастия — благословение Божие и преображение человека

Самая сильная молитва — это любое поминовение и пребывание за Литургией. За человека во время Таинства Евхаристии (Причастия) молится вся Церковь.


Готовя хлеб и вино, которые во время Таинства станут Телом и Кровью Христовыми, священник берет просфору (маленький круглый пресный хлеб с печатью Креста), вырезает в ней кусочек и говорит: «Помяни, Господи, рабов Твоих (имена)…». Имена берутся из записок, отдельными просфорами поминаются все молящиеся за Литургией и все причастники. Все части просфор становятся Телом Христовым в Чаше Причастия. Так люди получают великую силу и благодать от Бога.


Вот почему каждому человеку нужно иногда бывать на Литургии — подавать записку за себя и близких, причащаться Святых Христовых Тайн — Тела и Крови Господа. Это особенно важно сделать в трудные жизненные моменты, несмотря на нехватку времени.


Да хранит вас Господь Своей благодатью!




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!