Блог по сметному делу

Добрый день!

В этом материале хотелось бы разобраться за счет чего стоимость проектных работ для объектов жилищно-гражданского строительства может быть выше, чем рассчитано по расценке из справочника базовых цен.
Какие условия увеличивают стоимость (с помощью коэффициентов) и какие дополнительные затраты надо не забыть учесть.

Конечно, общие для всех справочников базовых цен (СБЦ) факторы, влияющие на трудоемкость проектирования, и неучтенные затраты прописаны в «Методических указаниях по применению справочников базовых цен на проектные работы для строительства» (МУ ), утвержденные Министерством регионального развития РФ от 29.12.2009 № 620.

Но здесь хочется детально разобрать СБЦП 81-02-03-2001«Объекты жилищно-гражданского строительства» .

Все особенности, касающиеся индивидуальных характеристик объекта и влияющие на стоимость, такие как: количество этажей в объектах образования, количество «звезд» в объектах здравоохранения и отдыха, типоразмеры сцен и эстрад в объектах культуры и искусства и др. - перечислять не имеет смысла, иначе пост получится тяжелым и загруженным. Все они учтены в коэффициентах к каждой таблице.

Сейчас же выделим общие условия, влияющие на стоимость всех объектов жилищно-гражданского строительства, либо на большинство объектов данного СБЦ.

Для начала определим, при каких условиях стоимость проектных работ будет больше за счет ценообразующих коэффициентов :


  • Во-первых, это конечно сложные (стесненные) условия окружающей среды (объект в исторической среде, в зоне охраняемого ландшафта). При проектировании объекта в этих условиях применяется коэффициент до 1,1 к стоимости разработки проектной документации (п. 2.3 СБЦП 81-02-03-2001 )

  • При проектировании спортивных сооружений с кондиционированием воздуха (п. 2.3.10 СБЦП 81-02-03-2001 ), а также проектировании жилого дома с системой кондиционирования воздуха применяется коэффициент 1,15 . При проектировании административных зданий п. 1-6 Табл. №25 с кондиционированием воздуха к стоимости соответствующих разделов применяется коэффициент до 1,2 (п. 2.8.1 СБЦП 81-02-03-2001 )

  • Сюда также относится проектирование жилых домов или других объектов жилищно-гражданского назначения с системой «климат-контроль» , к базовой цене проектных работ в этом случае применяется коэффициент до 1,2 (по аналогии с п. 2.8.1 СБЦП 81-02-03-2001 ).

  • Для городского электрического транспорта можно выделить несколько общих условий: проектирование по геодезическим планам в масштабе 1:200 (К=1,15 п. 2.11.2 СБЦП 81-02-03-2001 ), при пересечении линий и сооружений метрополитена (К до 1,2 п. 2.11.3 СБЦП 81-02-03-2001 ), при проектировании объектов в городах с населением от 500 тыс. человек до 1 миллиона - (К до 1,1), с населением более 1 миллиона (К до 1,2), для городов Москва и Санкт-Петербург (К до 1,4 п. 2.11.4 СБЦП 81-02-03-2001 ) и др.

Это наиболее общие ценообразующие коэффициенты к объектам жилищно-гражданского строительства.

А теперь рассмотрим работы, которые не учтены в данном СБЦ и определяются дополнительно :


  • Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). В случае выполнения этих работ в составе проектной документации по поручению заказчика, цена определяется в размере 4% от общей стоимости проектирования (п. 1.6 СБЦП 81-02-03-2001 ).

  • Раздел «ИТМ ГОЧС» оценивается дополнительно по Справочнику базовых цен на проектные работы для строительства «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Защитные сооружения гражданской обороны и другие специальные сооружения» изд. 2006 г.

  • Раздел «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объекта капитального строительства» в случае необходимости может определяться расчетом стоимости в соответствии с калькуляцией затрат (форма 3П).

  • Стоимость разработки навесных вентилируемых фасадов может быть определена дополнительно как доля от общей стоимости проектных работ в соответствии с показателями относительной стоимости разработки отдельных элементов зданий и сооружений, приведенных в приложении № 3 к Методическим указаниям 2010 г. (п. 1 II надземная часть; на варианты фасадов предусматривается 12,5% от цены проектирования здания в целом).

  • Проектирование охранно-защитных дератизационной системы (ОЗДС ) может быть расценено дополнительно к комплексной цене, исходя из трудоемкости выполнения работ на основании калькуляции затрат по форме 3П.

  • Проектирование индустриальных строительных изделий (п. 2.1 СБЦП 81-02-03-2001);

  • Проектирование дренажа (п. 2.1 СБЦП 81-02-03-2001);

  • Проектирование рекультивации нарушенных земель (п. 2.1 СБЦП 81-02-03-2001);

  • Проектирование внеплощадочных сетей, сооружений (районные трансформаторные подстанции, котельные, центральные тепловые пункты, очистные, водозаборные сооружения), повысительных водопроводных насосных станций, канализационных насосных станций (п. 2.1 СБЦП 81-02-03-2001);

  • Перенос инженерных сетей в пределах площадки строительства и выноса инженерных сетей со строительной площадки , а также проектирование перекладываемых инженерных сетей и сооружений за пределами отведенного участка (п. 2.1 СБЦП 81-02-03-2001);

  • Проектирование устройства подпорных стенок и лестниц жилых домов ; цена указанных работ определяется по соответствующим Справочникам базовых цен на проектные работы для строительства;

  • Разработка систем диспетчеризации инженерных сетей и сооружений, систем автоматики инженерных систем для жилых домов ;

  • Проектирование повысительных водопроводных насосных станций жилых домов (пункт 2.1 раздела 2 СБЦП 81-02-03-2001); стоимость проектных работ для строительства указанных насосных станций определяется по соответствующим Справочникам базовых цен на проектные работы для строительства.

Далее перечислены работы, не учтенные ценовыми показателями СБЦ «Объекты жилищно-гражданского строительства» издания 2010 г., которые могут быть расценены дополнительно по СБЦП 81-02-02-2001 «Объекты связи» изд. 2010 г. :

  • Система видеонаблюдения, контроля и управления доступом - по ценам таблицы 20 СБЦП 81-02-02-2001;

  • Локальная вычислительная сеть и структурированная кабельная сеть

  • Автоматизированное рабочее место оператора (охранника, диспетчера) - по ценам таблицы 24 СБЦП 81-02-02-2001;

  • Оборудование помещения серверной - п. 1 таблицы 22 СБЦП 81-02-02-2001;

  • Интегрирующий комплекс приема, обработки и хранения видеоинформации - п. 10 таблицы 20 СБЦП 81-02-02-2001;

  • Проектирования установки источника бесперебойного питания , стоимость может быть расценена дополнительно, с учетом трудоемкости работ, как доля от комплексной цены на проектирование объекта строительства.

Как мы видим, неучтенных работ много.

Этот материал основывается на Справочник базовых цен (СБЦ) на проектные работы в строительстве СБЦП 81-02-03-2001 «Объекты жилищно-гражданского строительства» и на Разъяснения ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект».

Обязательно также нужно учитывать «Методические указания по применению справочников базовых цен на проектные работы для строительства» .

Перечислены, конечно, не все неучтенные работы и факторы, влияющие на трудоемкость объектов жилищно-гражданского строительства, но их большая часть.
Если выполняются какие-либо из этих вышеуказанных работ или условий, то они должны быть учтены в смете, за счет чего стоимость проектных работ увеличится.

Всего доброго, надеюсь, данный материал будет полезен.

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

совокупность реализуемых при строительстве и реконструкции проектных решений, направленных на обеспечение защиты населения и территорий, снижение материального ущерба в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
ИТМ проводятся заблаговременно и наращиваются с возникновением опасности до полной ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Реализация инженерно-технических мероприятий придает качественно новые свойства защитным сооружениям гражданской обороны; размещению объектов, в том числе АС, потенциально опасных и других объектов; планировке городов, обеспечению безопасности систем коммунально-энергетического хозяйства, объектов транспорта; защите сельскохозяйственных животных; продукции агропромышленного производства; маскировке городских и сельских поселений и объектов экономики. Планирование ИТМ ГОЧС осуществляется в самостоятельных разделах «ИТМ ГО. Предупреждение и ликвидация ЧС» планов градостроительства, планов строительства зданий и сооружений, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и планов гражданской обороны на всех уровнях ГО и РСЧС.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!