Андрей Мерзликин: «В свободное время служу алтарником в храме. Губернатор александр карлин принял участие во всемирном русском народном соборе Какое общество мы строим

Российский актер на съемках проекта «Добрый вечер» (канал «1+1») рассказал, как занимается воспитанием своих троих малышей, почему не обижается на людей, называющих его «православнутым», и почему не женился до 33 лет.

— Андрей, Ваши образования (по первому — радиотехник космического машиностроения, также имеет высшее экономическое образование. -Авт.). Вам как-то помогают в актерской жизни?

— Любое образование в жизни помогает, на то оно и образование. Если вы хотите спросить, рукастый ли я парень. Да, я такой. Я не могу сказать, что могу собрать радиоприемник, но паяльник в руках я периодически держу. А экономическое образование дает мне право с большим основанием выступать в роли суждения тех или иных политических событий в нашей стране и в мире в целом. Но именно суждений, а не осуждений. Сейчас же мы наблюдаем ту ситуацию, когда небольшая часть общества склонна осуждать и вести себя не вполне прилично в высказываниях в адрес тех, кто руководит государством, церковью. Они очень хорошо понимают, кто и что должен делать, но сами не знают, как это делается. А на самом деле все мы глубоко невежественные люди и пытаемся рассуждать еще и с уверенностью в своем мнении. И эта уверенность меня пугает. Мне кажется, эти граждане только раскалывают общество.

— А Ваше личное отношение к современной политической ситуации в России?

— На площади я не ходил, но у меня есть свое видение сложившейся политической ситуации. Это не значит, что мне все равно, но я не тот человек, который знает, что надо исправить и что надо изменить. Там, где я знаю, что что-то можно изменить, я и пытаюсь это делать. Я не могу позволить себе такой роскоши стать толпой. Потому что считаю, что все люди, которые живут информацией из интернета, это толпа. Эти люди не обладают личным мнением, основанное на личностном опыте и понимании ситуации. Они всего лишь перепостчики. Как можно доверять человеку, который 98 процентов своего времени проводит в интернете. Это как рассуждать о любви, не «занимаясь» ею, не совершая поступков ради Любви. Я и сам порою интернет зависимый, но пытаюсь хотя бы это осознать. Перед тем как заходить во Всемирную паутину я задаюсь вопросом, насколько мне это необходимо. Этот же аттракцион засасывает.

— Ладно о политике. Андрей, а это правда, что Вы не сразу поступили во ВГИК и первое время посещали занятия инкогнито?

— Да, это правда, мне разрешили посещать занятия вольнослушателем, а после первого курса я стал студентом официально. Моей заслуги в этом никакой нет — кого-то выгнали, меня на его место взяли, вот и все. Да, я ночевал на вокзалах, в электричках, так со многими происходит, в этом нет ничего такого, что тебя выделяло бы, среди таких же как я. Трудности, которые я переживал, это всего лишь та необходимая «глина», из которой я формировал свое будущее. Про себя я мало чего понимаю до конца. Знаю только одно, все что со мной тогда происходило, и происходит, хорошего или даже плохого, все равно — это самые замечательные минуты моей жизни. Я благодарен всем своим несчастьям, которые являлись основой, для понимания аксиомы: «не было бы счастья, да несчастье помогло!»

— Как и многие актеры, после Вашей роли в фильме «Бумер» Вы тоже, как говорится, проснулись знаменитым?

— В моем случае я заснул знаменитым (смеется). А все потому что премьера «Бумера» проходила в 12 часов ночи, во внеконкурсном показе Московского кинофестиваля. Хотя, признаюсь вам, мы ничего не снимали такого, что могло бы стать громким, резонансным. Мы удивились, и были рады тому, что фильм был доделан до конца, что он готов, и что его можно показывать зрителям. Когда я первый раз смотрел «Бумер» со всеми зрителями тогда в кинотеатре, я хотел вскочить в экран, ерзал все время на кресле, вообщем переживал за всех героев, и за своего в частности. И, когда свет в зале включился, все две тысячи зрителей смотрели на меня. Это странное чувство. Вообще, наши с ребятами роли в «Бумере» — это большой аванс был для нас и, естественно, что лично для меня, основная точка отчета в жизни кино.

— А какую сыгранную роль Вы считаете на данном этапе главной в вашей карьере?

Роль в картине «Заблудившийся». Фильм был снят в Казахстане. Если читателям это интересно, они могут заглянуть в поисковик, и благодаря «пиратам» посмотреть фильм в свободном доступе. Эта картина для меня этапная, очень много искреннего, важного для меня, я пытался рассказать. Безусловно, фильм «Брестская крепость» очень значимая в моей жизни картина, даже не роль моя, а именно сама картина. Конечно, «Качели», «Дом на обочине», ну и еще многие другие (смеется).

— После «Бумера», я думаю, с Вами не раз пытались познакомиться те же самые «братки»? А как Вы относитесь к панибратству?

— Ну как, плохо, как и любой человек. Я достаточно доступен людям, сфотографироваться, или дать автограф. Никогда не отказываю, считаю частью моей профессии. И с уважением отношусь к своему зрителю. Как хорошие отзывы, так и критику я принимаю спокойно. Но, когда люди начинают относиться ко мне с налетом хамства, я их спрашиваю: «Мы что знакомы с вами? Водку вместе пили когда-то?». Я пытаюсь выспросить у них, что дает им право так со мной разговаривать. Как правило, это людей осекает. Драться и ругаться с этими людьми бесполезно и не верно в корне. Хотя случалось всякое.

— Вы женились в 33 года. Почему долго не решались на этот серьезный поступок?

— Не знаю, думаю чтобы совершенно осознанно сделать единственный в своей жизни шаг, за который буду нести ответственность. Этот шаг — предложении руки и сердца моей супруге Анне. Мы женились, мы венчались и сейчас живем счастливо. Я не думаю, что мне нужно было тренироваться до этого. Тренировать нужно другие вещи в своей жизни. Но, конечно, я не был пуританином до 33 лет, но я искал свою вершину, самообразовывался, что и делаю до сих пор. Вся информация, окружающая нас вокруг, телевизор, интернет, сплетни — это крошки от большого пирога, который тебе никогда не достанется, если ты живешь мелочью, ты превращаешь себя в подножный корм. Иногда лучше вообще не «кушать», чем так жить. Возможно, я сурово говорю, но правда вообще суровая вещь. Однажды мы эту правду про себя узнаем, и, думаю, многим из нас будет стыдно за самих себя. Я себя не исключаю, этим спасаюсь.

— В одном из интервью Ваша супруга говорила, что предлагала вам пожить для начала гражданским браком, но Вы же настояли на штампе в паспорте. Почему так?

— Гражданский брак — это как кариес, который может разрушить весь организм. Когда мы идем на какие-то маленькие «а, давайте попробуем», вдруг не получится, потом проблем меньше будет и т.д. Скорее всего, так оно и случится. Это как если бы в скафандре была дырочка. Сначала в ней много кислорода, а потом он все равно выйдет через эту дырочку. Вот эта дырочка — и есть гражданский брак. Конечно, есть примеры, когда люди живут прекрасно и гражданским браком, но они не являются константой. Это скорее исключение, чем закономерность.

— А своих друзей-актеров Вы как-то не переубеждали пойти по собственному примеру?

— Я никогда, никого не переубеждаю. Я определяю для себя правила и живу по ним. Это мой личный опыт, который я не имею права навязывать другим. Конечно, если это мой близкий друг, и мы сидим с ним выпиваем, я буду искренним с ним и смогу что-то на эту тему сказать, но не более того. Слышал, что людей с взглядами такими же как и у меня, сейчас называют «православнутые», типа «долбонутые». Я, конечно, удивляюсь их смелости, но Бог им судья. Я на них не обижаюсь.

— С кем из актерской среды дружите?

— У меня сосед — Леша Кортнев, на этаж ниже живет. Вот мы часто друг к другу в гости и ходим, а так, у меня круг общения не актерский. Есть, правда, друзья-музыканты, которые приходят в мой дом — мы поем, играем на музыкальных инструментах.

— Не часто встретишь актеров, которые помимо своей актерской профессии, посвятили часть своей жизнь церкви. Это правда, что иногда Вы служите алтарником в храме?

— Ходить в храм на службу, стараться успеть поблагодарить Бога за все, что со мной происходит, в этом нет ничего из ряда вон выходящего! Во-церковление — значит познать и принять культуру, на которой взросла твоя страна, твои предки, история твоей страны, отчизны, ее искусство, ее литературу. Как можно понимать Достоевского, не будучи верующим или хотя бы во-церковленным человеком. Половина его текстов до нас не дойдет, как минимум. Мне интересно знать историю, как все начиналось, как появилась культура моей страны, традиции. Это все дает отгадки к очень многим вещам в современности, и на этом опыте ты познаешь, почему в твоей жизни происходят те или иные события, словно эхо на твои поступки. Все ведь очень закономерно в нашей жизни и для меня Господь — это закон, который работает. А алтарником, я стал по причине долгого окормления у моего духовника, священника отца Алексия. Он благословил меня подвизаться помогать в алтаре. В свободное от работы время.

— Вы часто бываете в церкви?

— Я не знаю, что такое часто. По уставу положено каждое воскресенье, но у меня нет таких возможностей. Но это не свидетельствует о том, что я «православнутый». Я — нормальный человек, который даже в своих глазах далекий от правильного образа христианина. Я это отлично понимаю, и меня это не устраивает. И это основной мой двигатель в жизни. Меня вообще не все устраивает, что в моей жизни происходит, но я это говорю без претензии к другим. У меня нет претензий к правительству, тем более к Патриарху, на которого происходит мощная атака «креативного» класса и «креативных» СМИ порочащая его, нет претензий к моему народу, которого называют «быдлом». Ведь если я начну жить с этой претензией, она дойдет до бесконечности. Как только начинаешь искать внешнего врага, он оказывается бесконечным. Мы любим искать этого врага, который оправдывает нас, почему нам так всем плохо. А это, как мне кажется, не путь развития, а путь упадка. А вот к осуждающим у меня претензии есть (смеется).

— А с вредными привычками Вы тоже боретесь или уже побороли?

— Они есть, и я с ними борюсь (смеется). Одна из этих привычек — охотно отвечать на все сложно поставленные вопросы. В силу того, что я сам выбрал для себя путь актера, я обязан общаться с прессой. Если тебе задают вопросы, будь добр на них отвечай. А лукавить я не умею. Точнее умею, но не считаю это должным. Поэтому отвечаю я часто искренне, о чем чаще всего жалею. Потому что сами издания делают потом в интервью ужасные заголовки, эпатирующие, и ставящие под сомнение нормальность человека, который решился на откровенный разговор. То есть тут нет любовных отношений, а, когда люди не любят друг друга, у них и дети не по любви рождаются… Вот вы, наверное, сидите и думаете, что тут Мерзликин рассуждает, шел бы он домой, москаль приезжий. Напишите, что я не навязывался с вами разговаривать. Я не пиарю себя, не платил кому-то деньги. Если я не интересен журналисту, он может в любой момент прекратить интервью и уйти. Это очень важно! Многие, наверное, будут читать это интервью и думать. Вот снялся «этот» в фильме про бандитов, и учит, как нам жить. Я никого не учу и я не виноват, что выбрал профессию по душе (смеется). Наоборот, я благодарен Господу, что у меня появилась та работа, которая сейчас дает мне возможность кормить семью и крепко стоять на ногах. И все могло бы сложиться иначе. Справедливости нет в человеческом мире и это нужно понимать. И если ты ее ищешь среди людей, ты идешь по пути саморазрушения. Ты ее никогда не найдешь и время будет потеряно зря. А вот поиск сил воспитывающих в тебе смирение, не терпение, как часто мы путаем, не толерантность, как часто нам навязывают новое слово, а смирение. Умение искать причины происходящего в себе самом. Во всем пытаться быть благодарным. Это дает шанс на то, что судьба проявит милость, и, когда неожиданно, вне справедливости, именно ты становишься тем человеком, которому Господь открыл «дверь», куда все не заходят, но могли бы зайти,- это, как мне кажется, единственный путь, который я бы рекомендовал людям. Про таких тогда и говорят:» Вот повезло!»

— Кто придумывал имена Вашим троим малышам?

— Аня придумывала, я только дочку Серафимой назвал, всегда нравилось это имя. Но мы называли в принципе по святцам. Абсолютно случайно Аня выбрала имя Федор и Евдокия. А сейчас, когда Дуняша немного подросла, я смотрю на нее и думаю: «Ну, правда, Дуня!».

— Хватает ли времени на общение с семьей?

— Абсолютно хватает. У меня сейчас очень много свободного времени, поскольку с ноября прошлого года я не снимался. Живу в Москве, дети со мной всегда. Все, что полагается делать отцу, я делаю — и купаю их, и сказки на ночь рассказываю, и в садик утром вожу. Вообще вот это правило «делай, что должен, и будь, что будет», лично для меня, является не красивой фразой, а жестким правильным постулатом, которым надо пользоваться.

— Как работалось вам с Михалковым на съемочной площадке «Утомленных солнцем-2»?

— Мне вообще работается всегда хорошо, у меня же работа интересная (смеется). Хотя с Никитой Сергеевичем я познакомился еще, когда учился во ВГИКе — его дочь Аннушка была на курс старше меня, поэтому он очень часто приезжал к нам в институт с мастер-классами. Кроме того, что он — удивительный режиссер, он еще и потрясающий педагог. И поверьте, я не из тех людей, кто поднял бы камень и кинул бы в этого достойного человека. От съемок «Утомленных солнцем» у меня остались только приятные воспоминания — у нас было много досуга, помню, часто играли в футбол. А если брать студенческие времена, то кто, скажите, не мечтал сняться у Михалкова. Помню, когда я сидел на мастер-классе, думал, что сижу у подножья Эвереста (смеется).

— За последние три года Вы сыграли в очень многих сериалах. Пришло время, когда уже Вы выбираете, где сниматься, а не Вас?

— Я вам так скажу. С самого первого дня я практически соглашаюсь на все предложения, которые мне поступают. Да и по правде говоря, особого такого выбора у нас, актеров, и нет. Тут выбор один — либо не работать и дома ворчать, что вокруг плохие сценарии, либо работать, но стараться сделать свою работу хорошо и самому улучшить сценарий. А вообще каждое предложение я воспринимаю, как дар. Я же не знаю, что может «выстрелить», а что нет. Сколько в моей жизни было фильмов, на которые вообще никто не ставил, и которые выстреливали. Тот же самый «Бумер». Очень часто я снимаюсь бесплатно у молодых режиссеров, дебютантов. Не все же в жизни крутится вокруг денег, существует же еще пока творчество ради искусства.

Анна Школьная.

1 ноября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии XХI Всемирного русского народного собора, посвященного теме «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития».

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые участники Всемирного русского народного собора, братья и сестры!

Мы собрались в такой исторический момент, когда у нас есть возможность обобщить опыт целой эпохи, насыщенной событиями, значимыми для нашей судьбы страны, и поговорить о будущем. Кажется, как будто сегодня сказаны слова, которыми еще в древние времена увещевал людей пророк Иеремия: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер. 6:16).

За прошедшее столетие наше общество приобрело определенную зрелость и достигло той исторической дистанции по отношению к событиям 1917 года, которая позволяет говорить о них взвешенно и предметно — не избегая оценок и не увлекаясь излишней политизацией.

Трудно отрицать то, что революция стала трагедией. Братоубийственная гражданская война, гибель и изгнание миллионов людей, огромные потери в духовной и хозяйственной сфере. Самое страшное, что в ходе революционной борьбы в души людей были посеяны семена ненависти и зла. И сегодня мы можем с болью наблюдать, как та же ненависть возрождается в разных точках современного мира: как в далеких странах, так и у ближайших народов, у наших братьев.

Но эта ненависть носит сегодня другие идеологические одежды и связана с проведением новых и углублением старых разделительных линий на планете, с ростом мирового неравенства и его идейным оправданием, с культивированием в обществе искусственных различий. Эти процессы уже не связаны с идеями прежней революции, имеют иные идейные основания.

Несмотря на то, что количество конфликтов, войн и революций в мире стремительно растет, России тем не менее хватает сил оставаться островом стабильности в этом опасном потоке, идти по своему историческому пути.

Сегодня наше общество консолидировано, в нем нет того трагического гражданского раскола, который разделял народ пополам. Напротив, сегодня мы вновь учимся радоваться национальному объединению и примирению. Это объединение и примирение дают нам уверенность в том, что страна и общество не оступятся и не сорвутся в историческую пропасть, как это случилось в начале 1917 года. История России не ходит по кругу. Мы учимся на собственных ошибках. Мы приобрели иммунитет по отношению ко всем видам политического радикализма, для нас как никогда важен консенсус, важны общие ценности. Важно то, что объединяет, а не то, что разделяет. Продолжая возделывать и преумножать мир у себя, Россия может быть примером и моральной опорой для всех, кто желает пережить нынешний кризис.

Мировое сообщество сегодня вплотную подошло к исторической черте, за которой начинается новая эпоха — эпоха, когда в жизни народов изменится очень многое, главным образом — мировоззрение. Новая эпоха неизбежно наступает в связи с тем, что пределы глобализации достигнуты, начался кризис ее унифицирующих критериев. Это не значит, что ценности демократии, гуманизма, прав человека полностью исчезнут из нашей жизни. Но они перестанут зависеть от неких абстрактных, глобальных стандартов. Каждый культурно-исторический субъект будет вынужден в собственной традиции искать опору, необходимую для развития и движения вперед, искать свою модель модернизации, истоки своей системы социальных институтов.

Как в жизни отдельного человека, так и в жизни народа — вера в социальные институты и правовые механизмы мертва без нравственного делания, без умения поступать по совести. В этом случае она ведет лишь к безумной погоне за химерами, за ускользающими миражами счастья и свободы. И к неисчислимым человеческим жертвам.

Мы знаем красноречивые примеры веры без дел и дел без веры — как в истории Европы, так и в нашей русской истории. Это и мировые войны, и революции, развязанные сильными мира сего. Начиная с Французской революции, закрепившей в сознании европейских народов новые ценности, и заканчивая чередой революций XX века. Эта тема тем более важна, что революции сегодня поставлены на поток. Так называемые «цветные революции» стали технологическим понятием, обозначающим силовую смену власти и оправдывающим нарушение конституции и норм международного права.

Однако несмотря на то, что революция стала обиходной технологией, ее идеологи по-прежнему опираются на квазирелигиозную риторику, пытаются оправдать революцию как духовно возвышенный, морально оправданный акт. При этом современные революционеры, как и их предшественники, самой логикой революционного процесса всегда приносят в жертву часть собственного народа ради достижения абстрактных благ.

Избирательный подход таких революционеров и их кураторов к международным нормам свидетельствует о том, что за красивым фасадом юридических формулировок все чаще скрываются двойные политические стандарты, желание не подчиняться силе права, а подчинять других по праву сильного, вмешиваться во внутренние дела суверенных государств.

Революции, как правило, совершаются сверху, элитой, которая увлекает народ энергетикой разрушения. Это бывает либо своя элита, оторванная от традиции, либо — чужая, озабоченная колониальными интересами. Простой народ органически не склонен к революционности, напротив, он — хранитель традиции. Что отнюдь не мешает ему желать социальной справедливости.

Обе катастрофы, которые постигли нашу страну в начале и в конце XX века, были вызваны тем, что национальная элита оказалась неспособна адекватно ответить на вызовы времени. Дали о себе знать и отрыв от народа, и увлечение идеями, не имеющими корней в русской действительности.

Здесь возникает проблема качества элиты, которая должна быть верна народу и пополняться талантливыми людьми снизу, а не быть повязанной интересами внешних, глобальных игроков.

Сегодня в России ищут образ будущего. Я думаю, образ будущего — это образ народа и образ элиты, достигших взаимодополнения. Элита — не те люди, кто поднялся «выше народа». Настоящая элита — это те, кто принял на себя ответственность за судьбу страны, кто отождествляет личные интересы с национальными, государственными интересами. Элиты и народ должны быть нераздельным, единым целым.

Поэтому невозможно «назначить» элиты искусственно: нужна база, из которой можно черпать сегодняшнее элиту. Чтобы воспитать элиту, нужно воспитать народ, воспитать общество, вкладывать в него ресурсы.

Если мы не воспитаем собственный народ, его будут воспитывать другие. Поэтому в такой важной сфере как образование важно восстанавливать и развивать собственные научные и педагогические школы, продвигать свои методологические наработки. Это будет вызывать сопротивление со стороны сторонников глобальных стандартов образования, но не нужно этого бояться, потому что одновременно с этим, это будет привлекать живой международный интерес. Русское образование вполне может стать образцом, таким же, как русская наука и русская литература. Опора на собственные культурные разработки и на свой способ мышления при учете общемировых тенденций и достижений в науке и технике позволит сохранить суверенитет в XXI веке.

Общественная солидарность, неразрывность интересов элиты и народа обеспечит структуризацию общества по модели большой семьи. Вряд ли верно расхожее мнение о том, что общество состоит из индивидов или из так называемых «малых групп» (то есть соседи, коллеги на работе, друзья по увлечению). Нет. Общество опирается не на малые группы, а на семью.

Семья — структурная единица стабильного, здорового социума, главный элемент солидарного общества. Сохранение народа, культуры, языка, государства — все это осуществляется при посредстве семьи, поскольку именно с семьей связан механизм передачи опыта по цепи поколений. Если взглянуть на этот процесс со стороны, можно дать ему точное название: традиция. Не какая-то конкретная, а традиция как метод связи поколений в режиме общего делания.

Семья — механизм передачи традиции. Как это происходит? Родители вкладываются в детей: финансируют их образование, передают семейные традиции, фотографии, реликвии, правила поведения и хорошего тона, навыки любимой профессии. Тогда возникают династии учителей, военных, врачей, спортсменов, строителей, священников. Но то же самое относится и ко всему народу, ко всей России: мы сохраняем и передаем будущим поколениям историю, язык, культуру, религию, профессиональный и житейский опыт. Передаем — понимая, чувствуя, что «семья» — это не только мы и наши дети, но и будущие поколения, которые нас не увидят, но непременно о нас узнают.

Семья важна и с духовной, религиозной точки зрения. Семья — это первый в жизни человека опыт любви. Именно поэтому Иоанн Златоуст говорил о семье, что она — малая церковь. В семье человек учится любви, а через любовь, которая есть Бог, человек спасается. Семья — это школа любви, а значит — школа спасения.

Без стремления к любви как высшей ценности ни семья, ни общество не смогут существовать в истории. Если традиция — это путь, по которому идет общество, то любовь — это конечная цель данного пути. Она дает силы и желание жить, наполняет жизнь смыслом в каждый момент истории.

Вот почему, говоря об обществе, можно утверждать: общество — это тоже большая семья, «семья семей». Поэтому обществу угрожает то же самое, что угрожает и семье: крайности ювенальной юстиции, однополые браки, утверждение трансгуманизма, любые попытки дать искаженное определение понятию «человек». Человек нуждается в заботе, самосовершенствовании, духовном развитии, но не в том, чтобы была изменена его природа. Поскольку природа эта создана по образу и подобию Божественной, изменять ее в любом другом направлении значит изменять самому Богу.

Сегодня борьба за будущее — это борьба за антропологию. Это борьба за определение того, что есть «человек». Сюда входят вопросы о биотехнологиях, прогрессе человеческой природы, искусственном бессмертии.

Серьезным вызовом видится бурное развитие медицинских и генетических технологий. Футурологи уже предсказывают скорое расслоение человечества на две расы. Одним предрекается величие сверхлюдей, другим — судьба подчиненных. Представители глобальных элит мечтают за счет дорогостоящих технологий трансформировать свои тела так, что смерть для них отодвинется на многие десятилетия. А для абсолютного большинства людей это будет невозможным.

Такая страшная перспектива противоречит и христианскому взгляду на человека. Чтобы избежать воплощения антиутопии в жизнь, нужно отказаться от эгоизма и равнодушия к чужой беде. Нужно, чтобы передовые биотехнологии прежде всего служили не тем, кто больше готов заплатить, но тем, кто рискует покинуть мир слишком рано.

И здесь, в становлении солидарной медицины будущего, ценен опыт нашей страны, так как именно Россия была пионером в создании системы бесплатного общедоступного здравоохранения.

Глобальные вызовы — будь то проблема лишних людей в век роботизации или разделение человечества с помощью биотехнологий — могут быть преодолены только в одном случае: при опоре на солидарность людей.

И сегодня общество должно стремиться к тому солидарному идеалу, идеалу, очень близкому и понятному для христиан, где царит единство и братство, где люди считают друг друга братьями и сестрами. В наиболее совершенной и возвышенной форме этот идеал был реализован в общине первых христиан, о которой св. апостол и евангелист Лука говорит так «Умножества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 4:32).

Кажется, стремление к такому идеалу не должно вызывать споров. Но XXI век грозит подвергнуть сомнению даже те ценности, которые на протяжении столетий выглядели незыблемыми.

«Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» — задавался вопросом святой царь-псалмопевец Давид. Сегодня, через три тысячи лет после того, как были сказаны эти слова, нам снова предстоит ответить на этот вопрос.

Ведь уже слышатся голоса, что современные технологии способны создавать искусственный интеллект и искусственные органы. Что в скором времени удастся так модернизировать наш разум и наше тело, так изменить отношения в обществе, что возникнут новые существа, превосходящие людей. Не случайно идеология этого процесса носит название трансгуманизм — то есть существование по ту сторону человека, за пределами человечности.

Вера в технологию сегодня — то же, чем была вера в прогресс. Это тоже своеобразная квазирелигия. Это вера человека в то, что с помощью науки и технологий можно достичь совершенства и бессмертия, полной власти над своим телом, над природой, над жизнью. Но это невозможно. Потому что источник совершенствования находится внутри человека, а не снаружи. Все это ведет в сторону от магистрального христианского пути. В конечном счете — в сторону расчеловечивания, гипертрофированной индивидуализации, а значит, и разрушению социума и концу истории.

Для нас, православных — и в то же время для всего русского социума — признание и отличия между людьми уравновешивается осознанием их сходства. Сходство, повторю, не менее важно, чем отличие.

В этом одна из причин той важнейшей роли, которую мы отводим общественному диалогу, ради которого и собрались сегодня на наш Собор.

Всемирный русский народный собор в течение четверти века ведет серьезный диалог с представителями различных политических партий, в том числе присутствующих в этом зале. С представителями разных национальных и религиозных общин, представителями науки и культуры. Особенно важен диалог с молодежью и старшим поколением. Иными словами, диалог объединяющий все части нашего общества одним солидарным стремлением — любовью к нашей Родине.

Революции всегда претендуют на создание нового человека, стремятся сломать традиционное, христианское в нем — «перековать» человека. Отсюда борьба революционеров с традицией, религией, культурой. Но это тупиковый путь, он ведет к отрицанию и дроблению. Революции совершаются на отрицании, на сломе, а стремление к вечной жизни ничего не отрицает, но все пронизывает собой. Это — стремление к любви и к Богу.

Если мы в XXI веке хотим быть процветающей страной; страной, которую уважают другие страны; страной, у которой есть будущее, если мы хотим избежать революционных катастроф и гражданского противостояния — мы не должны забывать свой исторический опыт, отказываться от своей исторической судьбы. Если все мы будем руководствоваться общей целью, то любые, даже самые сложные вызовы будут преодолены, и наши потомки смогут с благодарностью говорить о достижениях нашего народа в грядущем столетии и жить в мире друг с другом.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Нажмите, чтобы прослушать

Оценку событиям революции 1917 года дали на Всемирном русском народном соборе. Своим мнением с редакцией «Тюменской области сегодня» поделился участник съезда депутат Тюменской областной Думы Олег Чемезов.. – Разумеется в год столетия российской революции такой емкий форум не мог не коснуться анализа и оценки тех событий. Причем высказывались самые разные точки зрения, но в большинстве своем докладчики и выступающие оценивали события столетней давности как трагические. Хотя прозвучала и противоположная точка зрения от лидера КПРФ Геннадия Зюганова. Как всегда, самым взвешенным и мудрым был доклад патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Его оценка революционных событий была как раз самой продуманной, изначально христианской. Но от оценки прошлого Святейший перешел в докладе к построению будущего. Одной из главных задач патриарх считает формирование элиты. Он отметил, что элита – не те, кто выше народа, это не назначенные люди. «Настоящая элита - это те, кто принял на себя ответственность за судьбу страны, кто отождествляет личные интересы с национальными, государственными интересами. Элиты и народ должны быть нераздельным, единым целым», – так считает Кирилл. И как бы рефреном во всем докладе звучала необходимость подняться над революционными смутами, партийными исканиями. «Революции совершаются на отрицании, на сломе, а стремление к вечной жизни ничего не отрицает, но все пронизывает собой. Это - стремление к любви и к Богу», – сказал Святейший. Именно так и должно консолидироваться общество. Обратило на себя внимание и выступление председателя Государственной Думы Вячеслава Володина. В его докладе прозвучал нужный отсыл к оценке событий столетней давности из уст философа Николая Бердяева: «Революция всегда говорит о том, что власть имеющие не исполнили своего назначения... Сверху не происходило творческого развития, не излучался свет... не было творческих духовных сил для реформирования общества... и потому прорвалась тьма снизу». Тьма истолковывается Бердяевым как утрата народом веры, потеря народом центра жизни. Володин довольно стройно изложил концептуальное понимание консолидации современного российского общества и сопряжение этого процесса с процессом законотворчества. В выступлении лидера «Единой России» Сергея Неверова мне запомнился яркий возврат к осмыслению тяжелых для страны 90-х… Действительно, это был очередной раз, когда низвергалось и отрицалось все, к чему стремилось не одно поколение. А жизнь учит тому, что отрицание исторического опыта грозит самыми трагическими последствиями. «Потому что как бы ни развивались технологии, главное – не машины, главное – человек», – подчеркнул Неверов. Ярким и откровенным было выступление лидера ЛДПР Владимира Жириновского. Он в свойственной ему хлесткой манере прошелся и по революции, и по преобразованиям большевиков. Отметил, что если бы не революция, то в 1918 году наши войска были бы в Берлине, и никакого Гитлера не было бы. В конце концов, Владимир Жириновский дошел до оценки событий в Донбассе, и в своем докладе поставил такую точку, оценивая количество бед, обрушившихся на нашу страну, над которой, с моей точки зрения, следует подумать всем: «А все потому, что русский вопрос закрыли в 1917 году. Создали вместо него советского человека, который в 1991 году пропал». Действительно, а кто у нас теперь вместо советского человека, и что с русским вопросом, о котором почему-то даже не принято говорить. Нельзя не отметить яркое, эмоциональное выступление прекрасного актера Андрея Мерзликина, который в своем докладе опирался на наследие Василия Шукшина. Цитировал его мысли о Родине, крестьянстве… И знаете, было такое чувство, что по залу, где проходил Всемирный Русский народный собор, пронесся именно исконный русский дух. Губернатор Алтайского Края Александр Карлин потом публично поблагодарил актера за его речь. Это живое, настоящее… Ведь там много людей, которые привыкли, что называется спать на заседаниях, а Мерзликин разбудил всех. И действительно, как заметил актер, «пора перечитать Василия Макаровича», ведь именно он призывал нас «не забыть о душе». Но самое главное, мне думается, чтобы все наши мысли, слова, чаяния о человеке, о народе обретали свое выражение в реальности. Именно и только тогда можно говорить о той необходимой для эволюционного развития консолидации общества. Можно провести еще немало заседаний, круглых столов, съездов, выступлений в СМИ, но человек должен почувствовать на себе возможность реализации своих талантов и способностей. Чтобы под трубный глас великих свершений и достижений никто не мог упрекнуть нас, как Василий Макарович Шукшин: «А Русь все также будет жить: плясать и плакать под забором…» Кстати, он же считал напрасной тратой времени сидения на собраниях. Так давайте не тратить время понапрасну. А закончу словами того же Шукшина, наверное, главными: «Нам бы про душу не забыть, нам бы чуть добрее быть, нам бы, с нашими скоростями, не забыть, что люди мы».

Своим мнением с редакцией «Тюменской области сегодня» поделился участник съезда депутат Тюменской областной Думы Олег Чемезов.

Разумеется в год столетия российской революции такой емкий форум не мог не коснуться анализа и оценки тех событий. Причем высказывались самые разные точки зрения, но в большинстве своем докладчики и выступающие оценивали события столетней давности как трагические. Хотя прозвучала и противоположная точка зрения от лидера КПРФ Геннадия Зюганова.

Как всегда, самым взвешенным и мудрым был доклад патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Его оценка революционных событий была как раз самой продуманной, изначально христианской. Но от оценки прошлого Святейший перешел в докладе к построению будущего. Одной из главных задач патриарх считает формирование элиты. Он отметил, что элита - не те, кто выше народа, это не назначенные люди. «Настоящая элита — это те, кто принял на себя ответственность за судьбу страны, кто отождествляет личные интересы с национальными, государственными интересами. Элиты и народ должны быть нераздельным, единым целым» , - так считает Кирилл. И как бы рефреном во всем докладе звучала необходимость подняться над революционными смутами, партийными исканиями. «Революции совершаются на отрицании, на сломе, а стремление к вечной жизни ничего не отрицает, но все пронизывает собой. Это — стремление к любви и к Богу» , - сказал Святейший. Именно так и должно консолидироваться общество.

Обратило на себя внимание и выступление председателя Государственной Думы Вячеслава Володина. В его докладе прозвучал нужный отсыл к оценке событий столетней давности из уст философа Николая Бердяева: «Революция всегда говорит о том, что власть имеющие не исполнили своего назначения... Сверху не происходило творческого развития, не излучался свет... не было творческих духовных сил для реформирования общества... и потому прорвалась тьма снизу» . Тьма истолковывается Бердяевым как утрата народом веры, потеря народом центра жизни. Володин довольно стройно изложил концептуальное понимание консолидации современного российского общества и сопряжение этого процесса с процессом законотворчества.

В выступлении лидера «Единой России» Сергея Неверова мне запомнился яркий возврат к осмыслению тяжелых для страны 90-х… Действительно, это был очередной раз, когда низвергалось и отрицалось все, к чему стремилось не одно поколение. А жизнь учит тому, что отрицание исторического опыта грозит самыми трагическими последствиями. «Потому что как бы ни развивались технологии, главное - не машины, главное - человек» , - подчеркнул Неверов.

Ярким и откровенным было выступление лидера ЛДПР Владимира Жириновского. Он в свойственной ему хлесткой манере прошелся и по революции, и по преобразованиям большевиков. Отметил, что если бы не революция, то в 1918 году наши войска были бы в Берлине, и никакого Гитлера не было бы. В конце концов, Владимир Жириновский дошел до оценки событий в Донбассе, и в своем докладе поставил такую точку, оценивая количество бед, обрушившихся на нашу страну, над которой, с моей точки зрения, следует подумать всем: «А все потому, что русский вопрос закрыли в 1917 году. Создали вместо него советского человека, который в 1991 году пропал» . Действительно, а кто у нас теперь вместо советского человека, и что с русским вопросом, о котором почему-то даже не принято говорить.

Нельзя не отметить яркое, эмоциональное выступление прекрасного актера Андрея Мерзликина, который в своем докладе опирался на наследие Василия Шукшина. Цитировал его мысли о Родине, крестьянстве… И знаете, было такое чувство, что по залу, где проходил Всемирный Русский народный собор, пронесся именно исконный русский дух. Губернатор Алтайского Края Александр Карлин потом публично поблагодарил актера за его речь. Это живое, настоящее… Ведь там много людей, которые привыкли, что называется спать на заседаниях, а Мерзликин разбудил всех. И действительно, как заметил актер, «пора перечитать Василия Макаровича» , ведь именно он призывал нас «не забыть о душе». Но самое главное, мне думается, чтобы все наши мысли, слова, чаяния о человеке, о народе обретали свое выражение в реальности. Именно и только тогда можно говорить о той необходимой для эволюционного развития консолидации общества.

Можно провести еще немало заседаний, круглых столов, съездов, выступлений в СМИ, но человек должен почувствовать на себе возможность реализации своих талантов и способностей. Чтобы под трубный глас великих свершений и достижений никто не мог упрекнуть нас, как Василий Макарович Шукшин: «А Русь все также будет жить: плясать и плакать под забором…» Кстати, он же считал напрасной тратой времени сидения на собраниях. Так давайте не тратить время понапрасну. А закончу словами того же Шукшина, наверное, главными: «Нам бы про душу не забыть, нам бы чуть добрее быть, нам бы, с нашими скоростями, не забыть, что люди мы» .

Актер Андрей Мерзликин направил Губернатору Алтайского края Александру Карлину письмо со словами благодарности за поддержку его выступления на Всемирном русском народном соборе «».

«Дорогие жители Алтайского края! Уважаемый Александр Богданович! Хочу выразить благодарность за те добрые слова в свой адрес, которые я получил в поддержку моей речи на Всемирном русском народном соборе, темой которого в этот раз стал вопрос сохранения русской культуры. Высокая оценка того, что в своем выступлении я использовал творческое наследие Василия Макаровича Шукшина , цитаты из его жизни, размышления о Родине, крестьянстве, для меня дорога, так как считаю их высшей степенью проявления любви к России. Благодарю лично Вас, Александр Богданович, за тот опыт общения и возможность реализовать на алтайской земле наш проект «Шукшин. Человек Земли» . При вашей поддержке мы обрели новый том в сборнике рассказов, на этот раз письменное наследие великого писателя, письма к матери, друзьям, размышления о профессии, о кино, о искусстве... и открыли для себя нового Шукшина. Пронзительного, искреннего и ностальгирующего по малой родине. Опыт работы над спектаклем стал и моим личным опытом жизни. Мировоззрение писателя повлияло и на меня и во многом теперь помогает руководствоваться в жизни критериями, которыми жил и сам Василий Макарович. Уверен, у нас еще не раз будет возможность объединить наши усилия для сохранения памяти писателя и в его лице сохранения одного из столпов русской культуры», - подчеркнул Андрей Мерзликин.

Напомним: Всемирный русский народный собор прошел 1 ноября в Зале церковных соборов кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве. XXI Всемирный русский народный собор «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития » провел Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл . В его пленарной части приняли участие представители всех ветвей власти, лидеры партий, общественных объединений, высшее духовенство традиционных религий, деятели науки, образования и культуры, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья. Одним из наиболее ярких и содержательных выступлений, по мнению Губернатора Александра Карлина, стала речь актера Андрея Мерзликина .


Последние новости Алтайского края по теме:
Актер Андрей Мерзликин поблагодарил Губернатора Алтайского края за поддержку его речи на Всемирном русском народном соборе

Актер Андрей Мерзликин поблагодарил Губернатора Алтайского края за поддержку его речи на Всемирном русском народном соборе - Барнаул

Актер Андрей Мерзликин направил Губернатору Алтайского края Александру Карлину письмо со словами благодарности за поддержку его выступления на Всемирном русском народном соборе «Россия в XXI веке:
09:28 07.11.2017

4 ноября в России ежегодно отмечают День народного единства. В адрес жителей Алтайского края Губернатор Александр Карлин направил следующее поздравление: «Дорогие жители Алтайского края!
04.11.2017 Администрация Алтайского края Губернатор Алтайского края принял участие в XXI Всемирном русском народном соборе.
03.11.2017 Администрация Алтайского края Губернатор, Председатель Правительства Алтайского края Александр Карлин вошел в первую группу рейтинга, показав лучший результат среди глав субъектов Сибирского федерального округа.
03.11.2017 Портал Вечерний Барнаул Портал «АльфаНовости» опубликовал аналитический материал, в котором автор попытался разобраться в сути появления в последний год целого ряда публикаций в изданиях «Сибирской медиа группы» («СМГ») против правящей в Алтай
03.11.2017 НовостиАлтая.рф В узком сегменте медиа-пространства Алтайского края, скорее интересном собственно самим журналистам, пишущим на политические темы,
03.11.2017 Альфа новости по-русски

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!