Большинство философов и историков считают прогресс ведущей тенденцией, главным направлением развития общества.
Цель общественного прогресса - всестороннее развитие сущностных сил каждого человека.
В этих формулировках отражена гуманистическая направленность прогресса; т.е. человек является главной целью и смыслом истории.
Развитие техники, рост производства, научные открытия сами по себе не могут служить показателем прогресса, они прогрессивны лишь в том случае, если улучшают жизнь человека, способствуют его развитию.
Критерии прогресса . По каким же признакам, критериям можно определить уровень развития общества; какое общество более прогрессивно, какое-менее? И можно ли найти единый критерий прогресса? На последний вопрос существует два противоположных ответа.
Одни обществоведы считают, что нельзя (или трудно) говорить об общем, едином критерии прогресса. В каждой сфере общественной жизни действуют специфические закономерности, которые и определяют особенный критерий: экономический, технический, научный, социальный, политический, нравственный, эстетический и другие. Трудно по одному и тому же критерию, считают они, определять уровень развития, например, техники и нравственности.
Другие считают, что поскольку существует единый исторический процесс, должен быть и комплексный критерий его оценки. Высказываются самые разные точки зрения по проблеме главного критерия прогресса:
ü - уровень развития производительных сил, прежде всего техники и технологии – (технократические концепции);
ü - тип производственных отношений (марксизм);
ü - уровень производительности общественного труда (ВНП на душу населения в год - используется в международной экономической статистике);
ü - уровень потребления (уровень жизни, качество жизни);
ü - способ распределения готового продукта (насколько реализованы при этом принципы справедливости и равноправия);
ü - степень свободы личности;
ü - количество и структура использования свободного времени;
ü - степень сознательности и использования общественных законов;
ü - счастье человека как универсальный нравственный критерий прогресса (степень реализации сущностных сил человека).
Первые в этом списке - технические и экономические критерии имеют преимущество в том, что они выражаются в достаточно точных, конкретных количественных показателях, а это необходимый элемент в любой процедуре сравнения. Минус их в том, что они лишь косвенно затрагивают главную фигуру прогресса - человека. Такие комплексные, гуманистические критерии, как свобода и счастье, отражают суть, смысл человеческого бытия, но с трудом поддаются идентификации. Любой из названных критериев можно взять в качестве главного звена в цепи и затем вытащить всю цепь (попытайтесь сделать это как логическое упражнение).
Закономерности прогресса . Из идеи единства мировой истории вытекает положение об общих закономерностях прогресса. Назовем некоторые из них:
1. Общественный прогресс всегда противоречив , осуществляется посредством борьбы старого и нового (консервативных и революционных сил) и поэтому имеет непрямолинейный характер. История никогда не шла гладко, равномерно; внутри ведущей прогрессивной тенденции всегда есть элементы регресса, застоя.
2. Взаимосвязь поступательности и цикличности . В обществе, поскольку в нем есть такой элемент как историческая память, закон отрицания осуществляется быстрее (гораздо больше примеров того, что "новое это хорошо забытое старое").
1. К фундаментальным идеям Библии относят (укажите все правильные варианты):
а) сотворение мира из ничего; д) человек создан по образу и подобию божьему.
2. Основной догмат христианского вероучения относительно Бога гласит:
в) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях;
3. Основной догмат христианства:
б) триединство;
4. Религиозно-христианское понимание человека утверждает, что:
г) человек – «венец творения» и повелитель всего созданного для него Богом;
5. В центре размышлений философов средних веков стоит:
6. Наиболее важный раздел знания в Средневековье:
б) теология;
7. В основе средневековой гносеологии лежит идея:
в) откровения;
8. Теория оправдания Бога в отношении допускаемого им зла в мире получила название:
г) теодицея;
9. Средневековая философская мысль:
в) использовала идеи отдельных философов, перерабатывая их в соответствии с собственными запросами;
10. Христианско-религиозное понимание истории означает:
а) история есть прямолинейное движение от грехопадения до судного дня;
11. Апологеты во II в. н. э.:
б) защищали, оправдывали христианское вероучение;
12. Новое качество человека, открытое средневековой патристикой:
13. Центральным объектом философского осмысления Августин делает:
14. Основой духовной жизни в концепции Августина является:
15. Высший критерий истины в концепции Августина:
в) откровение;
16. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:
в) найти рациональные доказательства веры;
17. В схоластике провозглашалось различие между:
а) верой и разумом;
18. Предметом спора об универсалиях было:
в) реальное существование общих понятий;
19. В споре об универсалиях реалисты:
а) приписывали существование общему;
20. Номинализм в своей атаке на строгую рационализацию религиозных догматов, тем самым:
б) подготовил почву для отделения теологии от философии;
21. По вопросу о соотношении философии и религии Фома Аквинский выдвинул тезис о том, что:
в) религия не вне- и не антиразумна, она сверхразумна;
22. Фома Аквинский придерживался концепции:
г) о превосходстве веры над знанием.
23. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:
б) томизмом;
24. В своих рассуждениях о Боге Фома Аквинский:
б) признавал Бога полностью трансцендентным, непознаваемым;
25. Исследуя проблемы человеческой души, Фома Аквинский исходил из того, что:
а) душа есть чистая форма без материи, она бестелесна;
26. Этому средневековому мыслителю принадлежат пять наиболее полных способов доказательств существования Бога:
б) Фома Аквинский;
27. Установите соответствие философа философскому направлению:
1. реализм; г) Фома Аквинский. б) Ансельм Кентерберийский; 2. номинализм; а) Уильям Оккам; в) Иоанн Росцелин;
28. Установите последовательность философов Средневековья:
в) Филон Александрийский; г) Тертуллиан. б) Бл. Августин; а) Фома Аквинский;
29. Установите последовательность возникновения философских трудов:
г) «О началах» Ориген. а) «О граде Божьем» Бл. Августин; в) «О божественных именах» Дионисий Ареопагит; б) «Сумма теологии» Фома Аквинский;
30. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:
1. «О граде Божьем»; б) Бл. Августин; 2. «Сумма теологии»; г) Фома Аквинский. 3. «О божественных именах»; а) Дионисий Ареопагит; 4. «О началах»; в) Ориген;
Общественный прогресс - движение общества от простых и отсталых форм к более совершенным и сложным.
Противоположное понятие - регресс - возврат общества к уже отжившим, отсталым формам.
Поскольку прогресс предполагает оценку изменений в обществе как позитивных или негативных, он может пониматься различными исследователями по-разному, в зависимости от критериев прогресса. В качестве таковых выделяют:
развитие производительных сил;
развитие науки и технологии;
увеличение свободы людей;
совершенствование человеческого разума;
нравственное развитие.
Поскольку указанные критерии не соответствуют, а зачастую, и противоречат друг другу, проявляется неоднозначность общественного прогресса: прогресс в одних сферах жизни общества может приводить к регрессу в других.
Помимо этого прогресс имеет такую черту как противоречивость: любое прогрессивное открытие человечества может обернуться против него самого. Например, открытие ядерной энергии привело к созданию ядерной бомбы.
П рогресс в обществе может осуществляться различными путями:
I .
1) революция - насильственный переход общества от одной общественно-политического строя к другому, затрагивающий большинство сфер жизни.
Признаки революции:
коренное изменение существующего строя;
затрагивает все сферы общественной жизни резкое;
скачкообразное изменение.
2) реформа - проводимые властью постепенные, преемственные преобразования отдельных сфер.
Выделяют два вида реформ: прогрессивные (полезные для общества) и регрессивные (имеющие отрицательное влияние).
Признаки реформы:
плавное изменение, не затрагивающее основ;
затрагивает, как правило, только одну сферу общества.
II .
1) революция - резкие, скачкообразные, непредсказуемые изменения, ведущие к качественному преобразованию.
2) эволюция - постепенные, плавные преобразования, носящие преимущественно количественный характер.
1.17. Многовариантность развития общества
Общество - настолько сложное и многостороннее явление, что невозможно однозначно описать и предсказать его развитие. Однако в обществознании сложились несколько типов классификации развития обществ.
I. Классификация общества по основному фактору производства.
1. Традиционное (аграрное, доиндустриальное) общество. Основной фактор производства - земля. Основной продукт производится в сельском хозяйстве, доминируют экстенсивные технологии, широко распространено внеэкономическое принуждение, неразвитость технологии. Социальная структура неизменная, социальная мобильность практически отсутствует. Религиозное сознание определяет все сферы жизни общества.
2. Индустриальное (промышленное) общество. Основной фактор производства - капитал. Переход от ручного труда к машинному, от традиционного общества к индустриальному - промышленная революция. Доминирует массовое промышленное производство. Развиваются науки и технологии, и они совершенствуют промышленность. Меняется социальная структура и появляется возможность изменения социального статуса. Религия отходит на второй план, происходит индивидуализация сознания, и утверждается прагматизм и утилитаризм.
3. Постиндустриальное (информационное) общество. Основной фактор производства - знания, информация. Доминирует сфера услуг и мелкосерийное производство. Экономический рост определяется ростом потребления («общество потребления»). Высокая социальная мобильность, определяющим в социальной структуре является средний класс. Политический плюрализм, демократические ценности и значимость человеческой личности. Значимость духовных ценностей.
Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке ПРОГРЕССОМ (слово латинского происхождения, означающее буквально движение вперед). Понятию прогресса противоположно понятие РЕГРЕССА . Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.
Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума . Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществлению нравственного принципа : все люди должны относиться друг к другу, как братья. Современник социалистов-утопистов немецкий философ Фридрих ВИЛЬГЕЛЬМ ШЕЛЛИНГ писал, что решение опроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие - о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом, и предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Гегелю . Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы . По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.
Как видим, вопрос о критерии прогресса занимал великие умы нового времени, но решения не нашел. Недостатком всех попыток одолеть эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы - все это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.
В наше время философы также придерживаются разных взглядов на критерий общественного прогресса. Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.
Наиболее важным, критерием прогресса выступает уровень гуманизма общества, т.е. положение в нем личности: степень ее экономического, политического и социального освобождения; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психофизического и социального здоровья. Согласно этой точке зрения, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств - интеллектуальных, творческих, нравственных. Развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.
38. Социальная структура общества.
Общество - целостная самоорганизующаяся система отношений между людьми. Сущность общества заключается во взаимодействии людей, общество есть процесс такого взаимодействия, его форма и результат. Общественные отношения - наиболее устойчивые и значимые взаимодействия между людьми, в которых индивидуальное сведено к социальному.
В структуре общества выделяют несколько сфер: экономическую, политическую, социальную, духовную. Каждая из сфер удовлетворяет определенные потребности человека. Так, экономическая сфера выделяется на базе материальной потребности людей в пище, одежде, материальных средствах существования. Потребность организованности удовлетворяется благодаря политико-правовой сфере. Социальная сфера соответствует потребности человека в общении, духовная - потребности самореализации и развития своих способностей.
Общество есть целостная система, поэтому все его элементы тесно связаны между собой, существуют в единстве. Ненормальное или слабое функционирование одной из подсистем оказывает неблагоприятное воздействие на другие подсистемы. Кроме того, существуют общие закономерности, которые реализуются во всех сферах общества, определяя их характер. Общество - органическая система, из которой невозможно вычленить одну из подсистем, не затронув при этом другие. Каждую сферу общества, в свою очередь, следует рассматривать как целостную систему со множеством элементов.
В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои, а также национальные сообщества. Они взаимосвязаны друг с другом.
Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения, которые и образуют социальную структуру общества. соц структура складывается из классовой, этнический, демографической, поселенческой. профессионально-образовательной структуры.
В основе социальной структуры лежит Общественное разделение труда и отношение собственности на средства производства. На базе общественного разделения труда появляются такие группы, как классы, профессиональные группы, а также большие группы людей города и деревни, умственного и физического труда. Отношение собственности экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества, складывающуюся внутреннего социальную структуру. к основным элементам социальной структуры следует отнести классы, город-деревня, физический -умственный труд, сословия (соц группы, место которых в обществе определяется не их положением в системе соц-экономических отношений, а сложившимися традициями и правовыми актами), соц-демографические группы -молодежь, муж, женщ, тинейджеры, пенсионеры, национальные общности - нации, этнические группы. почти все эти группы неоднородны по составу и делятся на отдельные слои и группы собственными интересами. На это обращает внимание распространенная на западе теория стратификации, делящая общество на различные слои (старты) по разным основаниям: уровень доходов, профессия, вид деятельности, политические взгляды, ценностные ориентации. Усилия зап психологии направлены на изучение малых групп, склад на основе более-менее постоянных контактов между неск людьми. Они склад внутри больших групп, нередко трансформируют в себе действие всей социальной структуры общества и оказывают существенное влияние на формирование мотивов поведения входящих в нее людей.
Каждому исторически определенному способу производства соответствует свой специфический тип соц. сферы общества: наличие определенных классов и соц. групп (род, племя, народность, нация, семья). Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. Ленин: классами наз. большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда.
Существование классов связано с исторически определенными способами производства. Классовая дифференциация является для общества основной среди ост дифференциаций именно потому, что она возникла в сфере производства на основе общественного разделения труда и частной собственности на средства производства. Классы возникают на той ступени общ развития, когда появление прибавочного продукта и разделение труда сделало экономически выгодным эксплуатацию рабочей силы. Марксистский метод требует выявлять в каждом классовом обществе наряду с основными классами и неосновные, которые либо связаны с сохранением остатков старого способа производства, либо с нарождением нового, а также различные слои внутри классов и прослойки между ними. классовые отношения возникаю т тоже на основе способов производства. Теория классовой борьбы была разработанна в марксизме как борьба между классами с несовместимыми интересами, противоречащими друг другу. Нов современном обществе интересы начали интегрироваться, отчего классовая борьба в связи с размытостью границ между классами смягчилась. Правда, в современной России социальная дифференциация наоборот усиливается, тч может привести к антагонизму в обществе. И приводит.
В каждом обществе наряду с классами существуют также соц. группы, которые по своему отношению к собственности не вх. в состав того или иного класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером сословной организации является феодальное общество с характерным для него различием людей по экономическому и правовому положению. Так, крупный землевладелец как собственник средств производства - представитель класса, а дворянин - представитель сословия. Сословия характеризовались замкнутостью и строились по принципу строгой иерархичности, закрепл. в правовых нормах. Соц. структура совр. общества также помимо основных классов включает и определенные соц. группы, куда относятся в основном интеллигенция и служащие. Границы между классами и другими соц. группами общества всегда относительны и подвижны.
Общественная психология - частичный аналог обыденного уровня сознания, в котором представлены научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы, образы причудливой фантазии и логика здравого смысла. Идеология - частичный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиций определенного класса, партии дается систематизированная оценка соц. действительности. Часто проявляется факт "отставания" идеологии от общественной психологии, особенно при тоталитарных режимах. Общественная психология и идеология могут одни и те же явления действительности отражать по-разному. Факт противостояния идеологии и общественной психологии приводит не только к ее отставанию от обыденного сознания, но и к дестабилизации самой общественной психологии. Для стабилизации отношений большую роль играет изучение общественного мнения. Но для того, чтобы его можно было изучать необходимы соответствующие условия (демократия). еще одной стороной функционирования соц структуры является ее мобильность. Речь идет о переходе людей из одних соц групп в другие. соц положение может поменяться при переезде, образовании, дети рабочего могут стать интеллигентами, интеллигент - предпринимателем, предприниматель - профессиональным политиком. переход может быть горизонтальный и вертикальный. Изучение социальной мобильности имеет важное значение для полного представления о происхождении соц перемещений, надо знать их причины и последствия, чтобы контролировать процесс в интересах сохранения целесообразной соц динамики и стабильности общества. проблемы функц соцструктуры и действия разл соц групп напрямую связаны с проблемами гражданского общества. Гражданское общ есть относительно независимая от государства сфера реализации частных потребностей и интересов на базе частной собственности и всеобщего формального равенства людей. было бы правильно рассматривать гражданское общество как взаим всех имеющихся больших и малых групп, экономической основой их вз становятся различные формы собственности, а защищать их интересы призваны соответствующие органы правового государства. При этом гос-во должно по минимуму регламентировать и ограничивать свободу самовыражения этих групп, следя только за выполнением законов. При этом надо отметить две тенденции современного развития. Это активный процесс дифференциации, появлении новых социальных групп, и процесс интеграции, сближение условий труда, характер и содержание у представителей разных соц групп. Это ведет к сближению х образа жизни и структуры их потребностей и интересов.
Особенно видны проблемы в соц структуре российского общества. это связано с быстрыми изменениями в условиях жизни, в правовом пространстве, а соц структура общ не успевает на это реагировать. Процесс ее изменения идет долго и болезненно, не все находят себе место в изменившихся условиях. Это связано и с профессиональной структурой общ. При появлении новых средств труда, новых технологий некоторые профессии оказываются ненужными, зато резко возрастает потребность в других. При этом большая часть людей оказывается выброшенной на обочину, а профессионалов не хватает. Даже программа переучивания здесь не помогает, должно пройти некоторое время. перекос в профессиональной структуре набл и у нас сейчас. появились новые профессиональные группы предпринимателей, фермеров, рэкет и профессиональные бандиты, банковские и финансовые служащие. При этом практически исчез рабочий класс связи с остановкой заводов. государство должно заботиться о правильном формировании проф структуры путем прогнозирования структуры производства и заблаговременного требования к учебным заведениям. Теперь в скором времени необходимо будет много специальностей гуманитарного плана типа менеджеров, специалистов по связям. Кроме того, специалисты по коммуникациям.
Проблему системности общественной жизни разрабатывали О. КОНТ , Г. СПЕНСЕР , К. МАРКС , Э. ДЮРКГЕЙМ , М. ВЕБЕР , П.А. СОРОКИН , многие другие философы и социологи XIX - XX веков. В понятии общества выделяют обычно 2 основных аспекта - это структура общества и изменение общества.
39. Общество, государство, личность.
ОБЩЕСТВО – это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность общественных отношений.
Эти отношения носят во многом объективный характер, поскольку возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования. Они развиваются вместе с развитием условий их жизни и деятельности. Разумеется, система общественных отношений не обязательно жестко и однозначно определяет каждый шаг поведения человека. Однако в конечном счете она прямо или косвенно обусловливает основное содержание и направленность его деятельности и поведения. Даже самая выдающаяся, творчески активная личность действует под влиянием сложившихся общественных отношений, в том числе социально-классовых, национальных, семейно-бытовых и других.
Личность - это прежде всего человек как существо биологическое с его психофизическими свойствами. Но человек как существо биологическое еще не личность. Человек как личность складывается, формируется только в обществе. Биологическая сущность человека представляет собой основу его общественной сущности. Человек приходит в мир нагим, ничем не обремененным. Сама природа вынуждает его к общению с другими.
Сущность человека в своей действительности есть совокупность общественных отношсний, отмечал К. Маркс. Как нет общества без человека, так и нет человека без общества. Только в процессе общественной жизни человек надевает социальную и юридическую рубашку, становится не только человеком разумным (Ното 5ар1еп5), но и человеком общественным (Ното 5051а5), личностью, деятельным, активным субъектом социальных, в том числе правовых, отношений.
Человек как личность оказывается включенным в разные социальные группы и в общество в целом, находится в неизбежной связи с государством. Взаимодействие отдельной личности и государства характеризуется их взаимными многочисленными связями, отношениями. Отношения личности и государства различны на разных этапах развития человечества.
Характер отношений личности и государства в историческом развитии зависел от принадлежности личности к определенному классу, социальной группе. В связи с этим государство или подавляло личность, ограничивало ее свободу (рабов, крепостных), или предоставляло привилегии. Прошли столетия, прежде чем государство стало относиться ко всем личностям как к равным-
Связь личности и государства проявляется во взаимном влиянии и в конечном счете во взаимных правах и обязанностях.
Влияние личности на государство проявляется как в опосредствованных формах, через институты гражданского общества (партии, движения, общественные объединения), так и непосредственно. В последнем случае личность, обладая политическими правами, участвует в формировании путем выборов органов государства, контроле и критике деятельности государства в средствах массовой информации, обжаловании действий и решений должностных лиц в судебных органах. Здесь степень воздействия на государство зависит от политической, гражданской активности самой личности.
Очевидно, что государство обладает большими возможностями влияния на личность, чем отдельная личность - на государство. Здесь роль государства может проявляться в признании и юридическом закреплении прав и свобод личности, в их охране, в возложении на нее определенных тягот (обязанностей).
Демократическое правовое государство, исходя из принципа равенства, должно закреплять не только равные права, но и равные обязанности. Государство призвано обеспечить не только правовую, но и социальную защищенность личности. Имеется в виду обеспечение хотя бы минимума социальных благ, необходимых для нормального существования личности. Последнее имеет место в так называемых социальных государствах или в государствах с рыночной, социально ориентированной экономикой. В этом случае речь идет об осуществлении государством социальной функции.
Связь и соотношение личности и государства находят выражение в правовом статусе личности.
Правовой статус (правовое положение) личности - это совокупность ее прав и обязанностей. Правовой статус личности и в современных государствах различен. Имеются в виду прежде всего различия, вытекающие не из принадлежности личности к определенному социальному слою, классу, социальной группе и т. д., а из принадлежности личности к государству, из состояния его гражданства. Гражданин государства обладает большими правами и обязанностями, нежели личность, не являющаяся гражданином государства. В последнем случае за личностью нс признаются политические права, а другие права могут ограничиваться, например трудовые, имущественные (право собственности на землю).
Одной из наиболее известных ранних концепций общества и государства была теория идеального государства Платона. По мнению Платона, идеальное государство должно иметь своей целью общее благо, достижению этой цели подчиняются частные интересы людей. Идеальное государство состоит из трех каст: философов, или правителей, воинов, или стражей, ремесленников и земледельцев. Три сословия выделяются Платоном по аналогии с тремя частями человеческой души: разумной (философы), яростной (воины) и вожделеющей (ремесленники и земледельцы). Различие в душевных свойствах дается от рождения: человек рождается представителем определенной касты.
По мнению Платона, государство может быть мудрым и справедливым благодаря душевным свойствам управляющих им людей. Поскольку мудростью обладают только философы, то именно они должны управлять государством. Задача воинов - защита от внешних и внутренних врагов, а ремесленников и земледельцев - обеспечение всех необходимыми материальными благами. Государство справедливо, если каждое сословие добросовестно выполняет свою работу. Для того чтобы ремесленники и земледельцы могли выполнять свою работу, им необходима семья и собственность. Стражам и философам семья и собственность не нужны.
Средневековая философия существенно изменила взгляд на природу общества и предложила линейную концепцию исторического процесса. История начинается грехопадением первых людей и заканчивается страшным судом и вторым пришествием Христа. Характерными для Средневековья являются идеи Аврелия Августина, который представляет историю как длительный процесс борьбы добра со злом, процесс спасения человечества и обретения им утраченного единства с Богом.
Важнейшей вехой в развитии философских представлений об обществе и государстве являются идеи философа эпохи Возрождения Н. Макиавелли. Макиавелли демонстрирует принципиально новый подход к пониманию общества и государства. По его мнению, политика должна быть свободна от любых внешних для нее установлений: религиозных, этических и даже философских. Политика - это сфера действия, цель действия - власть. По мнению Макиавелли, цель оправдывает средства, т.е. для удержания власти правитель может использовать любые средства. Наиболее эффективными инструментами удержания власти являются любовь и страх. При этом страх - лучшая гарантия власти, чем любовь. Люди по своей природе злы, поэтому правитель должен удерживать их от неблаговидных поступков с помощью страха наказания. Концепция Макиавелли ознаменовала собой радикальный поворот в философских представлениях об обществе и государстве, поскольку предметом ее внимания стала реальная политика, а не идеальные, умозрительные конструкции.
Новое время предложило свою интерпретацию происхождения и устройства государства - концепцию естественного права и общественного договора. По мнению Т. Гоббса, природное равенство людей приводит к соперничеству, поэтому естественное (догосударственное) состояние - война всех против всех. Такое состояние гибельно для человеческого рода, осознание этого, а также страх смерти подталкивает людей к заключению общественного договора.
Общественный договор - это договор каждого с каждым о передаче права управлять собой общей власти. Сам факт заключения договора свидетельствует о переходе человечества от естественного состояния к гражданскому. Главный признак гражданского состояния - наличие государства, т.е. публично организованной принудительной силы. Заключая общественный договор, люди передают часть своих прав власти, держателем которой выступает суверен. Все остальные - его подданные. Т. Гоббс отмечает, что общественным договором отчуждаются не все права. У подданных существует ряд неотъемлемых прав, которые государство как раз и призвано защищать: право на жизнь, право не свидетельствовать против себя, право на решение семейных дел, право на выбор места жительства, право покупать и продавать.
Дж. Локк уточнил идею естественных прав, заявив, что неотчуждаемыми правами личности являются право на жизнь, свободу и собственность. Этими правами обладают все люди от рождения, независимо от других обстоятельств. Все гражданские законы основываются, по мнению Дж. Локка, на идее естественных неотчуждаемых прав.
Философ-просветитель Ж.Ж. Руссо предлагает свою версию концепции общественного договора. Люди по природе добры, считает он, и поэтому естественным состоянием является состояние свободы, простоты и всеобщего счастья. В основе перехода от естественного состояния к гражданскому лежит частная собственность и порождаемое ею неравенство. Гражданское, цивилизованное состояние искажает природу человека, делая его злым. Общественный договор, который сознательно заключают люди, призван совместить свободу и общий союз в условиях цивилизации, т.е. создать и сохранить справедливое гражданское состояние. Этот договор делает каждого человека, с одной стороны, подданным, с другой - сувереном. Единство этих двух свойств и создает, по мнению Ж.Ж. Руссо, гражданина.
Что касается понимания сущности исторического развития, то до середины XIX в. в философии господствовали идеалистические концепции двух видов: субъективистские и объективистские. С позиции исторического субъективизма развитие общества объясняется действиями великих людей: королей, императоров, крупных политических, религиозных или военных деятелей. Их замыслы и расчеты, их ошибки и поражения приводят к тому или иному историческому событию. Совокупность таких событий определяет ход истории. С позиции исторического объективизма решающую роль в истории играют надличностные силы: божественная воля, абсолютная идея, мировой дух. Процесс развития общества имеет целенаправленный характер и не зависит от воли конкретных людей, даже великих, которые остаются лишь орудием надличностных сил. Материалистическое объяснение истории впервые было предложено К. Марксом в его концепции исторического развития как смены общественно-экономических формаций.
В конце XIX - начале XX в. произошло еще одно изменение в философских взглядах на историю: представление о линейности исторического процесса сменилось представлением о цикличности общественного развития. История человечества предстала как совокупность сменяющих друг друга цивилизаций. Формирование цивилизационного подхода связано с именами Ф. Ницше, О. Шпенглера, М. Вебера, А. Тойнби. Развитие идеи цикличности осуществлено в середине XX в. представителями французской исторической школы «Анналов» (М. Блок, Л. Февр, Ж. Ле Гофф, Ф. Бродель).
В современной философии отсутствует единая концепция возникновения и развития человеческого общества. Параллельно существуют формационный и цивилизационный подходы, линейная и циклическая концепции истории и т.д. Многообразие взглядов является выражением реального многообразия исторической жизни людей, которое не может быть адекватно представлено в какой-то одной философской теории. Разнообразие концепций следует скорее считать достоинством современной философии. В зависимости от того, какой аспект общества или истории подлежит изучению, можно выбрать ту или иную философскую концепцию. При этом не стоит забывать, что жизнь людей всегда богаче, чем любые теоретические конструкции, объясняющие ее.
40. Эстетические и нравственные ценности и их роль в человеческой жизни.
1)Что такое религия в широком и узком смысле слова? Можно ли, на ваш взгляд, дать такое её определение, которое одинаково устроит и людей верующих иатеистов? Почему?
2)Охарактеризуйте роль религии в жизни человека,общества,государтсва. В чем состоит моральная сила религии?
3)Что такое мировая религия? В чем суть дискуссии о количестве мировых религий? Как вы думаете, из каких критериев исходят те специалисты, которые называют более трёх мировых религий?
4)Какую роль мировые религии играли и играют в истории человечества?
5)Какую роль играет религиозный фактор в современных конфликтах? Можно ли сказать, что зачастую он является лишь поводом для начала вооруженного противостояния?
1. Верны ли суждения?А. Открывая новые законы природы, все активнее вмешиваясь в природную среду, человек четко определяет последствия своего вмешательства,
Б. Последствия индустриальной и постиндустриальной революций для природы только положительные
2. с помощью такого критерия, как успехи науки и техники, можно показать прогрессивный характер
1) отмены крепостного права в России в 1861 году,
2) Распространения в обществе информационных технологий,
3) ликвидации сословных привилегий,
4) договора о нераспространения ядерного оружия.
3. Включение "механизмов торможения", неспособность общества воспринимать новое, передовое, называется
1) прогрессом, 2) регрессом, 3) стагнацией, 4) застоем.
4. Под прогрессом понимается
1) упадок культуры, 2) движение вперед, 3) циклическое развитие, 4) состояние стабильности
5. "Золотым веком" называл древнейшее общество
1) платон, 2) Аристотель, 3) Лукреций кар, 4) гесиод
6. Французские просветители к критериям прогресса относили
1) развитие разума и нравственности, 2) усложнение юридических институтов, 3) развитие производственных сил, 4) покорение природы
7. Верно ли?
А. Прогрессивное развитие общества-это всегда необратимое движение вперед.
Б. Общественный прогресс противоречив, не исключает возвратные движения и регресс.
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) оба суждения верны, 4) оба суждения неверны
8. К.Поппер считал, что
А. Исторический процесс прогрессивен.
Б. Прогресс возможен только для отдельного человека.
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) оба суждения верны, 4) оба суждения неверны.
9. Критерием развития общества не является
1) уровень развития науки, 2) степень удовлетворения личностных своих потребностей, 3) религиозные предпочтения общества, 4) состояние экономики
10. Мысль о том, что общество развивается по пути регресса отстаивал
1) платон, 2) Аристотель, 3) гесиод, 4) кондорсе
11. Высшим критерием общественного прогресса по Марксу, является
1) развитие производительных сил, 2) моральное, духовно-нравственное состояние общества, 3) степень возрастания человеческой свободы, 4) развитие человеческого разума
12. Что можно отнести к причинам общественных изменений?
1) внешние факторы, влияние окружающей среды, 2) противоречия, возникающие внутри общества, 3) стремление людей к новому, более совершенному, 4) все, перечисленное выше
13. Что является высшим критерием общественного прогресса?
1) интересы развития производственных сил, 2) моральное, духовное состояние общества, 3) человек, качество его жизни (прогрессивный то, что способствует возвышению гуманизма), 4) все перечисленное выше
14. Верно ли?
А. Развитие науки и техники-есть универсальный критерий общественного прогресса.
Б. Развитие гуманизма-есть универсальный критерий общественного прогресса.
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) оба суждения верны, 4) оба суждения неверны
15. Критерием общественного прогресса можно считать
1) развитие разума, 2) развития производства, науки, техники, 3) развитие нравственности, 4) все перечисленное выше
16. Вставьте пропыленное слово
Общественный...
А. Замена устаревших форм социальной организации новыми
Б. Движение от менее совершенного к более совершенному
17. Верны ли суждения?
А. Чувство ответственности воспитал нельзя
Б. Ответственность является исключительно внутренним качеством и не связана с внешними формами воздействия на человека
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) оба суждения верны, 4) оба суждения неверны
18. Верно ли?
А. Свобода человека является синонимом вседозволенности
Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) оба суждения верны, 4) оба суждения неверны
19. Верно ли?
А. Свобода человека проявляется в осознанном выборе при принятии решений
Б. Единственным ограничением свободы человека являются его моральные принципы
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) оба суждения верны, 4) оба суждения неверны
20. Верно ли?
А. Свобода-это вседозволенность, возможность поступать согласно только твоим желаниям
Б. Свобода человека в обществе предполагает возможность сделать осознанный выбор и принять на себя ответственность за него.
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) оба суждения верны, 4) оба суждения неверны
33. Какие типологии общества приняты в науке, что такое доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество?
34. В чем проявляется социальный и научно-технический прогресс?
35. Как бы вы охарактеризовали глобальные проблемы человечества?
36. Что такое мировое сообщество?
37. Каким образом человек превращается в личность?
38. Что такое социализация и воспитание?
39. С какими потребностями человека вы познакомились?
40. Как происходит познание человеком мира и самого себя?
41. В чем состоит духовная жизнь человека?
42. Как связаны между собой свобода и ответственность?
43. Как проявляет себя человек в группе?
44. Что такое межличностные отношения и процесс общения?
45. Как возникают и разрешаются конфликты в обществе?