Имитационная игра воздушный шар. Психологическая игра «Катастрофа на воздушном шаре Кейс про воздушный шар с решением

Разделы: Школьная психологическая служба

При переходе в старшее звено, могут возникнуть проблемы: в классе сложилось несколько группировок, постоянно происходят конфликты, учащиеся не могут найти “общий язык”, нельзя провести коллективное мероприятие,– которые могут привести к трудностям в дальнейшем процессе школьного обучения и в возможности личностной самореализации в школьной среде. Поэтому важно создать психологически комфортные условия для развития внутригрупповых отношений, где особое внимание необходимо уделить быстрому установлению позитивных отношений между детьми, овладению приемами и навыками эффективного межличностного общения.

  1. создать условия для организации и сплочения детского коллектива,
  2. развитие навыка конструктивного группового взаимодействия (умение выслушать и понять другого, налаживать сотрудничество), независимо от многообразия проявлений их индивидуальности;
  3. развитие навыка принятия коллективного решения;
  4. снизить уровень тревожности, эмоционального напряжения.

Предполагаемый психологический результат – создание благоприятного психологического климата и получение каждым участником опыта совместного принятия решения и взаимодействия, осознание своей значимости в коллективе, создание позитивных отношений между сверстниками.

Сюжет построен на основе необычного путешествия. Учащимся предлагается путешествие на воздушном шаре, в ходе которого происходит катастрофа, и они оказываются на необитаемом острове. Дети остаются один на один с собой.

Время на проведение игры и обсуждение 1,5 – 2 часа.

Участники: учащиеся 10 класса (15 лет); 10 - 15 человек; 1 человек выступает в роли “ведущего” (психолог); классный руководитель выступает в качестве “наблюдателя”.

Классный руководитель может использовать полученные учащимися навыки для простраивания своей работы с детьми по организации коллективной деятельности.

1 этап. Введение в игру.

  1. настрой на игру,
  2. пробуждение интереса,
  3. создание игровой атмосферы.

Материал: В помещении столы составлены в центре в форме круга. Стулья поставлены полукругом. На столе таблички с названиями городов, представители которых присутствуют на сцене. Кафедра для ведущего. У каждого участника бейджик с указанием имени и города.

Ведущий: Добрый день, дамы и господа! Несколько месяцев назад было объявлено о проведении уникального путешествия вокруг Земли на воздушном шаре. Во всех городах проходили отборочные туры. Мы собрали вас здесь, так как вы стали победителями кастинга для участия в невероятном путешествии – вы лучшие из лучших. Вам предстоит облететь землю на воздушном шаре. Вы будете останавливаться в назначенных местах и изучать достопримечательности. Итак, в добрый путь.

2 этап. Непредвиденная катастрофа.

  1. развитие умения быстро принимать оптимальное решение,
  2. отстаивать свою точку зрения.

Материал: Слайды с достопримечательностями некоторых стран, листы с перечнем предметов (по числу участников).

Ведущий: Наше путешествие началось. Вы уже побывали в Греции – Афинский Акрополь. В Италии – Колизей, Собор и площадь Святого Петра в Риме. Франция – Эйфелева башня, Собор Парижской богоматери. Англия – знаменитый Бик Бон – по ходу перечисления показываются слайды (набор слайдов может быть любым). Ваш путь лежит к берегам Америки, через Атлантический океан. Лететь еще далеко, но в шаре образовалось отверстие, и он начинает медленно падать. Падение замедлилось после освобождения от балласта, однако возникает необходимость облегчить шар, выбросив другие предметы.

Участникам предлагается перечень:

  • Аптечка – 25 кг.
  • Компас – 2 кг.
  • Консервы – 25 кг.
  • Подзорная труба – 1 кг.
  • Ружьё и патроны – 25 кг.
  • Конфеты – 20 кг.
  • Спальные мешки – 30 кг.
  • Ракетница и сигнальные ракеты – 10 кг.
  • Палатки – 20 кг.
  • Баллон с кислородом – 50 кг.
  • Карты – 5 кг.
  • Баллон с питьевой водой – 20 кг.
  • Надувная лодка – 25 кг.
  • Видеокамера – 5 кг.
  • Видеокассеты – 3 кг.
  • Магнитофон – 3 кг.

Задание: Решить, что и в какой последовательности выбросить. Сначала каждый думает сам, затем вместе нужно найти единое решение и записать его.

Условия выполнения: высказаться должен каждый, решение принимается при единогласном голосовании. При одном воздержавшемся предложение отменяется. Решение должно быть принято по всему перечню предметов.

Ведущий: Помните, время падения шара неизвестно, но скорость падения возрастает.

3 этап “Презентация индивидуальности”.

Задачи: развитие стремления понимать индивидуальные различия окружающих.

Ведущий: Несмотря на все ваши усилия, воздушный шар все же упал на один из островов в Атлантическом океане. Вы чудом спаслись, да к тому же успели послать сигнал “SOS”. Правда, неизвестно, когда вас начнут искать и когда найдут. Настала пора познакомиться поближе.

Задание: участники по очереди называют свои имена и присущие им личностные качества, названия которых начинается с одной из букв собственного имени (качества как положительные, так и отрицательные).

4 этап “Как жить на острове”.

  1. показать неизбежность возникновения конфликтов,
  2. вырабатывать навыки конструктивного решения ситуаций путем принятия коллективного решения,
  3. развитие чувства ответственности.

Материал: листы с перечнем вопросов, которые надо решить; бумага; ручки; маркеры.

Ведущий: Итак, вы оказались на необитаемом острове с богатой растительностью и животным миром, в том числе ядовитыми растениями и хищными животными. Пошел второй день, а помощи – нет. Возникает необходимость в организации жизненного пространства, распределения ролей между вами и принятия правил совместного проживания.

Задание: вам предлагаются листы с перечнем вопросов, которые необходимо обсудить. Итогом обсуждения будет “Кодекс” из 10 правил, который обеспечил бы вам выживание.

Вопросы:

  1. Кто что будет делать?
  2. Кто за что будет отвечать?
  3. Как будут приниматься решения?
  4. Кто будет руководить?
  5. Как будет распределяться пища (поровну; по трудовому вкладу; отдавать больше сильным, чтобы лучше работали, или слабым, чтобы выжили)?
  6. Как поступать с теми, кто нарушит правила?

5 этап “Совместные действия”.

Задачи: развитие способности договариваться друг с другом, умения действовать сообща.

Материал: пакет, 2 трубочки, 2 листа бумаги, пластмассовый стаканчик, немного скотча и ниток, сырое яйцо.

Ведущий: Настала пора попробовать поработать совместно.

Задание: необходимо упаковать сырое яйцо, используя предложенный набор так, чтобы при падении оно не разбилось.

Условие выполнения: все участники обсуждают, как это можно сделать, и выбирают 1 человека, который будет выполнять задание. (Проверка качества выполнения задания – человек становится на стул и бросает упакованное яйцо).

6 этап “Сколько меня”.

Задачи: показать, что каждый человек выполняет разные “роли”, в разных ситуациях может вести себя по-разному.

Материал: бумага, карандаш, ножницы.

Ведущий: Несколько дней на острове позади. Помощь уже близка. Что же каждый узнал о себе за время проживания на острове?

Задание: лист бумаги складывается несколько раз, после чего вырезается силуэт одного человека. Развернув лист бумаги, учащиеся получают или отдельные фигурки человека, или ленту из них.

Учащимся предлагается написать на каждой из полученных фигурок “Каким я могу быть?” и “С какими пожеланиями вы бы обратились к каждому из этих человечков?”.

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь, –
На самом деле то, что именуется мной,
Не я один. Нас много, Я – живой!

Н. Заболоцкий.

7 этап “Обратно домой”. Обсуждение.

Задачи: развитие умения различать свои ощущения, переживания, давать оценку ситуации.

  1. Какие чувства испытывали во время игры?
  2. Что оказалось сложным? Почему?
  3. Что понравилось? Что не понравилось?

ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА «ВОЗДУШНЫЙ ШАР»

  • научить принимать коллективные решения в условиях неопределенности;
  • выработать навыки эффективного взаимодействия;
  • обучить сотрудничеству.

Процедуры:

  • принятие индивидуальных решений;
  • выработка коллективного решения в группах;
  • дискуссия;
  • анализ результатов и подведение итогов.

Время. 1 учебный час.

Информация для участников игры. «Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно, и вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими. Вы летите над океаном. До ближайшего участка земли 500-550 км. Но произошло непредвиденное: в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ. Шар начал снижаться. Вы сразу же выбросили за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены в гондоле воздушного шара на этот случай. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 минут шар стал падать с прежней, довольно большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре гондолы для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт, чтобы, в конце концов, приземлиться живыми на землю.

В гондоле остались следующие предметы:

1) канат – 50 м;

2) аптечка с медикаментами – 5 кг;

3) компас гидравлический – 6 кг;

4) консервы мясные и рыбные – 20 кг;

5) секстант (прибор для определения местонахождения по звездам) – 5 кг;

6) винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов – 25 кг; 7) конфеты разные – 20 кг;

8) спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа);

9) ракетница с комплектом сигнальных ракет – 8 кг;

10) палатка 10-местная – 20 кг;

11) баллон с кислородом – 50 кг;

12) комплект географических карт – 25 кг;

13) канистра с питьевой водой – 20 л;

14) транзисторный приемник – 3 кг;

15) лодка резиновая надувная – 25 кг.

Ваша задача – принять решение, что и в какой последовательности вы должны выбросить. Сначала каждый участник игры принимает индивидуальное решение. Затем создаются команды по 5-7 человек (зависит от количества участников игры) и каждая команда обсуждает проблемную ситуацию и вырабатывает коллективное решение».

Правила игры:

  • Нельзя принимать решение путем голосования.
  • Нельзя высчитывать проценты: кто «за» и кто «против».
  • Нельзя «давить» на партнера («делай, как я сказал!»).
  • Желательно с помощью переговоров добиться консенсуса, в случае конфликта мнений – компромисс.
  • Высказывать свое мнение может любой член экипажа.
  • Количество высказываний одного человека не ограничивается.
  • Решение считается принятым только тогда, когда все члены экипажа с ним согласились.
  • Если хоть один член экипажа возражает против принятия данного решения, оно не принимается и группа должна искать новый выход или новую аргументацию и технологии убеждения.
  • Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.
  • При определении значимости предметов и вещей, т.е. очередности, с какой вы будете от них освобождаться, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть (например, все конфеты или спальные мешки, а не половина).
  • Время, которое имеется в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение, во многом зависит от того, как быстро участники игры примут коллективное решение.
  • В случае если договориться не удастся – экипаж «погибнет».

Порядок проведения игры. После принятия решений в группах начинается их презентация и обоснование, затем в ходе дискуссии вырабатывается наиболее приемлемое решение для сложившейся экстремальной ситуации (в гондоле остаются предметы и вещи для сигнализации о своем бедственном положении и для поддержки физического состояния).

Дебрифинг. По окончании дискуссии ведущий подводит итоги игры. Для определения эффективности взаимодействия следует обратить внимание на следующие характеристики.

Что способствовало успеху:

  • уровень компетентности участников игры;
  • конструктивность взаимодействия;
  • культура полемики;
  • общность целей (индивидуальных и групповых);
  • эффективность использования стратегий взаимодействия (компромисс, уступка, сотрудничество);
  • четкая организация обсуждения;
  • умение слушать партнеров;
  • желание победить.

Что препятствовало эффективной работе команды:

  • слабая компетентность в значимости и возможностях обсуждаемых предметов в сложившейся ситуации;
  • неэффективные стратегии взаимодействия (соперничество, избегание спора, уступка агрессивным партнерам);
  • превалирование личностных целей (провести свою линию, показать себя) над групповыми;
  • слабое руководство дискуссией со стороны формального лидера или отсутствие такового;
  • низкая культура спора, слабое владение вербализацией;
  • неразвитая эмоциональная культура.

Для завершения игры целесообразно каждой команде сформулировать урок, который следует извлечь на будущее.

ДЕЛОВАЯ ИГРА «КАТАСТРОФА НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ»

Это групповая (командная) игра, способствующая проявлению групповой сплоченности, лидерства, способности лидера поддерживать эффективность работы его команды. Студенты учатся распределять роли и функциональные обязанности внутри своей группы, вырабатывать групповые нормы, стремиться к групповому единомыслию. В игре происходит формирование осознания важности групповой сплоченности, умения эффективно преодолевать спорные и конфликтные ситуации. На примере данной игры можно проследить стадии становления команды.

Порядок проведения игры

В данную игру можно играть без разбивки на команды, но если количество игроков больше 20, следует разделиться на команды. Разбивка обычно произвольная, но можно формировать группы по определенным признакам: группа «Мудрецов», «Гуманистов», «Трудяг-работяг», «Диких варваров» и т.д.

Возможен вариант, когда лидеры выбираются отдельно среди юношей и среди девушек. Тогда команда будет формироваться вокруг них. Затем оба лидера формируют свои команды.

Введение в игровую ситуацию

Ведущий произносит: «Как хорошо быть в кругу друзей! Каждая команда сейчас находится в корзине воздушного шара. Вы поднимаетесь над землей, уже не разглядеть лиц внизу, дома становятся похожими на детские кубики, дороги превращаются в ниточки - и вы летите под облаками. Вы летите над городами и лесами, ветер силен, и вот вы уже над океаном. Океан неспокоен, вам сверху видны белые барашки волн, но какое вам до этого дело, ваш воздушный шар уверенно несет вас вдаль. Но что это? На горизонте появляется небольшая точка, и эта точка приближается! Это гигантский орел, он смотрит на вас недобрыми глазами! Он кружит над вами, взмывает над шаром, исчезает из поля вашего зрения - и вдруг вы слышите клекот, царапанье по обшивке шара, удары и шипение. У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет наудачу - и раненый орел медленно скользит в сторону и вниз. Но и ваш шар тоже начинает терять высоту. Корзина воздушного шара может держаться на воде, но если начнется шторм, шар перевернется. Вдалеке, по направлению ветра, несколько островов, по всей видимости необитаемых. Есть шанс спастись, если освободиться от не самых нужных вещей, и долететь до островов. Но что выбросить? Ведь какие-то вещи могут пригодиться, чтобы жить на этих необитаемых островах, а сколько там придется жить, не знает никто. О климате в этих широтах ничего не известно: сейчас тепло, но какова зима?

Все открыли глаза - и оказались в своей группе. Все сейчас получат список вещей, находящихся в корзине шара, и последовательно будут «выкидывать» вещи, чтобы долететь до острова. Первым номером отмечается то, что вы решаете выкинуть в первую очередь, второй номер - во вторую, пятнадцатым номером - то, что вы будете выкидывать в последнюю очередь. Работа абсолютно самостоятельная, с соседями ничего обсуждать нельзя. В корзине должны остаться вещи, общий вес которых составляет не более 100 кг. На всю работу у вас 10 минут».

Список вещей, находящихся в корзине шара:

  • 1) миски, кружки, ложки (9 кг);
  • 2) ракетница с сигнальными ракетами (6 кг);
  • 3) географические карты и компас (2 кг);
  • 4) консервы мясные (20 кг);
  • 5) топоры, ножи, лопаты (12 кг);
  • 6) канистра с питьевой водой (20 л);
  • 7) бинты, вата, перекись водорода, зеленка (7 кг);
  • 8) винтовка с запасом патронов (30 кг);
  • 9) шоколад (10 кг);
  • 10) золото, бриллианты (25 кг);
  • 11) большая собака (55 кг);
  • 12) рыболовные снасти (1 кг);
  • 13) туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь (3 кг);
  • 14) соль, сахар, набор витаминов (9 кг);
  • 15) медицинский спирт (10 л).

После того как каждый сделал свой выбор, дается следующее задание для всей команды.

Ведущий: «Вам грозит смерть, единственная надежда - долететь до острова и выжить на нем. Не выкинете ничего - упадете и утонете в море. Сделаете ошибку, выкинув нужную вещь или сразу все, - погибнете. Свой выбор сделал каждый, теперь каждая команда должна выработать общее решение, но не голосованием, а единодушным согласием. Если хоть один человек будет «против», решение не принимается. При этом не тяните время: можете погибнуть, у вас 15-20 мин. Закончив работу, подведите итоги, в частности выясните, чье индивидуальное решение оказалось ближе к групповому. Тогда мы выясним, чье индивидуальное решение было самым мудрым или кто лучше всех умеет убеждать других».

Командная работа в течение 20 минут.

Те группы, что приняли решение за меньшее количество минут, составляют список победителей обсуждения. Делается это так. У каждого есть свой список и список общегрупповой. По каждому пункту надо подсчитать модуль разности, т.е. если по п. 1 (кружки и др.) у Васи 3-й ранг (он решает выкидывать это третьим по очереди), а группа поставила это на 5-е место, то по этому пункту разница равна 2; если бы у Васи этот пункт был на 5-м месте, а у группы на

2-м, разница была бы 3. Сложив эту разность между индивидуальным и общим решением по каждому пункту, легко определить, насколько в целом решение Васи оказалось далеко от группового, и сравнить, чье решение к групповому оказалось ближе.

Если группа не сумела справиться с заданием досрочно, определение победителей можно пропустить, но этот момент очень интересен для игроков. Если есть возможность, стоит обсудить с группой, что, на их взгляд, важнее - умение доказать свою правоту или работать в целом на спасение группы?

На самом деле важно обсудить ход прошедшей дискуссии и вклад в нее каждого. Какова общая стратегия, кто какой вклад внес, кто спасал группу, а кто наоборот? На это обязательно надо отвести 10 минут. Если же этот момент пропустить, то для студентов все происшедшее окажется только увлекательной игрой в приключение, но не уроком жизни.

Упражнение «Воздушный шар»

Все собираются в круг. Ведущий произносит следующий текст:

Закроем глаза. Представим себе, что все мы летим на воздушном шаре. Под нами океан. Над нами голубое небо. Светит солнце. Рядом друзья. Легкий свежий ветерок. Но вот приближается туча. Начинает накрапывать дождик. Слышны раскаты грома. Страшные птицы летают над нами. Одна из них своим клювом пробивает оболочку шара, и мы медленно начинаем падать.

Открыли глаза. Мы попали в экстремальную ситуацию. На шаре много груза. Впереди – остров. О нем мы ничего не знаем. Если мы выбросим, все вещи сразу, то пролетим мимо острова и утонем. Если ничего не выбросим, то не долетим до острова и тоже утонем. Выход один – мы должны выбросить вещи постепенно, в течение 15 мин.

Перед вами карточки с названием вещей. Каждая карточка-эта коробка. Поэтому, если названия написаны на одной карточке, нельзя выбросить одну вещь, а другую оставить – их можно выбросить только вместе. В первую очередь нужно избавиться от самых ненужных для выживания на острове вещей, в последнюю очередь - от самых нужных.

Но ориентируйтесь и на вес вещей. Главное - в итоге надо выбросить все вещи.

Может возникнуть вопрос – какая разница, что выбрасывать сначала, а что потом, если все равно все вещи окажутся в море? Можно сказать, что чем позже они выбросят вещь, тем выше вероятность, что они ее поймают потом, уже находясь на острове (она будет ближе к берегу). Ведь последнюю выброшенную вещь поймают почти наверняка, а первую точно не поймают. Поэтому порядок выбрасывания вещей все таки важен, т.к. важно, с чем мы останемся на острове.

При выборе вещей, которые вы будете выбрасывать, у вас могут возникнуть разные мнения. В нашей игре есть важное правило : вещь считается выброшенной только тогда, когда все участники согласны с этим решением. Если хотя бы один не согласен, вещь остается на шаре. Если согласны все – карточка сдается ведущему. Помните, что сейчас главное выжить, но потом вам с этими вещами жить на острове и возможно долго. Поэтому не пренебрегайте своим мнением, если считаете не так, как вся группа. Постарайтесь доказать свою правоту, но и не упирайтесь, если не можете доказать, а то протянете время и упадете. Короче говоря действуйте, думайте, 15 мин. ваши. Время пошло.

Список вещей:

ЗОЛОТО, ДРАГОЦЕННОСТИ 300 Г.

КОТЛЫ, МИСКИ, КРУЖКИ, ЛОЖКИ 6 КГ.

РАКЕТНИЦА С СИГНАЛЬНЫМИ РАКЕТАМИ 5 КГ.

ПОЛЕЗНЫЕ КНИГИ ПРО ВСЕ 12КГ.

КОНСЕРВЫ 20 КГ.

ТОПОРЫ, НОЖИ, ЛОПАТЫ 15 КГ.

ПИТЬЕВАЯ ВОДА 20 Л.

АПТЕЧКА 3 КГ.

ВИНТОВКА С ЗАПАСОМ ПАТРОНОВ 30 КГ.

ШОКОЛАД 7 КГ.

ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ СОБАКА 50 КГ.

РЫБАЛОВНЫЕ СНАСТИ 0,5 КГ

МЫЛО, ШАНПУНЬ, ЗЕРКАЛО 2 КГ

ТЕПЛАЯ ОДЕЖДА И СПАЛЬНИКИ 50КГ.

СОЛЬ, САХАР, ВИТАМИНЫ 4 КГ.

КАРАТЫ, ВЕРЕВКИ 10 КГ.

СПИРТ 10 Л.

Упражнение «Лава»

Инструкция: «Вот вы добрались до острова, а на нем происходит извержение вулкана. Спастись можно, только перебравшись на другую сторону лавы (территорию важно ограничить, расстояние между сторонами приблизительно 8-9 м), соблюдая следующие условия. Две команды по 6человек двигаются навстречу друг другу. Задание считается выполненным, когда обе команды оказываются на противоположной стороне. Перемещаться по «лаве» можно только по «огнеупорным» коврикам, двигающимся только в одну сторону. Каждая команда получает по 2 «огнеупорных» коврика размером 25x20 см. Огнеупорность коврики сохраняют только при постоянном контакте с телом или одеждой человека. При отсутствии контакта хотя бы на долю секунды коврик сгорает. Если человек заступает за коврик, вся группа возвращается. Если один из ковриков сгорел, можно продолжать движение, пользуясь оставшимися ковриками».

При выполнении данного упражнения тренеру важно следить за скоростью выполнения упражнения, динамикой отношений в группе и, используя некоторые техники, влиять на развитие группы и процесс прохождения «лавы». Например, если группа оченьбыстро и легко преодолевает препятствие, то можно «выключить» наиболее активных лидеров и организаторов, запретив им разговаривать в ходе выполнения упражнения (это также даст возможность проявиться другим участникам группы), при этом сказанные слова с их стороны становятся равны нарушению правил и, как следствие, ведут к возвращению всей команды в начало задания. Если же команда действительно долгое время боролась, чтобы преодолеть препятствие, то можно слегка подыграть и мягче судить незначительные нарушения правил.

Темы для обсуждения:

    что чувствовали по ходу выполнения упражнения;

    что помогало, что мешало справиться с заданием;

    как можно улучшить взаимодействие в команде в следующий раз;

    каким искусством вы овладели в этом упражнении.

Упражнение «Фотограф и фотоаппарат»

Инструкция: «Вы преодолели препятствия и оказались в прекрасной части острова. Вам захотелось сделать несколько замечательных фотоснимков. Сейчас необходимо разбиться на пары и условиться, кто в паре будет партнером А, а кто - Б. Партнер А становится «фотографом», Б - «фотоаппаратом». Задача А поводить Б с закрытыми глазами по залу и сделать три интересных «снимка». Для этого А должен подвести свой «фотоаппарат» к тому месту, которое он хотел бы «сфотографировать», остановиться и легко нажать Б на плечо. Почувствовав это, Б должен на секунду открыть глава и как бы «сфотографировать» то, что увидит. Когда сделаны три кадра, Б открывает глаза и «проявляет пленку»: показывает и рассказывает А, где были сделаны «фотографии» и что «попало в кадр». После этого партнеры меняются местами. Важно обратить внимание участников на то, что с партнером, играющим роль «фотоаппарата», можно разговаривать, но сам он не говорит. Во время выполнения упражнения тренер следит за безопасностью участников.

Темы для обсуждения:

    что чувствовали;

    в какой роли было наиболее комфортно и почему;

    легко ли было довериться другому, что этому мешало;

    каким искусством овладели в этом упражнении.

Упражнение «Ядовитая лиана»

Инструкция: «Наша фотосессия завела нас в джунгли, где просто так не пройти. Необходимо преодолеть ядовитую лиану. Ее невозможно обойти, любое касание лианы приводит к возвращению всей команды обратно. Вы видите, что треугольником, на уровне вашего пояса, натянута веревка - это «ядовитая лиана», в процессе упражнения нельзя касаться ее ни телом, ни одеждой, при прикосновении команда возвращается обратно. Вся команда попадает внутрь этого треугольника. Задача: выбраться из него. Выбираться можно с двух сторон треугольника (то есть команда разбивается на две группы), выбравшиеся участники могут помогать другим, даже из другой группы. Время не ограничено».

психологические упражнения для тренингов

деловые игры, упражнения:

Игра «Путешествие на воздушном шаре»

Цель игры : дать возможность наблюдать в группе процессы, происходящие при обсуждении и принятии коллективного решения.

  1. Предложите участникам игры выбрать себе профессию:(врач, инженер, учитель, художник, и т.д. Одного участника попросите быть наблюдателем).
  2. Всем участникам игры предлагается представить, что они оказались членами одного экипажа на воздушном шаре. Шар начинает падать и остается совсем немного времени до того момента, когда он упадет в море. Чтобы этого не произошло, кто – то должен выпрыгнуть из корзины.
  3. Группа должна принять общее решение о том, кто прыгнет из корзины, исходя из того, кто из них будет менее полезен, если воздушный шар приземлится на необитаемом острове.
  4. После завершения дискуссии происходит оценка работы группы.

Эксперт докладывает свои наблюдения о ходе дискуссии: использование веских доводов, аргументов в защиту «своей» профессии, умение выслушивать друг друга, «авторитарные манеры» и т.д.


18.07.2007
Руслан
неплохое упражненьице, все процессы в группе можно продиагностировать)))
06.09.2007
Мария
я проводила это упражнение с подростками от 14 до 15 с половиной лет. вместо дебатов мы всё время скатывались на тему скорой смерти и её неизбежности. к тому же если коллектив уже сформирован велика вероятность выбора основанного на личных симпатиях и антипатиях.:(
31.10.2007
Константин
Совершенно неэкологичное упражнение. Без ассоциации с конкретными участниками группы еще куда ни шло.
Сам проводил безотносительный вариант. Довольно жестоко, но сносно.
Мое мнение, что цель обозначена не совсем точно.
В данном виде похоже на программу подготовки молодых нацистов.
Прошу автора не обижаться, просто моя собственная практика показала неприменимость данного упражнения в молодежной аудитории при успешной проекции должностей на участников.

03.11.2007
Анна
Для Константина. Есть более гуманный вариант этог упражнения и он полностью соответствует дрстижению вышеуказанной цели. Если интересно, могу напечатать.
03.11.2007
Виктория
Анна, буду Вам очень благодарна, если напечатаете!
03.12.2007
Ольга
интересная игра!проводила на учительском коллективе на МО, но немного в другой интерпретации
01.03.2008
ССС
Игра неплохо идет со взрослыми.
25.03.2008
дима
блин,игра очень классная.
здесь важно как тренер работает с динамикой группы.

05.07.2008
Татьяна Дмитриевна
На одном из семинаров я принимала участие в данной игре, только условие было другое: группе из 8-12 человек объявляют, что они в реальном времени летят на воздушном шаре (ситуация максимально приближается к реальности). Шар начинает падать и один ДОБРОВОЛЕЦ должен выпрыгнуть за борт, чтобы спасти остальных. Ведущий нагнетает обстановку пока кто-то не решиться, а потом этому человеку задает вопросы:
1. Что в своей жизни ты теряешь прыгнув сейчас?
2. От чего избавляешься?
3. Что хотел бы сказать оставшимся?
3. Что тебя толкает на этот шаг?
Человек выходит из круга и ситуация повторяется, пока кто-то из членов группы не скажет стоп или пока не останется 1 человек.
Упражнение на осознание ценности своей жизни, своего предназначения.Очень сильное!

24.08.2008
Рустам
психологи рекомендуют с осторожностью проводить такого рода упражнения
23.10.2008
Саша
Интересное конечно упражнение, но для очень сильного тренера. Особенно вариант с добровольцем.
17.03.2009
Мур
интересно а эта игра пойдет для подростков, состоящих на учете в КДН?
06.11.2009
Елена
думаю,упражнение надо адаптировать под ту или иную группу. оно очень сильно. и с ним надо осторожно.
18.03.2010
Юля
ну че посмотрим на эту игру в действии завтра,потом отпишусь
01.05.2010
Юрий
Юлия, как прошла игра?)
14.02.2011
СГ
Юлю выбросили из воздушного шара
лол

15.02.2011
Виктор
СГ, ну зачем ты так про Юлю?
11.10.2011
Романа
Я проводила такую же игру со студентами.Только повернула на умение аргументировать,доказывать.. и Дети выбирали роли из детских мультфильмов. Очень всем понравилось и никто никакого страха и ужаса не испытывал.Наоборот, шутили и старались,как можно больше привести аргументов,почему именно он должен остаться на этом шаре.
06.12.2011
Ася
У меня со студентами тоже на ура шло.
А сейчас в дет.доме с подростками решила провести, но почитала комменты и как-то опасаюсь теперь.

20.06.2013
Елена
У нас проводили в университете. Всем понравилось, оставило массу впечатлений, а также мыслей! Да, определенно надо подстраиваться под группу, не всем подойдет.
14.11.2013
дарина
на аргументацию вполне не плохо идет, но я меняла на "шар должен отправиться для создания новой цивилизации, вас 6 а мест 4"
04.12.2013
тамара
Я участвовала в чём-то похожем. На тренинге для психологов нас разделили на тройки, которые должны были бороться за место в лодке (одно!) в океане. Наблюдая вторую тройку, я ясно поняла, что утоплюсь сама и уговорю утопиться соседку. И это будет чистой воды самоубийство и убийство. Вся психосоматика у меня была налицо. Попросила остановить упражнение, т.к. всё ясно: для бизнеса оно подходит(острая конкуренция), для нас простых педагогов-психологов...После такой встряски инструкцию даю типа "Вы ангел, летящий где-то над чем-то. Вы видите терпящих бедствие...Вы ангелы жизни и делаете маленькое чудо...На помощь вы посылаете шлюпку (плот, лодка, спасательное судно. Она может успеть подобрать 5(6) человек, остальных просто не успеет собрать, т.к. силы у вас ещё небольшие,а несчастные слишком уж разбросаны. Кто окажется ближе к вашей лодочке, кому вы сможете помочь, отчаянно махая пусть детскими, но могущими помощь крыльями. И в конце обязательно проговариваем право на жизнь аутсайдеров. Однажды у меня были в списке священник и психолог. Молодняк сразу сказал, что всё психолог поймёт, а священик сам откажется от места. Быть ангелом как-то легче.
24.04.2017
Анна
У меня сейчас группа из 25 человек. Готовлю их как специализированных волонтеров. Через неделю мероприятие, в котором могут принять участие только 5 из них. Они об этом знают, но все хотят побороться за эти места. Возраст 15-17 лет. Проведу для них игру в ключе реальной сложившийся ситуации. У каждого будет задача убедить остальных в том, что они достойны этого, при этом они же сами должны определить, кто окажется в этой пятерке. Думаю, что группа определит, какими качествами должены обладать эти люди и чего личнр им нехватает, чтобы оказаться в пятерке.

Проведу - отпишусь о результате:)


24.04.2017
Марина
Есть похожая игра "Необитаемый остров". А еще снят интересный фильм про студентов, как они принимали участие в похожей игре, очень познавательно. Только не помню название.
04.07.2018
ThurmanUniom
Производствосветодиодных табло для спорта, бегущих строк, табло для АЗС

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!