Какие обряды были в католической церкви. Таинства и обряды в католицизме. Церемония похорон в церкви

атолики чтут, в основном, те же Христовы и Богоро­дичные праздники, что и православные, но отмечают их не по юлианскому, а по григорианскому календарю (новый стиль), поэтому время празднования – разное.

Касаясь религиозных постов, отметим, что Римско-ка­толическая церковь давно уже отошла от первоначальной строгости их проведения. Во время поста католикам разре­шается употреблять в пищу рыбу, молоко, яйца и масло. Кроме того, от поста освобождаются целые группы лиц по разным признакам.

Число строгих постов в католичестве имело тенденцию к сокращению, строгий пост сейчас соблюдается в начале Великого Поста, в пятницу перед Пасхой и в канун Рожде­ства. Ограничены требования к воздержанию от мясной пищи. Оно сохраняется практически только в отношении пятницы. При условии, что верующий прочитает пять назначенных священником молитв, он получает право не по­ститься в эти дни. Заметно изменились и требования к по­ведению верующих во время постов. Не запрещается посе­щение театров и других увеселительных заведений, прове­дения застолий по поводу дней рождения и т. д.

Рождественский пост у католиков (адвент) начинается в первое воскресенье после дня Святого Андрея – 30 ноября .

Рождество Христово – наиболее торжественный праздник. Он отмечается тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем , что символизирует рождество Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего. В этот день в храмах выставляют ясли с фигуркой младенца Христа для покло­нения. Отмечается Рождество Христово 25 декабря .

В рождественский ужин по традиции едят освященного гуся, мучные и сладкие блюда с обязательным добавлени­ем меда и миндаля, которые, по поверьям "главных като­ликов" – итальянцев, способствуют благополучию семьи, а также улучшению плодородия почвы и увеличению пого­ловья скота.

Во многих католических странах традиционны на Рож­дество гуси, индейки, заливной поросенок, запеченная сви­ная голова, каплун, кровяная колбаса и т. д.

Бого­явление у католиков называется праздником Трех царей в память о явлении Иисуса Христа язычникам и о покло­нении Ему трех царей . В этот день в храмах совершаются благодарственные молебны: Иисусу Христу приносят в жер­тву как царю – золото, как Богу – кадило, как человеку – миро, благовонное масло.

У католиков есть несколько спе­цифических праздников: праздник Сердца Иисуса – сим­вола надежды на спасение, праздник Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря).

Один из главных Богородичных праздников – Вознесение Богоматери – отмечается 15 ав­густа (у православных – Успение Пресвятой Богородицы).

Праздник Поминовения усопших (2 ноября) установлен в память об ушедших из жизни. Молитва за них, по католи­ческому учению, уменьшает срок пребывания и страданий душ в чистилище.



Таинство Евхаристии (причащение) Ка­толическая церковь называет праздником Тела Господня . Отмечают его в первый четверг после Троицы.

В католицизме, наряду с христианскими обрядами, со­хранились многие обычаи, связанные с древним культом плодородия, обязательным признаком которых является пища. Ритуальная еда сопровождает семейные и календарные праздники. Сюда входят и вкушение первых плодов нового урожая – первинков, и поминальные трапезы, и обильное угощение в особые переходные периоды года – в канун Нового года, например, как символы грядущего изо­билия в будущем.

Рождеству предшествует длительный пост, который заканчивается Сочель­ником . Например, в Италии, по традиции, ужин в этот день постный. В Сочельник на столе католиков должны быть семь блюд: чечевица, белая фасоль, турецкий горох, бобы с медом, ка­пуста, рис, сваренный в миндальном молочке, и макароны с сардинками в соусе из грецких орехов. Сохранился обы­чай в Сочельник подавать на ужин угрей или блюда из трес­ки, устриц и других даров моря.

В празднике Нового года много черт, роднящих его с Рождеством. Хозяйки угощают гостей пиццей, сухими фи­никами и печеными бобами. Например, с глубокой древности в Ита­лии на Новый год едят сушеный в гроздьях виноград, кон­дитерские изделия с медом и орехами, суп из чечевицы, сваренные вкрутую яйца. В то же время у католиков-поляков на новогоднем столе обязательно должны присутствовать 12 блюд, причем мясо исключает­ся. Непременно карп жареный или карп заливной, гриб­ной суп (борщ), битое, каша ячменная с черносливом, клец­ки с маслом и с маком. На сладкое – шоколадный торт.

Кроме Римско-католической церкви латинского обряда, к которой принадлежат 98% католиков мира, существует 21 католическая церковь восточного обряда. Церкви эти объединяются в пять литурги- ко-дисциплинарных традиций (обрядов): византийскую (константинопольскую, или греческую), александрийскую, антиохийскую (западно-сирийскую), восточно-сирийскую (халдейскую) и армянскую. Большинство из традиций (обрядов) имеют по нескольку разновидностей (подобрядов), часто рассматриваемых как отдельные обряды.

Верующие всех восточных католических обрядов придерживаются единого вероучения и признают власть Папы Римского, однако в каждом обряде сохраняются свои собственные литургические традиции, церковная организация и духовность, в основном совпадающие с теми, которые характерны для соответствующих некатолических церквей. Так, у католиков восточных обрядов сохраняется институт женатого священства, поскольку целибатное священство является характерной особенностью церковной дисциплины католиков латинского обряда, а не предметом католического вероучения. Католиков восточных обрядов часто называют униатами, однако это название считается оскорбительным. Католические церкви восточных обрядов пользуются различной степенью свободы в управлении своими делами в зависимости от статуса: патриархата, великие архиепископства, митрополии, епархии, экзархаты. Всеми вопросами, связанные с взаимоотношениями католических церквей восточного обряда с Римом, ведает Конгрегация по делам восточных церквей. Католики восточных обрядов составляют около 2% всех католиков мира - более 20 млн человек .

Византийский обряд. Католики византийского обряда живут на Ближнем Востоке и в странах Восточной Европы, а также в эмигрантских общинах по всему миру.

Мелькитская грекокатолическая церковь. Термин «мелькиты» происходит от эллинизированной формы сирийского прилагательного «малкайя» - «имперский»: монофизиты называли «имперскими людьми» тех христиан Сирии и Египта, которые отвергли монофизит- ство и несторианство, сохранив верность поддерживаемому византийским императором православию. Церковь возникла в 1724 г., после избрания на кафедру Антиохийского патриарха, сторонника унии с Римом. Это избрание привело к расколу в православной церкви на Ближнем Востоке: часть мелькитов осталась верной православию, другая - присоединилась к Римско-католической церкви. Позже сам термин «мелькит» закрепился именно за униатами. По вероучению мелькиты являются католиками, однако обрядность ими сохранена византийская. Вместе с тем в эту обрядность, а также в каноническое право были инкорпорированы и некоторые латинские элементы. Так, крещение у мелькитов совершается не полным погружением, а полу- погружением вместе с обливанием. Хотя мелькитскому белому духовенству разрешено вступать в брак, половина немонашествующих священников придерживается целибата. Для мелькитской обрядности характерен и ряд черт, несвойственных ни православию, ни католицизму. Например, мелькитские священники во время евхаристии смачивают литургический хлеб в разбавленном вине и затем подносят его причащающимся верующим руками. Литургия совершается мелькитами либо на арабском языке со вставкой отрывков из Священного Писания на старогреческом языке, либо целиком на старогреческом. Мелькиты, живущие в Северной и Латинской Америке, используют также в качестве литургических языков английский, португальский и испанский. Крупнейшие общины мелькитов на Ближнем Востоке сосредоточены в Сирии (свыше 150 тыс. человек), Ливане (130 тыс.), Палестине (около 60 тыс.), Иордании (25 тыс.), Египте (6 тыс.). Большая группа мелькитов живет в Латинской Америке: Бразилии (418 тыс.), Мексике (148 тыс.) и Венесуэле (25 тыс.). Довольно много их в США (29 тыс.), Канаде (43 тыс.), Австралии (45 тыс.) и некоторых других странах. На территории Сирии церковь располагает пятью епархиями, семью в Ливане, по одной в Иордании, Израиле, Бразилии, Мексике, Австралии, Канаде. В Турции, Ираке, Египте и Кувейте располагаются патриаршие экзархаты, в Венесуэле и Аргентине - апостолические экзархаты. Мелькитскую церковь возглавляет патриарх, носящий титул Патриарха Антиохийского, Иерусалимского, Александрийского и всего Востока, резиденция которого находится в Дамаске.

Украинская грекокатолическая церковь (УГКЦ). В результате Брестской унии 1596 г. к Римско-католической церкви присоединилось много украинцев. Те из них, кто проживал на территориях, вошедших в состав Российской империи в XVIII в., под давлением царских властей были возвращены в православие, однако украинцы, проживавшие на территории Австрийской империи (в Галиции), стали католиками украинского обряда, проживавшие в Венгерском королевстве - католиками русинского обряда. Позднее Галиция перешла под власть Польши, где накануне Второй мировой войны насчитывалось около 5 млн украинских католиков. Они проживали преимущественно на территории, которая аннексирована Советским Союзом в 1940-х гг., и были насильственно присоединены к Русской православной церкви в 1946 г. В 1989 году советские власти разрешили официальную регистрацию Украинской грекокатолической церкви, и при поддержке местных властей она быстро вернула себе все ранее ей принадлежавшие приходы. В Украине униатам принадлежит 3,5 тыс. приходов. По количеству религиозных организаций (3532) она занимает третье место в Украине. Церковную службу в УГКЦ осуществляет свыше 2,1 тыс. священников. 94,3% грекокатоликов сосредоточено в трех галичанских областях на западе страны: Львовской, Тернопольской и Ивано-Фран- ковской. Церковь имеет 93 монастыря (1205 насельников), 14 миссий, два братства, 13 учебных заведений (1673 слушателя), 1186 воскресных школ, издает 25 газет и журналов. В последнее время растет число сторонников униатов в центральных районах Украины. Общее число прихожан Украинской грекокатолической церкви в Украине оценивается в 6-7 млн человек. Это крупнейшая униатская церковь мира.

В пределах Украины церковь насчитывает семь епархий на западе: Бучам, Ивано-Франковск, Коломыя - Черновцы, Самбор - Дрогобыч, Сокаль, Стрый и Тернополь - Зборов. В остальных областях страны (проживает около 300 тыс. униатов) Украинской грекокатолической церковью созданы экзархаты: Киев - Вышгород, Донецк - Харьков и Одесса - Крым.

Церковью в пределах Украины управляет Великий Архиепископ Львовский и Галицкий, резиденция которого находится во Львове в монастыре Св. Юра. В последнее время украинские униаты стараются получить в Риме статус патриархии, в связи с чем переносят свой административный центр в Киев. Здесь строится грандиозная патриаршая резиденция, и глава грекокатоликов Украины часто именует себя Патриархом Киевским и Галицким.

Кроме Украины прихожанами Украинской грекокатолической церкви являются многие украинцы в Польше (82 тыс. человек), Бразилии (161 тыс.), США (141 тыс.) и Канаде (200 тыс.), Австралии (35 тыс.) и Западной Европе. В Польше, США и Канаде действуют независимые митрополии церкви, в остальных странах епархии. Всего за границей насчитывается 14 епархий Украинской грекокатолической церкви: две в Польше, четыре в США, пять в Канаде и по одной в Австралии, Бразилии и Аргентине. В Великобритании, Франции и ФРГ действуют апостолические экзархаты украинских униатов.

Русинская грекокатолическая церковь. Церковь образовалась в 1646 г. в результате Ужгородской унии, охватившей православное население в Восточной Словакии и Закарпатье. Свое название она получила от славянского народа, обитавшего в этом районе, - русинов. В 1949 году Русинская грекокатолическая церковь была поглощена Русской православной церковью, русины в Чехословакии также были насильно присоединены к православию. В конце XIX - начале XX в. многие русины-католики эмигрировали в Северную Америку, при этом значительная их часть вернулась в православие. Русины в США образуют отдельную церковную структуру - Питтсбургскую митрополию, которой подчинены три епархии, около 250 приходов и 92 тыс. верующих. При митрополии действует семинария Св. Кирилла и Мефодия. С 1991 года на территории Украины в Закарпатье была официально зарегистрирована, ранее действовавшая в подполье, независимая Му- качевская епархия Русинской грекокатолической церкви. К 2006 году в епархии имелось 333 прихода и 173 священника, под ее контролем находилось 320 тыс. верующих. В 1995 году в Ужгороде вновь открылась Духовная семинария. В 1996 году был учрежден апостолический экзархат для католиков византийского обряда в Чешской Республике для 40 тыс. русинов-католиков, проживающих в этой стране.

Исторически близкими к русинскому обряду являются венгерский, словацкий и сербский (югославский) обряды, которые в целом имели более благополучную судьбу у себя дома и не подвергались репрессиям. Верующие Словацкой и Венгерской грекокатолической церкви - это ассимилированные русины.

Словацкая грекокатолическая церковь, подвергавшаяся гонениям после Второй мировой войны, свободно существует с 1968 г. Она насчитывает два апостолических экзархата в Словакии и одну епархию в Канаде. Венгерская грекокатолическая церковь насчитывает две епархии в Венгрии. Грекокатолическая церковь в бывшей Югославии образовалась в результате унии 1611 г., в которую вступили часть православных сербов, бежавших от турок под защиту Австрийской империи. Церковь имеет одну епархию в Хорватии и апостолический экзархат в Македонии.

Румынская грекокатолическая церковь существует с 1697 г., когда Трансильвания (тогда часть Венгрии) вошла в состав Австрии, и насчитывала около 1,5 млн человек до того момента, когда в 1948 г. она была насильственно присоединена к Румынской православной церкви. В 1990 году церковь вышла из подполья и была официально зарегистрирована, ныне она насчитывает в Румынии одно Верховное архиепископство (Фагараш и Альба-Юлия), которому подчинены четыре епархии, а также одну епархию в США. Ныне в Румынии церковь насчитывает 740 тыс. прихожан (по другим данным, более 1 млн), 766 приходов и 716 священников, четыре духовные семинарии, в которых учатся 350 студентов.

Грекокатолическая церковь Болгарии существует с 1861 г. и насчитывает ныне один апостолический экзархат. Греческая католическая церковь образовалась в 1911 г. в результате деятельности католических монахов-ассумпционистов, состоит из одного апостолического экзархата в Греции и одного в Турции.

К итало-албанскому обряду принадлежат проживающие в Южной Италии и на Сицилии потомки православных албанцев, эмигрировавших сюда в XV в., которые приняли унию с Римом. Церкви принадлежат две епархии и монастырь Гроттаферрата.

Русская, Белорусская, Албанская и Грузинская грекокатолические церкви крайне малочисленны и насчитывают по нескольку приходов, да и то в основном в эмиграции.

Александрийские обряды. Копты-католики и эфиопы-католики придерживаются обряда, восходящего к александрийской традиции. Копто-католическая церковь возникла в 1741 г. Во главе католиков коптского обряда стоит католический коптский патриарх Александрийский, которому в Египте подчинено шесть епархий. Католиков эфиопского обряда, возникших благодаря унии 1839 г., возглавляет митрополит в Аддис-Абебе. Церковь насчитывает две епархии в Эфиопии и три в Эритрее (здесь сосредоточено примерно две трети верующих).

Антиохийские обряды. Три значительные группы католиков в своей религиозной практике придерживаются западносирийских обрядов, восходящих к антиохийской традиции. В результате унии сиро- яковитов с Римом в 1782 г. возник сирийский, или сириякский обряд, использующий в литургии арамейский (сирийский) или арабский языки. Католики этого обряда составляют Сиро-католическую церковь. Во главе ее стоит католический сирийский патриарх Антиохийский, кафедра которого находится в Бейруте. Церковь насчитывает четыре епархии в Сирии, три в Ираке и по одной в Ливане, Египте и США, кроме того, патриаршие экзархаты расположены в Палестине, Иордании, Кувейте, Турции и Венесуэле. Крупнейшие общины церкви находятся в Ираке (51 тыс. человек) и Сирии (25 тыс.).

Сиро-Маланкарская католическая церковь образовалась в 1932 г. в результате унии части индийских христиан-яковитов с Римом. Так образовался маланкарский обряд - близкий к сирийскому, но исполь- зующий в литургии язык малаялам. Резиденция главы церкви - митрополита находится в Тривандраме (штат Керала). Митрополиту Сиро- Маланкарской церкви подчиняются четыре епархии (все в Керале).

Маронитская церковь. Католики маронитского обряда свое происхождение ведут из Сирии. Некогда святой Марон (ум. 410) основал в Северной Сирии монастырь, монахи которого сыграли важную роль в христианизации местного населения. Как считают некоторые религиоведы, марониты были некогда последователями особой христианской ветви - монофелитства (сторонниками учения о единой воле и двух сущностях Иисуса Христа). После мусульманского завоевания Сирии в V в. маронитская община постепенно переселилась из Северной Сирии в горы Ливана. В XII веке, когда крестоносцами было основано латинское княжество в Антиохии, марониты вошли в контакт с Римом. В 1182 году марониты формально подтвердили свою унию с Римом, однако большинство маронитов считают, что они никогда и не прерывали общения с Римской церковью. В литургии и уставе маронитов заметно влияние латинского обряда, язык богослужения - сирийский или арабский.

Ныне, согласно церковной статистике, у Маронитского патриархата в Ливане десять епархий, 805 приходов, десятки монастырей, две семинарии, один университет, 979 священников и 1441 тыс. прихожан (по другим данным, в Ливане живет не более 600 тыс. маронитов). В Ливане маронитов больше всего в провинции Горный Ливан (50- 60% населения), меньше всего - в Южном Ливане (5-10%). На Ближнем Востоке у церкви три епархии в Сирии, по одной в Израиле, на Кипре, в Египте и два патриарших экзархата в Иордании и Палестине. Во главе Маронитской церкви стоит патриарх, резиденция которого находится в Бкерке, недалеко от Бейрута, его полный титул - Маро- нитский Патриарх Антиохии и всего Востока. Маронитская церковь - самая многочисленная в Ливане, в нее входит до 50% всех христиан Ливана. Она также крупнейшая на Ближнем Востоке униатская церковь. В настоящее время марониты играют заметную роль в политической жизни Ливана, из их среды избирается президент страны. Постоянная эмиграция маронитов из Ливана привела в последние годы к появлению влиятельных общин в диаспоре. Две епархии церкви действуют в США, по одной в Аргентине, Канаде, Мексике, Бразилии и Австралии. В Бразилии сейчас живут 478 тыс. маронитов, в Аргентине - 700 тыс., США - 105 тыс., Канаде - 80 тыс., Мексике - 148 тыс., в Австралии - 150 тыс.

Восточносирийские обряды. К католикам восточносирийских обрядов относят католиков Халдейской и Сиро-Малабарской церквей. Халдейская католическая церковь возникла в 1553 г., когда в Нестори- анской церкви Востока произошел раскол и одна ее часть признала власть Папы Римского. В дальнейшем на протяжении 200 лет в церкви продолжалась борьба между про- и антикатолической партиями. Положение стабилизировалось только в 1830 г., когда Папа Римский утвердил главу халдо-католиков, присвоив ему титул патриарха. В церкви используется халдейская (шли восточносирийская) литургия с элементами латинской. Язык богослужения - сирийский или арабский.

Во время Первой мировой войны халдо-католики подверглись жестоким гонениям со стороны властей Османской империи. К1918 году погибли четыре епископа, много священников и около 70 тыс. верующих. На протяжении веков место резиденции патриарха неоднократно менялось, пока в 1930 г. не был выбран Мосул. В 1950 году, после значительной миграции халдо-католиков из Северного Ирака в Багдад, патриарх также перебрался в столицу, где пребывает и в настоящее время. Большинство из халдо-католиков сейчас проживают на территории Ирака, где они составляют самую многочисленную христианскую общину - около 215 тыс. членов (30% христиан и 70% католиков страны). Халдейская католическая церковь Вавилонского (Багдадского) патриархата имеет на территории Ирака пять епископских, три архиепископские кафедры и две митрополии. В Багдаде действует Вавилонский колледж - единственная высшая богословская школа Ирака. На севере Ирака в районе Мосула действуют несколько древних халдейских монастырей.

Четыре халдейские епархии находятся в Иране, по одной в Египте, Сирии, Ливане и Турции. Главой церкви является патриарх Вавилонский и всего Востока.

Численность халдо-католиков, как и других христианских общин страны, сократилась почти в 2 раза (с 1,4 млн до 741 тыс.) после американского вторжения в Ирак в 2003 г. В результате эмиграции последователи Халдейской католической церкви создали две епархии в США - в Сан-Диего и Детройте. Ныне в США насчитывается 60 тыс. халдокатоликов.

Сиро-Малабарская церковь. Одна из Восточных католических церквей, возникшая в Индии в XVI в. в результате раскола в нестори- анской Ассирийской церкви Востока, часть иерархов которой выразила стремление заключить унию с Римом. Обряд стал называться ма- лабарским по названию района, где жило христианское население страны - Малабарский берег (штат Керала). Малабарская литургия и церковный обряд носят печать сильного латинского влияния. Язык богослужения - малаялам. Во главе малабарских католиков стоит Великий Архиепископ Эрнакулам-Ангмальский. В Керале церковь состоит из четырех митрополий и 11 епархий. Десять епархий Сиро-Ма- лабарской церкви расположено в других штатах Индии и одна в США (Чикаго). В церкви сильно монашество: имеется 16 монашеских конгрегаций, около 30 тыс. монахинь и более 20 тыс. монахов. Духовенство проходит подготовку в пяти семинариях. Малабарские христиане играют большую роль в экономической и политической жизни Кералы.

Армянский обряд. Уния армянских христиан с Римско-католической церковью существовала с 1198 по 1375 г. Начало этой унии было положено во время крестовых походов, когда армяне стали союзниками крестоносцев в борьбе против мусульман. Современный армянский обряд берет начало в 1742 г., когда возникла церковная структура армяно-католиков. Армянские католики, особенно бенедиктинские мо- нахи-мхитаристы, внесли заметный вклад в армянскую культуру, они издавали книги и учреждали школы. До настоящего времени существуют мхитаристские монастыри в Вене и на острове Сан-Лазаро (Венеция). Важным центром армянской культуры был Львов, где с 1635 по 1944 г. находилась резиденция армяно-католического архиепископа. Обрядность армянских католиков близка к армяно-григорианской, богослужебный язык - грабар. Во главе католиков армянского обряда стоит патриарх Киликийский, резиденция которого до 1928 г. находилась в Стамбуле. В дальнейшем из-за геноцида армян в Турции в годы Первой мировой войны центр церкви переместился в Ливан - в пригород Бейрута-Бзумар. На сегодняшний день более половины армяно-католиков (220 тыс.) проживают на территории Армении и СНГ, где с 1991 г. существует ординариат для католиков Восточной Европы с архиепископской резиденцией в Гюмри (Армения). На Ближнем Востоке существуют семь епархий Армянской католической церкви (по одной в Египте, Ливане, Ираке, Иране и Турции и две в Сирии) и два патриарших экзархата (в Сирии и Палестине). Армяно-католическая диаспора разделена на две епархии (во Франции и Аргентине), два апостолических экзархата (в Аргентине и США) и два ординариата (в Греции и Румынии). В Бзумаре находится Патриарший институт - духовная семинария Армянской католической церкви. Крупные общины армянокатоликов существуют в Ливане (10 тыс. человек), Аргентине (20 тыс.), Сирии (25 тыс.), Франции (30 тыс.) и США (38 тыс.).

Установление примата римских пап в западном христианстве. В античном христианстве в церкви не существовало примата (от лат. primus - первый, главный) какого-либо одного епископа. В то время церковь представляла собой, скорее всего, конфедерацию епископов. При этом имели место попытки глав римской церкви навязать свою волю церквам других территорий империи.

В условиях изменений политической ситуации в раннем Средневековье резко возросла роль влиятельных епископов, в том числе Рима.

Вместе с тем римские папы стремились обрести и высшую власть в церкви. Для этого они умело использовали то обстоятельство, что именно Рим считался апостольской столицей, ибо, по преданию, первым епископом этого города был святой Петр, которого Иисус Христос назначил главою апостолов. Римские папы значительно подняли свой авторитет в церкви бескомпромиссной борьбой с ересями.

В 75о г. ПипинКороткий по просьбе папы разбил угрожавших Риму лангобардов и подарил центральную часть Италии главе римской церкви. Так возникло папское государство. Вскоре после этого был составлен подложный эдикт императора Константина. Из этого документа следовало, что еще в н -чале IV в. император Константин отдал в управление епископу Рима всю западную часть империи и провозгласил его духовным главою всех христиан Рим-скоп империи. Этот подложный документ, известный как «Константинов дар», римские папы использовали не только для обоснования своих претензий на первенство^ христианской церкви, но и для расширения своей светской власти.

В 1054 г. очередной конфликт между папой и константинопольским патриархом привел к окончательному расколу церкви на католическую и православную.

Поводом Великой схизмы 1054 года послужил спор из-за земель в Южной Италии, формально принадлежавших Византии. Узнав, что греческий обряд там вытесняется и забывается, Константинопольский патриарх Михаил Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе. Между тем в Константинополь прибыли папские послы во главе с кардиналом Гумбертом. патриарх не принимал их, а лишь предъявлял письменные обличения латинских обрядов. Гумберт, в свою очередь, обвинил патриарха в нескольких ересях, а 16 июля 1054 г. самовольно объявил анафему патриарху и его последователям. Михаил Керуларий ответил Соборным постановлением (воспроизводящим все обвинения Фотия в 867 г.) и анафемой на всё посольство. Установление примата римских пап в западном христианстве означало не просто признание папы властелином церкви. При этом были ликвидированы все различия местных церквей в вероучении, богослужениях, обрядах, даже в одежде и прическах священников. Все это отныне соответствовало образцам римской церкви.

Католическая церковь стала представлять собой строго централизованную организацию во главе с римским папой, который руководил ею как полновластный монаРх. Пап титуловали «наместниками св. Петра" а с ХШ в" и «наместниками Христа».

Для управления церковью папы создали в Риме многочисленный бюрократический аппарат - курию) с сотнями своих чиновников-священников. Главная роль в курии принадлежала кардиналам - высшим особам в католической церкви после папы. Именно коллегия кардиналов из своего состава избирала нового папу после смерти предыдущего.

Далее в иерархии духовенства следовали архиепископы, епископы, пресвитеры, дьяконы. Архиепископы и епископы управляли диоцезами - цер. ковными провинциями, на которые были разделены территории всех католических стран. Пресвитеры стояли во главе приходов - низших административных церковных единиц. Дьяконы помогали пресвитерам, епископам в различных сферах церковной жизни. Архиепископы, епископы, а также аббаты должны были строго выполнять распоряжения папы. Архиепископы даже приносили присягу верности папе. Обязательными для местного духовенства были и распоряжения легатов - папских посланников.

В ходе феодализации церковь попадала в зависимость от светских властей. Этот процесс с сопутствующим ему упадком нравственности и дисциплины часто называют «обмирщением церкви».

Часть духовенства и монашества осознавала пагубность такого пути для церкви, и с X в. началось движение за реформу церкви. Главными лозунгами этого движения стали требования независимости церкви от светских властей и усиления власти папы.

Вершиной политического могущества папства стал XIII в. Тогда многие монархи Европы признали себя вассалами римских пап (особенно Иннокентия III). Политическое могущество папства было подорвано созданием централизованных государств в Европе. Столкновение папы Бонифация VIII с сильной французской монархией завершилось поражением папства и почти 70-летним авиньонским «пленом» у французских королей. Упадок папства в позднем Средневековье привел к созданию в ряде стран, например в Англии, Франции, фактически национальных церквей, духовенство которых подчинялось не столько римским папам, сколько своим королям.

Церковь и культура. На фоне общего упадка культуры в западноевропейском раннем Средневековье церкви, с течением времени и монастыри являлись очагами культуры.

Новое время

Вторая пол. XV в. стала началом перехода Западного мира от феодализма к буржуазному обществу, а в церковном отношении-переходом от средневекового аскетизма к идеям гуманизма.

Основными центрами Г. считались Болонский, Венский и Базельскийунив-ты. Культурным центром эпохи Возрождения была Флоренция подарившая миру многих знаменитых поэтов, писателей, художников и скульпторов. Герцог Лоренцо Медичи в этом городе создавал условия для развития культуры. Именно с его лёгкой руки Микельанджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи и др. стали всемирно известными авторами.

При папе Николае V (1447-1455) для Рима наступил “золотой век”. Проводится обширная архитектурная реконструкция в стиле Ренессанса, создаётся Ватиканская библиотека. Следующим папой -гуманистом был Пий II (1458-1464).

До начала Реформации папский престол занимали поочерёдно то папы -гуманисты, то антигуманисты. Следует обратить внимание на “самую мрачную фигуру папства…правление которого было несчастьем для Церкви”. Это Александр VI Борджиа (1492-1503). Последним из пап эпохи Возрождения был Лев X (1513-1521) из династии Медичи.

В 1515 г. папа издал буллу, которая позволяла продажу полных индульгенций на территории Германии. Лютер выступил против этого торга и написав 95 тезисов против папства и индульгенций, прикрепил их к дверям собора 31 окт. 1517 г. Лидерами Реформации создал огонь религиозной войны который охватил не только Германию, но и смежные гос-ва.

Католическая церковь оказалась в состоянии войны с государствами в которых протестантизм прочно укрепился и ей было необходимо искать средства для успешной борьбы.

В декабре 1545 г. папа созвал вселенский собор в Тридентекоторы должен был выработать тактику борьбы с Реформацией. Собор подтвердил церковное главенство папы, институт священнослужителей, целибат, мессу, порядок исповеди, поклонение святым. В центре дискуссии было учение об оправдании. Спасение даётся людям благодаря заслугам Христа, но вера -это только врата ведущие ко спасению, для достижения которого ещё необходимы посредничество Церкви и деятельная добродетель. Было также утверждено число таинств и учение о первородном грехе и тем самым разрыв с протестантами ещё больше усугубился.

Первый виток борьбы закончился в 1555 г. с провозглашением Аугсбургского мира. Появился принцип чьё гос-во-того и религия. Т. е. государь может определять религиозную ориентацию на своей земле. Иноверцам дано право эмиграции. Однако контр-реформация только начинала действовать в полную силу.

Решающим моментом открытой вражды католиков и гугенотов (кальвинистов) во Франции считают Варфоломеевскую ночь 24 авг. 1572 г., когда в Париже католики устроили кровавую резню не щадя протестантов.

Первая половина XVIII в. -это эпоха религиозных войн в которых принимали участие почти все европейские державы. 30-летняя война шла с переменным успехом и окончилась Вестфальским перемирием в 1648 г. В религиозном плане была закреплена свобода исповедания и равенство прав всех верующих. Потерянные территории Католическая Церковь компенсировала за счёт миссионерства иезуитов в уже открытой в 1492 г. Америке.

Католичество в эпоху Просвещения.

После Вестфальского мира влияние папства в Европе заметно упало. В 1654 и 1658 гг. Германский рейхстаг ограничил права папских нунциев в делах империи указывая им на их непосредственные обязанности.

Подвергается критике также папское правление и орден иезуитов. Просвещение обрушилось с критикой на средневековое миропонимание приводя как аргумент достижения науки и техники.

Наступление нового времени продемонстрировал король Франции Людовик XIV-“король-солнце”. В области внутренней политики-неограниченным абсолютизмом (галликанством) и внешней-своей европейской гегемонией. Папы того времени были слабы и не могли затмить “короля-солнце”.

Католическая Церковь в конце XVIII - первой половине XIX вв.

Самым известным и трагическим событием в Европе конца XVIII в. является буржуазная революция во Франции в 1789 г. РКЦ много отнеё пострадала, т. к. имела там 10 % всех земель и большинство духовенства было из дворян. В 1790 г. Национальное собрание приняло декрет о французской нац. церкви, епископы которой назначаются светской властью. Во время якобинской диктатуры 40 тым. клириков покинули страну из-за гонений. Директория в 1796 г. провозгласила свободу вероисповедания ещё более отдалившись от Рима. Новый папа Пий VII (1800-1823) был сторонником компромисса и в 1801 г. Заключается Французский конкордат спасший Католическую Церковь Франции от окончательной гибели. 2 декабря 1804 г. Наполеон был коронован папой в NotreDame, точнее он принял от папы только помазание, а корону сам взял из его рук и одел на голову. Унизив, таким образом, папу Бонапарт показал, что будет править без оглядки на Рим.

Русский поход подорвал силы Наполеона и в 1814 г. он разрешил Пию VII вернуться в Рим и принялся за восстановление своего гос-ва. Первым, что он сделал стало воссоздание ордена иезуитов. Затем он запретил католикам вступать в масонские ложи. Во время 100-дневной реставрации Наполеона, его войска снова заняли Церковное гос-во и папа бежал в Геную, но вскоре австрийцы подавили восстание и Пий окончательно вернулся в Рим.

Венский мирный конгресс 1815 г. несправедливо поступил с папой и Италией, когда постановил, что часть их территорий переходит в руки Австрии. Реакцией стало итальянское освободительное движение за воссоединение страны.

Эпоха папы Пия IX. I Ватиканский собор.

Папа Пий IX (1846-1878) Сперва он приступил к реорганизации папского гос-ва. Он объявил амнистию, снизил налоги, “почистил” иерархию.

В 1865 г. Пий IX создаёт комиссию по подготовке Ватиканского собора, который будет должен рассмотреть вопрос о папской непогрешимости.

Собор был открыт 8 дек. 1869 г. в соборе Св. Петра. Собор работал 4 сессии, между которыми работали комиссии. В центре внимания был проэкт конституции о папской непогрешимости или безошибочности “Pastoraeternus”. Итак догмат был принят собором, но не принят многими католиками. Собор не мог завершиться как положено т. к. в октябре 1870 г. итальянские войска захватили папское гос-во и Рим. Епископы разбежались не закрыв собор. Папе парламент оставил Ватикан, Латеранский дворец, и летнюю резиденцию КастельГандольфо. Король перенёс свою резиденцию из Флоренции в Рим. Папа объявил себя “ватиканским узником” и укрылся за стенами Ватикана обидившись на весь мир

Католичество в первой половине XX века.

его приемник Лев XIII (1878-1903) стал предпринимать шаги к выходу из этой изоляции. Идейной основой новой политики стал неотомизм. Благодаря философско-богословской системе Фомы Аквинского папа ещё раз показал миру, что власть папы имеет под собой теологические основания. Дабы закрепить это Лев XIII в энциклике от 4 авг. 1879 г. “AeterniPatris” объявил томизм нормой католической теологии. Его преподавание в духовных учебных заведениях стало обязательным. Целью томизма стало использование достижений науки для укрепления веры, сделав её более современной. При этом папе многие церковные и светские науки переживали расцвет. Была реорганизована Ватиканская библиотека и был облегчён доступ к ней.

При Льве XIII значительно активизировалось католическое миссионерство. Оно шло следом за колониальными войсками различных европейских держав и имело хорошие успехи опираясь на стальные штыки. Восстания против колонизаторов приносили ущерб и миссиям.

В общем Льву XIII удалось вывести РКЦ из политической изоляции и повернуть её лицом к современному миру. Его начинания стали как бы программой действия последующих пап, и они осуществляли её по разному, демонстрируя то крайний консерватизм, то безудержный модернизм.

Первая половина XX столетия дала миру 4-х пап, три из них носили имя “Пий”: это Пий X, Пий XI, Пий XII. Бенедикт XV “вклинился” между первыми двумя.

КАТЕХИЗИС
Катехи́зис или катихи́зис (греч. Κατήχησις - поучение, наставление ) - официальный вероисповедный документ какой-либо конфессии (во Франции - католичество), огласительное наставление, книга, содержащая основные положения христианского вероучения.
Исполнение обрядов католической церкви – это ритуал, подтверждающий служение Церкви. К обрядам относятся:

  1. Таинства:

  • Крещение (обычно проводится при рождении, рекомендуется запись в соборной книге или свидетельство о крещении как выписка из соборной книги).

  • Евхаристия (причащение) – проводится на мессе только тем, у кого до мессы были отпущены грехи (отбывающие епитимью считаются «непримиренными с Церковью», их причастие невозможно); причащать можно на усмотрение священника не только на мессе.

  • Миропомазание – наложение креста миро (проводится при коронации, во время литургий и иных обрядов).

  • Венчание – освящение брака. Должно подтверждаться записью в соборной книге.

  • Исповедь (примирение с Церковью). Христианин сам просит исповедовать его, может согласиться на предложение священника исповедоваться. У каждого может быть избранный им исповедник. Если такового нет, можно исповедоваться любому монаху или священнослужителю. Сестры орденов, как и рыцари орденов, отпускать грехи не могут. Единственное, что им доступно – выслушать покаяние. Сестры клариссинки и сестры ордена проповедников (доминиканцев) могут соборовать больного или умирающего.

  • Рукоположение – вступление в сан священника (осуществляется только епископом или легатом Папы).

  • Елеосвящение (соборование) умирающего с прощением всех грехов, которые он не смог назвать.

  1. Службы (проводятся согласно чинам, действия для проведения служб и участия в них указаны в Требнике), сестры орденов не могут исполнять обязанности предстоящего священника, обязанности министранта и иных участников службы могут быть ими исполнены (допущение):

  • Утренняя служба (проводится в 08.00)

  • Месса (проводится в 12.00)

  • Вечерняя служба (проводится в 22.00)
Обратите внимание, что нет утренней или вечерней мессы, месса проводится только в полдень, а утром и вечером - службы!
Формулы вероучения

  1. Две заповеди любви (при несоблюдении их следует покаяться на исповеди):

  • Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою твоею, всем разумением твоим.

  • Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

  1. Три богословские добродетели (об обретении следует молиться не только для себя, но и за ближнего):

  • Надежда

  • Любовь

  1. Четыре главные добродетели (об обретении следует молиться не только для себя, но и за ближнего):

  • Благоразумие

  • Справедливость

  • Мужество

  • Воздержанность

  1. Смертные грехи (в них каются на исповеди):

    • Гордыня

    • Скупость

    • Зависть

    • Похоть

    • Обжорство (Чревоугодие)

    • Уныние

  2. Заповеди Божьи (в их несоблюдении раскаиваются на исповеди):

  • Я господь Бог твой. Да не будет у тебя других богов, кроме меня.

  • Не произноси имени Господа твоего напрасно.

  • Помни, что ты должен освящать праздничные дни.

  • Почитай отца твоего и матерь твою.

  • Не убивай.

  • Не прелюбодействуй.

  • Не кради.

  • Не лжесвидетельствуй.

  • Не желай жены ближнего.

  • Не желай чужого добра.

  1. Дела милосердия к ближнему (следует совершать):

  • Накормить голодных.

  • Напоить страждущих.

  • Одеть обнаженных.

  • Приютить странника.

  • Навещать больных.

  • Навещать заключенного.

  • Хоронить усопшего.

  1. Дела милосердия к душе ближнего (следует совершать):

  • Дать совет усомнившемуся

  • Наставить незнающего

  • Увещевать грешника

  • Утешать скорбящего

  • Прощать обиды

  • Терпеливо переносить докучливого человека

  • Молиться за живых

  1. Плоды Святого Духа (об обретении следует молиться не только для себя, но и за ближнего):

  • Любовь

  • Радость

  • Долготерпение

  • Великодушие

  • Благость

  • Благожелательность

  • Кротость

  • Верность

  • Скромность

  • Воздержание

  • Целомудрие

  1. Дары Святого Духа (об обретении следует молиться не только для себя, но и за ближнего):

  • Премудрость

  • Разум

  • Совет

  • Крепость

  • Ведение

  • Благочестие

  • Страх Божий

Примирение (исповедь)
Приступающий к исповеди произносит слова приветствия: Слава Иисусу Христу.

Исповедующий: Во веки веков. Аминь!

Приступающий к исповеди : In nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti.

Исповедующий: Бог да будет в твоем сердце, чтобы, сокрушенный духом, ты исповедовал грехи свои.
Далее приступающий к исповеди описывает свое состояние, время последней исповеди, трудности в ведении христианской жизни и другие обстоятельства, знание которых необходимо исповеднику для духовного наставления.

Если есть необходимость, исповедующий задает вопросы.
Наложение епитимии.

Затем исповедующий налагает епитимию, Епитимией может быть молитва, отказ от чего либо, но прежде всего - служение ближним и дела милосердия. Затем исповедующий простирает правую руку к исповедующемуся и произносит слова разрешительной молитвы.
Исповедующий: Страдания Господа нашего Иисуса Христа, заступничество Пресвятой Девы и всех святых, а также твои добрые дела, которые ты совершишь, и страдание, которое перенесешь, да будут милостью за твои грехи и послужат твоему взрастанию в смирении и радости обретения жизни вечной. Бог простил твои грехи. Иди в мире.
После чего исповедующий осеняет исповедующегося крестным знамением.

А исповедующийся целует край столы, там, где вышит крест.

В чем каяться, выбирает исповедующийся. Можно выбрать, например, только грехи или только несоблюдение заповеди. То есть ваш персонаж оценивает сам свои поступки с точки зрения грехов или заповедей.
Исповедник сидит на сидении боком к исповедующемуся, если не получится построить конфессионал, то нужно, по крайней мере, сделать огороженное место и чтобы по возможности разговора в нем не было слышно другим игрокам. Подслушивать исповедь –

тяжкий грех. Исповедующийся стоит на коленях, так что место стоит специально оборудовать для удобства. В экстраординарных случаях исповедующийся может сидеть.
^ МОЛИТВЫ
Pater Noster

Эта молитва предложена самим Иисусом Христом.
Pater noster, qui es in caelis,
Sanctificetur nomen tuum.
Adveniat regnum tuum.
Fiat voluntas tua,
Sicut in caelo, et in terra.
Panem nostrum quotidianum da nobis hodie,
Et dimitte nobis debita nostra,
Sicut et nos dimittimus debitoribus nostris.
Et ne nos inducas in tentationem,
Sed libera nos a malo.
Amen.

транскрипция

ПАтер нОстер, кУИ эс ин цЕлис,
CанкцифицЕтур нОмен тУум.
АдвЕниат рЕгнум тУум.
ФИат волЮнтас тУа,
СИкут ин цАэло эт ин тЭрра.
ПАнем нОструм куотидиАнум дА нОбис хОдие.
Эт димИте нОбис дЭбита нОстра,
СИкут ет нОс димИтимус дебитОрибус нОстрис.
Эт нЭ нос индУкас ин тентетиОнем
Сэд лИбера нос э мАло.
Амен.
перевод

Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое,
Да придет Царствие Твое,
Да будет воля Твоя,
И на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши,
Как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас во искушение,
Но избавь нас от лукавого.
Аминь.
^ Ave Maria

Средневековая молитва Деве Марии.
Ave, Maria, gratia plena;
Dominus tecum:
Benedicta tu in mulieribus, et benedictus
Fructus ventris tui, Jesus.
Sancta Maria, Mater Dei, ora pro nobis peccatoribus,
Nunc et in hora mortis nostrae. Amen.

транскрипция

Аве, Мария, грАциа плЕна.
ДОминус тЕкум.
БенедИкта Ту ин мулиЕрибус, эт бенедИктус
ФрУктус вЕнтрис Туи ИЕзус.
САнкта МарИя, МАтер ДЕи, Ора про нОбис пеккатОрибус
НУнк эт ин Ора мОртис нОстрэ. Амэн.
перевод

Радуйся, Мария, благодати полная!
Господь с Тобою;
Благословенна Ты между женами,
И благословен плод чрева Твоего Иисус.
Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных,
Ныне и в час смерти нашей. Аминь.
Credo

^ Символ Веры. Это изложение того, во что верят католики.
Credo in unum Deum, Patrem omnipotentem, factorem caeli et terrae, visibilium omnium et invisibilium. Et in unum Dominum Iesum Christum, Filium Dei unigenitum, et ex Patre natum ante omnia saecula. Deum de Deo, Lumen de Lumine, Deum verum de Deo vero, genitum non factum, consubstantialem Patri, per quem omnia facta sunt. Qui propter nos homines et propter nostram salutem descendit de caelis. Et incarnatus est de Spiritu Sancto ex Maria Virgine, et homo factus est. Crucifixus etiam pro nobis sub Pontio Pilato, passus et sepultus est, et resurrexit tertia die, secundum Scripturas, et ascendit in caelum, sedet ad dexteram Patris. Et iterum venturus est cum gloria, iudicare vivos et mortuos, cuius regni non erit finis. Et in Spiritum Sanctum, Dominum et vivificantem, qui ex Patre Filioque procedit. Qui cum Patre et Filio simul adoratur et conglorificatur: qui locutus est per prophetas. Et unam, sanctam, catholicam et apostolicam Ecclesiam. Confiteor unum baptisma in remissionem peccatorum. Et expecto resurrectionem mortuorum, et vitam venturi saeculi. Amen.
перевод

Верую во единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого, и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рождённого прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого всё сотворено. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и ставшего Человеком; распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день по Писаниям, восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, вновь грядущего со славою судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца. И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего, Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через пророков. И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во отпущение грехов. Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь.
^

Обращения к духовным лицам

К епископам (лиловая шапка): Ваше Преосвященство.

К кардиналам (алая шапка) и легату Папы: Ваше Высокопреосвященство. Также: Эминенца (eminenza). Можно так обращаться и к епископам и ниже, если желаете польстить.

К священникам (белое духовенство не в сане епископа и кардинала, отличать – по цвету шапки): Отец.

К монаху: брат.

К монахине: сестра.

^ Не называйте священников святыми отцами! Святой отец один, и он в Риме.

Отлучения

Отлучать от церкви в своей епархии имеет право епископ. Отлучать города - только Папа. Виды отлучений: интердикт, отлучение, отлучение с изгнанием из христианского сообщества (excommunication major, анафема). Интердикт - запрет человеку или городу на участие в христианских таинствах. Обычно снимается (при покаянии грешника) спустя ограниченное время после наложения. Ничего хорошего, в доме или городе плач и стенания, страдает общественная жизнь и торговля. Отлучение - удаление человека или города от таинств. Отличие от интердикта в том, что отлучение, по-хорошему, накладывается однократно. Снято оно может быть - но это происходит за особые заслуги перед Церковью, не считая покаяния. Excommunication major (анафема) - это еще и изгнание из христианского сообщества за тяжелые преступления против него.
^ Примерные формулы:
Формула интердикта (произносится с кафедры как таинство, или в папской булле):

«С великой скорбью наблюдая за прегрешениями (имя грешника или названия города, список прегрешений), ныне властью всемогущего Бога Отца, Сына и Духа Святого и всех святых удаляем сего недостойного (имя человека или название города) от таинств святой церкви, и да смилуется Господь над его душой (их душами)».
Формула отлучения (произносится с кафедры как таинство или в папской булле):

«Властью всемогущего Бога Отца, Сына и Духа Святого и всех святых отлучаем сего злодея и грешника (имя человека или название города) и изгоняем его за порог святой церкви всемогущего Бога. И как огонь угашается водой, так да угаснет свет сего грешного во веки веков, если он не покается и не загладит своей вины, и да смилуется Господь над заблудшей душой (душами)».
Формула анафемы (произносится с кафедры как таинство или в папской булле):

«Властью всемогущего Бога Отца, Сына и Духа Святого и всех святых отлучаем сего злодея и грешника, и предаем анафеме и изгоняем за порог святой церкви всемогущего Бога, дабы он предан был на вечные муки с Да Фаном и Авироном и со всеми, кто говорит Господу Богу: «Отойди от нас, ибо мы не хотим знать путей Твоих». И как огонь угашается водой, так да угаснет свет его во веки веков, если он не покается и не загладит своей вины. Да проклянет его Бог Отец, сотворивший человека! Да проклянет его Сын Божий, пострадавший за нас! Да проклянет его Дух Святый, ниспосланный нам во святом крещении! Да проклянут его небеса, и земля, и все, что на них есть святого!.. Да будет он проклят, где бы не находился – в доме или на поле, на большой дороге или на глухой тропинке, в лесу, или в роще, или в храме! Да будет он проклят в жизни или в минуту смерти, за едой и за питьем, голодный, жаждущий, постящийся, засыпающий, спящий, бодрствующий, ходящий, стоящий, сидящий, лежащий, работающий, отдыхающий, мочащийся, испражняющийся и кровоточащий! Да будет он проклят во всех способностях своего тела! Да будет он проклят снаружи и внутри! Да будет он проклят в волосах главы своей! Да будет он проклят в мозгу своем! Да будет он проклят в темени, в висках, во лбу, в ушах, в бровях, в глазах, в щеках… Да не будет в нем ничего здорового!»

Епитимьи

Виды епитимий просты: пост, дела милосердия и молитва. Может быть наложена по результатам исповеди или священником, видящим греховную жизнь в пастве. Форма избирается тем, кто накладывает.

Александрийские обряды .
Копты-католики и эфиопы-католики придерживаются обряда, восходящего к александрийской традиции. Во главе католиков коптского обряда стоит католический коптский патриарх Александрийский, и в 1990 их насчитывалось ок. 170 000. Католиков эфиопского обряда, возглавляемых собственным архиепископом в Аддис-Абебе, в 1990 насчитывалось ок. 120 000 человек.
Антиохийские обряды. Три значительных группы католиков в своей религиозной практике придерживаются западносирийских обрядов, восходящих к антиохийской традиции. В результате унии сиро-яковитов с Римом в 1782 возник сирийский обряд. Во главе католиков сирийского обряда, в 1990 насчитывавших ок. 100 000, стоит католический сирийский патриарх Антиохийский, кафедра которого находится в Бейруте. Мар-Иваниос, яковитский епископ в юго-западной Индии, в 1930 стал католиком; его примеру последовали тысячи яковитов, которые в 1932 получили статус католиков маланкарского обряда. Резиденция их архиепископа находится в Тривандре, и в 1990 их насчитывалось ок. 300 000.

Католики маронитского обряда свое происхождение ведут из древней Сирии. Некогда св. Марон (ум. 410?) основал в Северной Сирии монастырь, монахи которого сыграли важную роль в христианизации местного населения и строительстве церкви, что превратилось в нелегкую задачу после мусульманского завоевания Сирии в 7 в. По преданию, первый маронитский патриарх был избран в 685. В 8 и 9 вв. маронитская община постепенно переселилась из Северной Сирии в Ливан. Марониты почти не поддерживали связей с другими христианами, и их вероучение имело видимый монофелитский уклон, что объяснялось их неосведомленностью о решениях III Константинопольского собора. Когда в Ливан пришли крестоносцы, марониты вступили в контакт с западными христианами. в 1180–1181 марониты признали папу Александра III. Они оставались католиками в преимущественно мусульманском окружении и хотя говорили на арабском языке, составляли особое национальное меньшинство и имели собственные традиции. В настоящее время марониты играют заметную роль в политической жизни Ливана. В литургии и уставе маронитов заметно влияние латинского обряда. Во главе маронитской церкви стоит маронитский патриарх Антиохийский, резиденция которого находится в окрестностях Бейрута. В 1990 насчитывалось ок. 2 млн. маронитов в Ливане, других странах Ближнего Востока и среди ливанских эмигрантов по всему миру.

Восточносирийские обряды.
К католикам восточносирийских обрядов относят католиков Халдейской и Малабарской церквей. Халдейская католическая церковь возникла в 1553, когда в Несторианской церкви произошел раскол и одна ее часть признала власть папы Римского. В 1990 к ней принадлежало ок. 600 000 верующих. Большинство из них проживает на территории Ирака, где они составляют самую многочисленную христианскую общину. Христиане Несторианской церкви в юго-западной Индии, которые стали католиками в 16 в., именуются католиками малабарского обряда. Малабарская литургия и церковный обиход носят печать сильного латинского влияния. Во главе малабарских католиков стоят архиепископы Эрнакуламский и Чанганачерийский, и в 1990 эта церковь насчитывала ок. 2,9 млн. членов.

Армянский обряд .
Уния армянских христиан с Римско-католической церковью существовала с 1198 по 1375. Начало этой унии было положено во время крестовых походов, когда армяне стали союзниками латинян в борьбе против мусульман. Современный армянский обряд возник в 1742. Армянские католики, особенно бенедиктинские монахи-мехитариты, внесли заметный вклад в армянскую культуру, они издавали книги и учреждали школы. Во главе католиков армянского обряда стоит патриарх Киликийский, резиденция которого находится в Бейруте. В 1990 их насчитывалось ок. 150 000 в различных странах Ближнего Востока.

Это сообщение отредактировал Neko - 18-03-2007 - 21:10



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!