Слова на букву е после гласной. Гласная. Ударное положение о, е в сочетании с шипящим

— Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука

Как мы уже знаем, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Сравним пары слов по произношению.

Лук - люк

Мал - мял

Нос - нёс

Мэр - метр

Очевидно, что в первом столбике первый согласный звук - твёрдый, во втором - мягкий.

Запомните: буквы Е, Ё, Ю, Я после согласного указывают на его мягкость.

Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных: лес - звук [э], мёд - звук [о], брюки - звук [у], мяч - звук [а].

Можно сделать вывод, что буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают 1 гласный звук и указывают на мягкость согласного, который стоит впереди.

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука

Часто буквы Е, Ё, Ю, Я в словах стоят первыми. Например: ель, ёжик, юла, яблоко.

Медленно и чётко произнесём эти слова вслух. В слове ель буква Е обозначает два звука Й Э, в слове ёжик буква Ё обозначает два звука Й О, в слове юла буква Ю обозначает два звука Й У, в слове яблоко буква Я обозначает два звука Й А.

Мы узнали, что в начале слова буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:

буква Е звучит как [йэ], буква Ё звучит как [йо], буква Ю звучит как [йу], буква Я звучит как [йа].

Рассмотрим примеры слов, где Е, Ё, Ю, Я стоят после Ь и Ъ знаков: деревья (буква Я после Ь знака обозначает два звука - [йа]), подъезд (буква Е после Ъ знака обозначает два звука [йэ]). Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я: колья [йа], съёмка [йо], съезд [йэ], вьюга [йу], пьёт [йо]. Итак, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если стоят после Ь и Ъ знаков.

В слове маяк буква Я стоит после гласной А и обозначает два звука [йа].

Запомните:

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят:

1. В начале слова (юг, яма)

2. После гласных (заявка, поют)

3. После Ъ и Ь (въезд, вьюнок)

Буквы Е, Ё, Ю, Я получили название йотированные гласные, потому что в некоторых позициях они обозначают два звука, первый из которых звук [й], который называется йот .

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

§1

Буквы а, у употребляются:

Для передачи гласных а, у ад, алый, армия, заахать, лиана, оазис, Луара; ум, утро, увалень, паук, научит .

Для передачи гласных а, у и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного, напр.: бал, отвар, галстук, подарок, ткач, желать; буря, сову, возьму, тонуть .

§2

Буквы я, ю употребляются:

1. Для передачи гласных а, у дятел, зябнуть, мягкий, бодрящий, вся; дюны, любит, гоню, всюду, костюм .

2. Для передачи сочетания j с последующим гласным а или у :

а) в начале слова и после гласных, напр.: яблоко, маяк, Ялта; южный, каюта, Юра ;

б) после согласных; в этом случае перед буквами я, ю пишутся разделительные знаки ь или ъ (см. § 27–28), напр.: бадья, обезьяна, вьюга, пятьюдесятью; безъядерный, въявь, двухъярусный, предъюбилейный .

Буквы о – ё

§3

Буква о употребляется:

1. Для передачи гласного о в начале слова и после гласных, напр.: ось, заочный, теория, биограф, воочию, полуостров .

2. Для передачи гласного о и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного, напр.: бой, завод, голубь, добрый, узелок, ярмо, носит, лбом, литровый, сок, парной, сто.

3. В ограниченном круге слов иноязычного происхождения буква о употребляется:

а) для передачи гласного о после j , передаваемого буквой й в начале слова и в середине слова после гласных, напр.: йод, майор (перечень таких слов см. в § 26, п. 2);

б) для передачи сочетания j с последующим гласным о в составе буквосочетания ьо после согласного; перечень основных слов: батальон, бульон, каньон, компаньон, котильон, карманьола, кроманьонец, лосьон, медальон, миньон, павильон, папильотки, почтальон, сеньор, сеньора, синьор, синьора, шампиньон, шиньон; квадрильон, квинтильон, секстильон (наряду с вариантами квадриллион, квинтиллион, секстиллион , передающими другое произношение); мильон (написание, передающее один из вариантов произношения слова миллион ); в собственных именах: Авиньон, Асунсьон, Гильом, Миньона, Тальони, Фритьоф . В редких случаях буквосочетание ьо пишется для передачи звуков безударного слога: гильотина, гильотинировать, сеньорат, сеньорита, сеньория, синьорина, синьория, Мурильо.

§4

Буква ё употребляется:

1. Для передачи ударного гласного о и одновременно для указания на мягкость предшествующего согласного, напр.: ребёнок, вёсла, гвоздём, казённый, лёгкий, подмёл, оленёнок, пёстрый, рёбра, осёл, потёртый, растёт .

Примечание 1. Буква ё после согласных букв г, к, х встречается в основном в словах иноязычного происхождения, в том числе в собственных именах, напр.: гёзы, гёрлс, ликёр; Гёте, Гёльдерлин, Гётеборг, Кёльн, Кёстлер, Хёглунд. Сочетание кё представлено также в словах с иноязычным суффиксом −ёр типа киоскёр, паникёр и в личных формах глагола ткать: ткёшь, ткёт, ткём, ткёте.

Примечание 2. Буква ё может писаться на месте гласного о , имеющего побочное ударение (напр.: трёхгодичный, четырёхметровый, тёмно красный), а также на месте безударного гласного о в словах иноязычного происхождения (напр.: гётеанец, кёнигсбергский).

2. Для передачи сочетания j с последующим ударным гласным о :

а) в начале слова и после гласных, напр.: ёлка, ёж, заём, кофеёк, остриё, поёт, буёк ;

б) после согласных; в этом случае перед буквой ё пишутся разделительные знаки ь или ъ (см. § 27–28), напр.: пьёт, взовьётся, бельё, серьёзный, житьё бытьё; объём, съёмный .

Употребление буквы ё в текстах разного назначения

§5

Употребление буквы ё может быть последовательным и выборочным.

Последовательное употребление буквы ё обязательно в следующих разновидностях печатных текстов:

а) в текстах с последовательно поставленными знаками ударения (см. § 116);

б) в книгах, адресованных детям младшего возраста;

в) в учебных текстах для школьников младших классов и иностранцев, изучающих русский язык.

В обычных печатных текстах буква ё употребляется выборочно. Рекомендуется употреблять ее в следующих случаях.

1. Для предупреждения неправильного опознания слова, напр.: всё, нёбо, лётом, совершённый (в отличие соответственно от слов все, небо, летом, совершенный ), в том числе для указания на место ударения в слове, напр.: вёдро, узнаём (в отличие от ведро́, узна́ем ).

2. Для указания правильного произношения слова – либо редкого, недостаточно хорошо известного, либо имеющего распространенное неправильное произношение, напр.: гёзы, сёрфинг, флёр, твёрже, щёлочка , в том числе для указания правильного ударения, напр.: побасёнка, приведённый, унесённый, осуждённый, новорождённый, филёр .

3. В собственных именах – фамилиях, географических названиях, напр.: Конёнков, Неёлова, Катрин Денёв, Шрёдингер, Дежнёв, Кошелёв, Чебышёв, Вёшенская, Олёкма .

Буквы э – е

§6

Буква э пишется в начале корня для передачи гласного э (без предшествующего j ):

1. В начале следующих исконно русских местоименных слов и междометий: этот (эта, это, эти), этакий, эдакий, экий, этак, эдак; эва, эвон, эге, эге ге, эй, эк, эх, эхма, эхе хе .

2. В начале слов иноязычного происхождения (в том числе собственных имен), напр.: эврика, экспорт, экстренный, эллин, эпос, эра, этика, эхо, Этна, Эрик (с буквой э эвкалипт, эгоизм, экватор, экзамен, экономика, электричество, элемент, элита, эмоция, энергия, эпиграф, эпидемия, эскорт, эстетика, этимология, эфир, Эверест, Эдип, Эсхил (здесь буква э

3. В названиях букв эль, эм, эн, эр, эс, эф , а также в начале аббревиатур, пишущихся по названиям букв, и слов, образованных от названий букв и от буквенных аббревиатур, напр.: эсер, энный, энский, эмка .

4. После приставок или составных частей сложных и сложносокращенных слов (как после гласных, так и после согласных). Примеры:

а) после гласных: антиэлектрон, антиэсеровский, деэскалация, неэтичный, переэкзаменовка, поэтапно, поэтому, реэкспорт; диэлектрик, киноэкран, телеэкран, мегаэрг, микроэлемент, полиэфирный, полуэтаж, пятиэтажный ;

б) после согласных: безэлектродный, подэкранный, предэкзаменационный, разэдакий, сэкономить, сверхэкономный, субэкваториальный, суперэлита; двухэтажный, трёхэлементный, политэкономия, санэпидстанция, Мосэнерго, Минэкономика .

§7

Не в начале корня после гласных (в словах иноязычного происхождения) пишутся как буква э , так и е . Их выбор зависит от предшествующей гласной.

1. После букв е и и пишется е . Перечень основных слов: геенна, реестр, феерия; гигиена, гиена, диез, диета, риелтор, сиеста, спаниель, фиеста и слова на −ент: абитуриент, клиент, ингредиент, коэффициент, пациент и др. (с буквой е , передающей ударный гласный); веер, леер, плеер, иезуит, иерархия, иероглиф, миелит, пиелит, пиетет, реквием, триер (здесь буква е передает безударный гласный).

2. После букв а, о, у, ю пишется э . Перечень основных слов: дуэль, дуэт, маэстро, менуэт, пируэт, поэт, поэзия, поэма, силуэт, статуэтка (здесь буква э передает ударный гласный); алоэ, аэродром (и другие слова с начальной частью аэро ), брандмауэр, каноэ, коэффициент, люэс, маэстозо, муэдзин, фаэтон, фуэте (здесь буква э передает безударный гласный). То же в собственных именах, напр.: Пуэрто Рико, Уэльс, Хемингуэй, Моэм, Лаэрт, Аэлита .

§8

Не в начале корня после согласных буква э пишется для передачи гласного э и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного в следующих случаях.

1. В немногих нарицательных словах иноязычного происхождения. Перечень основных слов: мэр, мэтр ‘учитель, мастер’, пленэр, пэр, рэкет, рэп, сэр ; то же в производных от них словах, напр.: мэрия, пэрство, рэкетир . Круг других слов (преимущественно узкоспециальных) определяется орфографическим словарем.

2. Во многих собственных именах иноязычного происхождения, напр.: Бэкон, Дэвид, Дэн Сяопин, Дэвис, Рэлей, Рэмбо, Сэлинджер, Сэм, Сэссон, Тэтчер, Тэффи (личные имена и фамилии), Мэриленд, Тайбэй, Улан Удэ, Хуанхэ (географические названия). Буква э сохраняется в любых словах, производных от таких собственных имен, а также при переходе их в нарицательные, напр.: улан удэнский, рэлей (физическая единица), сэссон (стрижка).

3. В названиях букв бэ, вэ, гэ, дэ, зэ, пэ, тэ , а также в составе аббревиатур, пишущихся по названиям букв, и слов, образованных от буквенных аббревиатур, напр.: бэтээры, кавээнщик, гэпэушник, кагэбэшный .

4. В звуковых аббревиатурах и образованных от них словах, напр.: ГЭС, ТЭЦ, ВТЭК, НЭП, фэр (физический эквивалент рентгена), втэковский, нэпман .

§9

В остальных случаях не в начале корня после согласных пишется буква е .

При этом во всех исконно русских словах буква е указывает на мягкость предшествующего согласного, напр.: белый, ветер, словечко, ноге, дело, в воде, подземный, след, хвалебный, размен, стене, перепись, терпеть, резать, стареть, весенний, чтение, путей .

Однако в словах иноязычного происхождения, пишущихся с буквой е , предшествующий согласный может произноситься твердо. Так, после букв, передающих мягкий согласный, буква е пишется в словах асбест, версия, гетто, деспот, зебра, комета, леди, пионер, абонент, аспект, акварель, сектор, патент, дефект и в ряде других. После букв, передающих твердый согласный, е пишется в словах беби, денди, дельта, модель, экзема, кузен, сленг, бизнесмен, инерция, фонетика, капелла, регби, рейтинг, диспансер, сеттер, коттедж, партер, стенд, темп и многих других, а также в несклоняемых нарицательных словах, последовательно пишущихся с конечной буквой е , напр.: безе, шимпанзе, макраме, резюме, пенсне, турне, купе, гофре, пюре, тире, кабаре, фрикасе, шоссе, эссе, варьете, декольте, карате, кафе , и в словах с иноязычным суффиксом −есса (типа поэтесса, стюардесса, баронесса ); в ряде собственных имен, напр.: Кармен, Неру, Рерих, Брем, Дантес, Тейлор, Дельфы, Сен Готард .

§10

В следующих случаях буква е пишется для передачи сочетания j с последующим гласным э:

1. В начале слова, напр.: егерь, едкий, ездить, ель, если, ересь, ехать, Ева, Ельня, Ейск .

2. После гласных в русских (не заимствованных) словах, напр.: заехать, переезд, биение, приехать, военный, упоение, поесть, короед, сладкоежка, уехать, суета .

3. После согласных; при этом перед буквой е пишутся разделительные ь и ъ (см. § 27–28), напр.: колье, премьера, шансонье, крупье, пьеса, курьер, конферансье, бадье (дат. п.), в статье, Мольер; въехать, подъехать, отъезд, разъединить, съесть, сверхъестественный, панъевропейский, инъекция, фельдъегерь .

Буквы и – ы

§11

Буква и пишется:

1. Для передачи гласного и в начале слова и после гласных, напр.: имя, издавна, искра; заискивать, неистовый, поить, выигрывать, круиз, сюита, яичный .

2. Для передачи гласного и и одновременно для указания на мягкость предшествующего согласного, напр.: битва, вишня, гибнуть, води, вонзить, танкист, ливень, домище, ленивый, пить, горит, сила, пойти, графиня, сухие .

3. Для передачи сочетания j с последующим гласным и после согласных; в этом случае перед и пишется разделительный ь (см. § 28), напр.: воробьиный, варьировать, статьи, Ильин .

4. В следующих случаях буква и передает звук ы после твердых согласных:

а) после приставок иноязычного происхождения: гипер, дез, интер, контр, пост, суб, супер, транс , а также после начального элемента пан , напр.: гиперинфляция, дезинформация, дезинтеграция, контригра, постимпрессионизм, постинфарктный (ср. предынфарктный , см. § 12, п. 2), субинспектор, суперинфекция, трансиранский, панисламизм ;

б) после русской приставки сверх , напр.: сверхизысканный, сверхинтересный ;

в) после первых частей сложных и сложносокращенных слов, напр.: двухигольный, трёхимпулъсный, пединститут, спортинвентарь, политинформация, госимущество, госинспекция, фининспектор, мирискусник (от «Мир искусства»).

§12

Буква ы употребляется для передачи гласного ы и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного:

1. Не после приставок, напр.: быль, рабыня, выть, вызвать, поводырь, козы, хлыст, малыш, мысль, больные, пыль, торопыга, рыскать, сыт, пустыня, фыркать .

2. После русских приставок, кончающихся на согласный (кроме приставок сверх и меж ), напр.: безыглый (ср. игла ), безыллюзорный (иллюзия ), безыскусный (искусный ), безысходный (исход ), выграться (играть ), сыскать (искать ), возыметь (иметь ), аналогично: изыскивать, надындивидуальный, обындеветь, обезызвествление, отымённый, подыгрывать, подыздержаться, предынфарктный, предыстория, разыздеваться, розыск, сымпровизировать .

Тема: Знакомство с буквами Е, е в начале слова и после согласной.

Цель:

- познакомить с новой буквой е и её ролью в слове;

- формировать чёткое представление о том, что буква Е в начале слова и после гласной буквы даёт два звука [ й,э] , а после согласных букв даёт один звук [э] смягчает его;

Способствовать развитию сознательного выразительного чтения слогов, слов, речи, фонематического слуха и культуры звукопроизношения;

Воспитывать такие качества, как любознательность, интерес к чтению, трудолюбие и дисциплинированность.

Оборудование: мультимедийная презентация;

таблица гласных букв;

словарь Ожегова;

картинки лес, ветер, ели;

схемы;

фильм про букву Е;

Ход урока

I . Организационный момент.

Прозвенел звонок, начинаем мы урок.

II . Психологический настрой. СЛАЙД 1

Человеческая улыбка - это одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Вижу, что настроение у вас радостное, деловое! Тогда за работу!

III . Актуализация опорных знаний.

Прочитайте буквы. А О И У Ы Э

Что объединяет их в группу? (гласные)

Назовите три признака гласных. (1. Поются

2. При произношении воздух не встречает преград.

3. Образуют слоги.)

Какие гласные указывают на твёрдость согласного звука? (А О У Ы Э)

Чтение слогов.

А на мягкость? (И)

Чтение слогов.

IY . Постановка проблемы.

1.- Посмотрите, куда мы попали? СЛАЙД 2 (лес)

А что такое лес? (словарь Ожегова )

Разделим слово на слоги. Сколько слогов? (1)

Какие звуки мы слышим, произнося слово ЛЕС?

(1 зв. - [л`] -согл., мяг., обозначаем буквой Л)

2 зв. - [э] - гласн.)

Какой буквой обозначим звук? (э)

Но с [э]- мы читаем твёрдо. Что делать?

Если после мягкой согласной слышится звук [э], то на письме обозначают буквой Е.

(Показ буквы) Вот какая особенная буква. Ещё её называют хитрой.

3 звук - [с] - согл., тв.

Какой буквой обозначим? (С)

Вывод: После мягкой согласной слышится звук [э], а пишется Е.

Азбука- фильм - Выделите звук [э]

В какой ряд поставим Е?

Чтение слогов.

Буква Е особенная, хитрая.

На что похожа буква Е? СЛАЙД 3

2. - Отгадайте, что за дерево растёт в лесу.

Её всегда в лесу найдёшь -

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель )

Ель - это типичный лесной житель.

Как мы говорим, когда деревьев несколько? (Ели)

Посмотрите на доску и соотнесите рисунки со звуковыми схемами.


ЛЕС ЕЛИ

Почему ответы разные? Давайте разберёмся кто прав.

Y . Открытие новых знаний.

Разделите слово ЕЛИ на слоги.

Сколько слогов?

Произнесите 1 слог протяжно, чтобы услышать сколько звуков в первом слоге.

Какие звуки слышим?

([й э] , слияние, в котором 2 звука, мягкого согласного с гласным)

- Произнесите 2 слог. Из чего он состоит? (мягкого согласного с гласным)

Поставьте слоги под схемами. Что мы поставим под первый слог?

(дети не могут)

- Такой слог-слияние принято обозначать одной буквой е . Мы слышим 2 звука [й’э], а пишем одну букву е . Где стоит буква е ? (в начале слова)

Почему это особенная буква? (обозначает 2 зв., когда стоит в начале слова)

А второй слог какими буквами обозначим? (л и)

Сколько звуков и букв в слове ЕЛИ? (3 б., 4 зв.)

Вывод: В начале слова буква Е обозначает два звука.

(Чтение слов) СЛАЙД 4

ЕЛ ЕМ енот Егор

Посмотрите на деревья. Что делает ветер? (дует)

А как по другому можно сказать? (веет, воет)

Разделите на слоги.

1 слог? (во)

Какими буквами обозначим?

2 слог?

Из каких звуков он состоит?

Какими буквами обозначим?

Вывод: После гласной буква Е обозначает два звука.

YI . Постановка темы урока.

Какая буква именинница? (Буква Е.(вывесить на доску Ее)) СЛАЙД 5

ФИЛЬМ ПРО Е.

YIII . Закрепление изученного.

Наша ёлочка приготовила задание.

1. Работа с текстом.

Азбука 4 картинка.

2. Работа в парах.

Подчеркните одной чертой те слова, когда буква Е обозначает 2 звука, а двумя чертами те слова, когда буква Е обозначает 1 звук.

Проверка. СЛАЙД 6

IX . Повторение.

Игра «Наряди ель».

Ребята, а какое сейчас время года?

Назовите ваш самый любимый зимний праздник.

Без чего встреча Нового года будет неинтересной?

Нарядим нашу ель.

- Давайте подарим нашей ели шар с буквой М.

Выходит ребёнок и прикрепляет букву

Что случилось?

- Была ель, получилась (мель.)

е ?

Д. Указывает на мягкость предшествующего согласного.

Какой звук мы теперь слышим на месте буквы е ?

Д. Звук [э].

Почему так получилось?

Д. Потому что буква встала за согласным.

Кто из вас знает, что такое мель ?

Д. Мелкое место на реке.

Следующий шар. (Слоги кап-, -ник,)

А если мы подарим шар с буквой Ц, то получим слово…

- Получим слово цель.

Что такое цель?

- Это то, к чему мы стремимся, идём.

Какая была цель нашего урока? К чему мы стремились?

( Научиться читать слова с новой буквой, правильно делать звукобуквенный анализ слов с новой буквой и определить, какую работу выполняет буква е .)

X . Итог урока.

Наш урок подходит к концу.

Почему букву Е называют «хитрой»?

Скажите, какую работу выполняет буква е, когда она стоит в начале слова и после гласной?

( Обозначает два звука.)

Какую работу выполняет буква е, когда она стоит после согласного?

( Показывает на мягкость предшествующего согласного и обозначает 1 звук.)

XI . Рефлексия. СЛАЙД5

Давайте дадим оценку нашему уроку. Как мы работали? (Дружно)

Кто был именинник на нашем уроке? (Буква Е.)

Продолжите фразу:

Меня удивило, что…

Сегодня на уроке я научился…

Дома я расскажу…

букв гласных»

ОНУ

Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, повернитесь к ним

лицом и поздоровайтесь. Теперь каждый вспомнит своё имя. Сядьте на свои места те,

чьё имя начинается с гласного звука, сядьте ребята, чьё имя начинается с согласного

звука. Всем хватило места?

Актуализация опорных знаний.

А чем гласные звуки отличаются от согласных?

Сколько гласных звуков вы знаете? Назовите их.

Сколько букв гласных звуков вы знаете? Назовите их.

Хоровые ответы. Буква А и буква Я нам нужны для звука ….

Какую «работу» выполняют буквы А О У Э Ы?

Какую работу выполняют буквы Я Ю Ё Е И?

Целеполагание

Откройте учебники на 98 странице. Посмотрите на схемы, расскажите, о каких

буквах мы будем сегодня говорить. Как догадались?

Работа по теме урока

Когда буквы Я Ё Ю Е обозначают два звука?

Обратите внимание на условный знак, который подскажет нам, как надо

отвечать на вопрос…как художник или как учёный.

В начале урока я попросила вас вспомнить своё имя. К сожалению, сегодня с

нами нет Юли, она уехала на соревнования. С ней вместе поехали её подруги Ева и

Яна. Я попросила девочек выбрать схемы для своих имён. Правильный ли выбор они

сделали? Что не учла Юля?

Почитаем слова с этими буквами. Перед вами три столбика слов. Первый ряд

хором прочитает первый столбик и ответит, какой схеме из предложенных он

относится. Второй ряд хором читает второй столбик и ответит, к какой схеме относится

этот столбик. С третьим столбиком аналогично будет работать третий ряд.

Почему в первом столбике все слова с большой буквы? Сколько букв в каждом

слове? А сколько звуков?

Что такое каюта? А что такое маяк? Зачем он нужен

Фрагмент мультфильма

«Старый маяк».

(Союзмультфильм 1976 г. Режиссёр Витольд Бордзиловский.)

Давайте составим схему слова «маяк». Сколько в нём звуков? А сколько букв?

Почему звуков больше?

Физкультминутка

Встаньте, немного отдохнём. Маяк находится рядом с морем.

А над морем - мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками , словно крыльями.)

Мы теперь плывѐм по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Ребята, давным-давно, более 70 лет назад на нашу землю напали фашисты. Они

захватили один из таких маяков.

Фрагмент мультфильма.

Наши солдаты не могли освободить город, т. к. берег моря опасен, а маяк

потушен. Поможем ребятам зажечь маяк? До него надо добраться так , чтобы нас не

заметил враг. В этом нам поможет карта. Получить её мы сможем, если найдём в

каждой строчке лишнее слово.

лежит лист со словами. Найдите и зачеркните лишнее слово, постарайтесь убедить

товарища в своей правоте (вычёркивание лишних слов на доске). По ходу работа над

значением слов: ёжится, ябеда, клюшка, юнга.

Фрагмент мультфильма.

Глядя на нашу карту можно понять, что в пути нас ожидает много опасных мест.

А какие опасные места могут нам встречаться при письме?

В паре выделите в словах опасные места. Это поможет нам беспрепятственно

добраться до маяка. Не пропустите ни одного слова…иначе не зажечь нам маяк…не

помочь советским солдатам…(Работа на доске )

Физкультминутка

Встаньте. Мы отправляемся в путь! Если вы увидите слова, в которых буквы Е, Ё,

Ю, Я обозначают 2 звука, покажите их при помощи движений, а если нет… замрите на

месте. (Слова прыгаю , выгля ну, подбирае м, люблю , ё жится, спря чусь, выглядываю ,

поё м )

Фрагмент мультфильма.

Вот мы уже у маяка. Его охраняют немцы. Мы можем победить их только своим

интеллектом. Они предлагают нам сыграть в слова.

какую? Конечно, это буква Я. В нем. языке тоже есть слово ja, звучит как наше слово

«я», а означает «да»

Первый ряд придумывает слова на букву Ё, второй на букву Е, а третий на букву

Ю. Раз, два, три, начало игры…

Фрагмент мультфильма.

Итог

Сегодня при помощи своих знаний мы помогли ребятам зажечь маяк и

освободить город. Конечно, ВОВ была завершена ценой жизни огромного количества

людей. Хотелось бы, чтобы в настоящем и будущем все конфликты решались только

при помощи интеллекта. Пусть никогда не звучит голос оружия!

Какие знания и умения нам сегодня пригодились?

Какие задания были сложными? Действительно наше знакомство с

удивительной «работой» букв Е Ё Ю Я только началась. Есть ёще один случай, когда

1. Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука , ,, в следующих случаях: а) в начале слова: ель,ёмкость, юнга, ярмарка; б) после гласного: военный,маёвка, каюта, ваяние; в) после разделительных [ъ] и [ь]: въедливый, серьёзный, вьюга, рьяный, межъярусный.

После разделительного мягкого знака буква и также обозначает сочетание двух звуков : соловьи, воробьи,ничьи.

2. В положении после согласных букв, обозначающих парные по твердости-мягкости согласные звуки, буквы е, ё, ю. я обозначают один звук [э], [о], [у],[а] и одновременно указывают на мягкость предшествующего согласного: день, лён, люди, пять.

§ 19. Обозначение [j] ва письме

Среди согласных русского языка имеется мягкий согласный [j]. При его произнесении средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, образуя щель, через которую проходит воздух, поэтому он является среднеязычным звуком.

В начале слова, в середине после гласного, а также после разделительных ъ и ь [j] обозначается, как правило, вместе с последующим гласным звуком буквами я, е, ё, ю: яблоко, ехать, ёлка, юркий; обаяние, поездка,заём, каюта; въявь, съезд, съёмка, адъюнкт, рьяный,пьеса, льёт. вьюга.

В немногих заимствованных словах в начале слова [j] обозначается буквой и; йог, йод, йот, йоркширский.

После гласных перед согласным и в конце слова среднеязычный звук произносится с меньшим шумом(спинка языка менее высоко поднята к среднему нёбу) и выступает как неслоговой гласный, который на письме обозначается буквой и; байдарка, бойница, прийти,струйка, планетарий, мавзолей.

Произношение букв Е, Ё, Ю, Я

В русском языке есть несколько гласных букв, кторые не имеют собственных звуков. Это буквы е, ё, ю, я. Они обозначаются либо сочетанием двух звуков, с помощью смягчающей й (и краткая), либо звучат как [э], [о], [у], [а] соответственно.

1. Они обозначают два звука [й’э] [й’о], [й’у], [й’а] в следующих случаях:

В начале слова.
Юла, ель, ёж, яблоко.

После гласного.
Таяние, каюта, маёвка, поединок.

После разделительных ъ и ь.
Подъёмник, серьёзный, вьюга, пьяный.

Примечание. Если буква И стоит после мягкого знака, то она также произносится как сочетание звуков [й’и].
Муравьи, воробьи, ничьи.

2. Они обозначают звуки [э], [о], [у], [а] в случае, если стоят после согласной буквы, которая является частью звуковой пары по твердости-мягкости. Тогда буква е передает смягчение предшествующей согласной, а сама звучит как э.

В зависимости от того, какой ваш родной язык, вам может быть сложно произносить слова с буквами е, ё, ю, я. Когда й смягчает звуки э, о, у, а, не у всех получается передать этот эффект, и выходит «лублу» вместо «люблю».

Чтобы научиться произносить эти звуки, хорошо для начала практиковать мягкость-твердость согласных.

Бук — бег, дань — день, заяц — земля, нос — нёс, топор — тяжба, тулуп — тюлень, рысь — рис.

После того, как у вас станет получаться смягчение согласных, вам станет легче произносить буквы е, ё, ю, я.

www.ruspeach.com

В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

учитель Харьковская школа №170

Учитель начальных классов ГБОУ Школа 1374

учитель МБОУ «СШ №39№

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 51»

учитель Мбоу сош

учитель начальных классов МБОУ «Дульдургинская СОШ»

учитель начальных клвссов общеобразовательная школа І_ІІІ ступеней

учитель начальных классов ГУО «Гимназия №5 г.Витебска»

Учитель начальных классов Республика Карелия Петрозаводск «Ломоносовская Гимназия»

учитель начальных классов МБОУ СОШ ст. Павлодольской

onlinerepetitor.net

ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Я, Ю, Е, Ё.

Некоторые буквы могут обозначать как один, так и два звука.

Буквы е, ё, ю, я после согласных в слове обозначают один звук: [э], [о], [у], [а] и указывают на мягкость этого согласного: семя - [с’э’м’а].

В остальных случаях (в начале слова, после гласных и после разделительных ъ и ь ) буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа] - судья [суд’йа]. Поэтому количество букв и звуков в словах не всегда одинаковое.

В истории русского языка сочетание звуков [йо] на письме передавалось по-разному: йо, ьо, ио .

А известный русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) для этого звукосочетания придумал букву ё.

Сравните!

1. Сравните сочетания букв в левой и правой колонках. Есть ли специальные буквы для обозначения таких сочетаний? Если есть,

напишите эти буквы.

[ай] - . [йа] - .
[ой] - . [йо] - .
[уй] - . [йу] - .
[эй] - . [йэ] - .

2. Проговаривая слова медленно, скажите, в каких из них буква я передаёт два звука [йа], а в каких - один [а].

Месяц, пять, январь, память, имя, время, скамья, семья,сентябрь, яблоко.

3. Выпишите выделенные слова. Подчеркните буквы е, ё и укажите, сколько звуков они обозначают.

Споёмте , друзья, ведь завтра в поход
Уйдём в предрассветный туман.
Споём веселей, пусть нам подпоёт
Седой боевой капитан.
(А. Чуркин )

4. Знаете ли вы русские имена, начинающиеся на буквы е, ю, я ? Запишите их. Сколько звуков обозначают эти начальные буквы?

5. Медленно произнесите слова. Посчитайте, сколько букв и сколько звуков в них. Обоснуйте свой вывод.

Лёт, льёт; сел, съел; яд, ад; Коля, колья; полю, полью; семя, семья; обедать, объедать.

Н.Ф.Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 5 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Весь русский язык онлайн, список тем по предметам, сборник конспектов по русскому языку, домашняя работа, вопросы и ответы, сочинения по русскому языку, планы уроков

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Что обозначают буквы е, ё, ю, я

На этом уроке мы узнаем, в каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука, а в каких – один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука. Выполним множество интересных заданий.

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука

Как мы уже знаем, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Сравним пары слов по произношению.

Очевидно, что в первом столбике первый согласный звук – твёрдый, во втором – мягкий.

Запомните : буквы Е, Ё, Ю, Я после согласного указывают на его мягкость.

Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных: лес – звук [э], мёд – звук [о], брюки – звук [у], мяч – звук [а].

Можно сделать вывод, что буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают 1 гласный звук и указывают на мягкость согласного, который стоит впереди.

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука

Часто буквы Е, Ё, Ю, Я в словах стоят первыми. Например: ель, ёжик, юла, яблоко.

Медленно и чётко произнесём эти слова вслух. В слове ель буква Е обозначает два звука Й Э, в слове ёжик буква Ё обозначает два звука Й О, в слове юла буква Ю обозначает два звука Й У, в слове яблоко буква Я обозначает два звука Й А.

Мы узнали, что в начале слова буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:

буква Е звучит как [йэ], буква Ё звучит как [йо], буква Ю звучит как [йу], буква Я звучит как [йа]. Рассмотрим примеры слов, где Е, Ё, Ю, Я стоят после Ь и Ъ знаков: деревья (буква Я после Ь знака обозначает два звука – [йа]), подъезд (буква Е после Ъ знака обозначает два звука [йэ]). Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я: колья [йа], съёмка [йо], съезд [йэ], вьюга [йу], пьёт [йо]. Итак, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если стоят после Ь и Ъ знаков.

Следующее задание поможет нам понять, что будут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я после гласной.

В слове маяк буква Я стоит после гласной А и обозначает два звука [йа].

Рис. 10. Красное яблоко (Источник)

В слове красное буква Е стоит после гласной О и обозначает два звука [йэ].

Запомните:

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят:

  1. В начале слова (юг, яма)
  2. После гласных (заявка, поют)
  3. После Ъ и Ь (въезд, вьюнок).
  4. Буквы Е, Ё, Ю, Я получили название йотированные гласные, потому что в некоторых позициях они обозначают два звука, первый из которых звук [й], который называется йот .

    Закрепление знаний на практике

    Закрепим полученные знания, выполнив задания.

    Разделим слова на два столбика: первый столбик – где буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, второй столбик – 2 звука.

    Ветка, пьёт, Петя, Алёша, мята, поют, друзья, берёза, люстра, съели, синие.

    Проверим правильность выполнения задания:

    В этом задании в 1 столбик отнесём слова, где буква Я указывает на мягкость согласного звука, во 2 столбик – где Я обозначает два звука.

    Яркий, тянуть, Петя, деревья, ясно, мяч, растения, Аня, ястреб, швея, рябина.

    Прочтём стихотворение и подчеркнём буквы, которые обозначают два звука.

    Мы едем, едем, едем

    Проверьте правильность выполнения задания:

    Мы е дем, е дем, е дем

    В далёки е кра я ,

    Хороши е соседи,

    Счастливы е друзь я .

    На следующем уроке мы узнаем, что мягкий знак – это буква, которая не произносится, но означает мягкость согласного, после которого стоит. Поговорим о правилах переноса слов с мягким знаком.

  5. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  6. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  7. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!