Сельский быт настоящих современных казаков. Конспект ООД для подготовительной группы: Традиции и быт Донского казачества. Отношение к алкоголю

Донское казачество известно как самобытный род вооруженных сил России. На протяжении сотен лет казаки считались непревзойденными наездниками. Без казачьей шашки не обходились русско-турецкие войны 18-19 веков, участвовали донские казаки в походах на Кавказ, завоевывали земли Средней Азии, осваивали Дальний Восток и Сибирь. Даже находясь дома, на Дону, они прикрывали границы тревожного юга России. Фактически донское казачество вело ежедневную многовековую войну, что послужило формированию особого уклада их жизни.

Демократия по-казачьи

Донское казачье войско считается самым многочисленным казачьим объединением в Российской империи. С момента получения Царской грамоты от Ивана Грозного в 1570 году донские казаки стали первыми по старшинству среди всех казачьих войск. С этого времени они наряду с царской армией участвовали во всех крупных сражениях.

Правильно держаться в седле – дело чести даже для 5-летнего ребенка.

До подавления Булавинского восстания в 1708 году, когда территорию вольных казаков включили в состав Российской империи, это был абсолютно независимый от политики внешнего мира народ. Но, находясь после распада Золотой Орды в окружении воинственно настроенных крымских татар, нагайцев, калмыков, донские казаки вынужденно пребывали в постоянной боевой готовности. Такая напряженность требовала высокой ответственности и четко работающей системы внутреннего подчинения.

Сергей Васильковский. В казачьей деревне.

Жизненный уклад донского казачества подчинялся Войсковому Кругу, на котором большинством избирался главный атаман, атаманы станиц и отдельных городков. Этот демократичный подход к выдвижению лидеров резко отличался от привычных традиций. Длительная оторванность казачьего Дона от центра русского управления избавила казачество от крепостничества, существовавшего в те времена. Даже после отмены Петром 1 выборности казачьих атаманов и введении обязательной службы в царской армии донские казаки настойчиво отстаивали свои свободы перед имперскими властями, добиваясь частичного сохранения своих привилегий. Донское казачество освобождалось от налоговой повинности, а также имело право беспошлинной торговли на войсковых территориях.

Порядки в казачьей семье

В 16-17 веках все самое важное в жизни донских казаков решалось на Кругу. Мужчина, давший слово на всеобщем собрании, обязан был сдержать свое обещание. Со временем Круг начал давать одобрение брачным союзам. Жених и невеста прилюдно давали друг другу обещания, и с народного согласия рождалась новая семья.

Казачьи традиции запрещали жениться на родственнице ближе седьмого колена. Также нельзя было создавать семью с детьми крестных. По православной традиции кума и кум на Дону считались близкими родственниками. Было еще одно негласное правило: жених обязан быть старше своей невесты. Насильно казаков не женили. Молодой приходил с отцом к приглянувшейся казачке, и дальнейший ход событий зависел от невесты. Она могла одобрить сватовство или же дать понять, что свадьбы не будет. В случае неудачного замужества жена имела право добиваться поддержки казачьего Круга в разводе, чего не знали традиционные русские семьи.

Особенным было отношение в казачьей семье к старикам. Пожилой человек у казаков пользовался почетом и уважением. Он считался носителем традиций и семейной памяти. Неуважение к старикам приравнивалось к прегрешению. При старших казаках считалось неуместным сидеть (только с их позволения), ссориться, появляться не полностью одетыми.

Воспитание настоящего казака

В казачьих городках мальчика готовили к военному делу с колыбели. Посвящение в казаки проходило в несколько этапов, начиная с младенчества. На первом году жизни малышу подрезали классический казачий чуб, а старший в семье казак мог подарить ребенку первое оружие. После 3 лет казачка приучали к верховой езде и обучали всем премудростям рукопашного боя.

Уважение к старшим было у донских казаков в крови.

Процесс обучения был сложным, ребенку регулярно устраивали испытания. После 5 лет отцы забирали мальчиков в сменные полки, сотни, увозя их с собой даже на войну. По достижении 7-летнего возраста казачок учился стрелять, а чуть позже и рубить шашкой. Сначала дети тренировались на водной струе, отрабатывая правильную постановку клинка. Далее отрабатывали силу удара на лозе, а достигнув определенного мастерства, упражнялись уже в седле.

Семья донских казаков, 1875 год.

Помимо освоения воинского дела мальчишки с 5 лет работали в поле, пасли скот, управляли волами на пахоте. Времени для традиционных детских забав оставалось мало. Но даже игры сводились либо к обучению, либо к воинскому искусству, для чего казак, собственно, и был рожден. В подростковом возрасте ребята осваивали воинскую стратегию, выстраивая модели сражений и анализируя тактику противника. Для этого устраивались потешные бои одной группы детей против другой, в результате чего победители захватывали знамя «противника».

Казак перед военных походом.

Окончательно принимали в казаки юношей 17-19 лет. Они проходили полноценное обучение в военных лагерях, а результаты своих навыков демонстрировали на публичном состязании. Казачки на лошадях переправлялись через реку, боролись друг с другом верхом, стреляли по целям и рубили препятствия шашкой. На соревнования съезжались целые станицы. Это было значимым событием того времени.

Какими были донские женщины

Донские казачки. XIX век. Фото Ивана Болдырева.

В опасных условиях приграничной жизни сформировался не только воин-казак, но и особенный тип женщины – казачка. История гласит, что казаками освоены масштабные земли Дона, Терека и Кубани. Но так как мужчины чаще находились в военных походах, немалая доля заслуг за плечами казачек. Женской половине приходилось ухаживать за скотиной, самостоятельно собирать урожай, выращивать пышные сады, делать зимние заготовки, стряпать на стариков и детей, обшивать членов семьи, ткать, вязать, врачевать и даже торговать.

Если в образе казаков история засвидетельствовала такие качества, как отвагу и неустрашимость, то образ казачки ассоциируется с сильным неукротимым нравом, преданностью семейному очагу, верностью в браке, усердием в воспитании детей и деловитостью в хозяйстве. Девочек начинали приучать к труду рано. В 4 года казачки работали в саду и кормили домашнюю птицу, а с пяти начинали шить, вышивать и вязать. В семилетнем возрасте девочки отвечали за чистоту на подворье, обрабатывали огород, учились готовить и присматривали за младшими детьми.

Женская половина казачьей семьи.

Случалось, что на казачьи селения нападал враг. Женщины отвечали за укрытие детей и скота, перезаряжали мужу ружья, помогали строить укрепления, тушить жары, спасали раненых. А если главного защитника дома не оказывалось, казачка, не задумываясь, хваталась за мужнину саблю, защищая собственный дом. В 1641 году 800 казачек наравне с мужчинами защищали от турок крепость Азов, проявив в тяжелых боях небывалую храбрость. Эта героическая операция известна в истории как «Азовское стояние».

Урок кубановедения

«Особенности труда и быта, традиции родного края»

«Быт жителей родного края».

Я думаю, вам будет интересно узнать о том, как жили казаки. А начиналось всё с Указа царицы Екатерины II. Она даровала казакам кубанские земли в благодарность за их добросовестную службу. И потянулись обозы по пыльным степным дорогам. И стали стекаться на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи — казаки — запорожцы. Так появились наши предки-казаки на Кубани. Казаки начали обживать кубанские земли. Это была настоящая военная крепость. Они насыпали вокруг нее земляной вал, установили сторожевые вышки и орудия. Буйная река Кубань охватывала крепость с трех сторон и надежно защищала от врагов.

Обживая земли, казаки строили себе дома (жильё) их называли: мазанки, хаты. Хаты строили из самана. Саман — это строительный материал, который делали из глины, соломы и воды. Месили саман лошади.

Хата внутри и снаружи обязательно белилась. Для чего?

Белый цвет — это символ чистоты и опрятности (аккуратности). Крыши крыли камышом и соломой. Пол обмазывали глиной. Хату огораживали вот таким плетнём.

Стучимся в двери, нам открывают радушные хозяева, на Кубани встречали всегда гостей радушно (радушие — сердечное, ласковое отношение к людям). Все гости, которые заходили в дом, крестились на правый угол, красный угол его называли, где находились иконы, убранные вышитым рушником. Рушники были украшением кубанского жилища. Их делали из тканей, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью по краю полотенца. Преобладал растительный рисунок, геометрические фигуры, парное изображение птиц. Такие же рушники развешивались по стенам для украшения. Вышивались салфетки, скатерти, занавески.

В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата.

В каждом доме в малой хате находились печь. Печь топили, готовили на ней еду, спали старики и дети. В старой казачьей пословице говорится «Печь — царица в доме». Она являлась домашним очагом и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла; длинные деревянные лавки, на которых можно было не только сидеть, но и спать, по середине стоял деревянный стол. Стол являлся одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака. «Стол- то же, что в алтаре престол» (алтарь — восточная возвышенная часть христианского храма; престол — высокий стол, стоящий посредине церковного алтаря), а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви. Стол немыслим без хлеба — как пищи, как символа благополучия.

Издавна так повелось, что главный запах Кубани — душистый кубанский хлеб. Кубанцы встречают гостей хлебом — солью. Хлеб — соль — символы гостеприимства и радушия.

— Соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился хлебом и солью, значит, он не замышляет зла.

Раньше пол в хате у казаков был земляной, его называли «долывка».

— В каждом доме была «горка» — посудный шкаф, где хозяйка с гордостью выставляла наиболее ценную и красивую посуду.

— Обратите внимание на посуду, которая стоит на столе:

(Вывешиваются слова на доску и поясняются)

Глечик — сосуд для хранения молока, в нём молоко долго не скисает.

Макитра — крупный сосуд, в котором квасили капусту, держали варенье.

Миска — посуда, из которой кушали всей семьей борщ, вареники. Первым начинал черпать борщ глава семьи мужчина — казак, отец семейства.

Первая посуда была из глины и дерева.Она была праздничная и будничная. Праздничная посуда могла быть из стекла или глиняная посуда украшенная керамикой.

В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды, комод для белья. Одним из украшений дома — были фотографии на стене.

Чем же угощали на Кубани?

в) — У нас на Кубани угощали не только блинами, но и пирожками с кабаком, с фасолью, пирогами с капустой, яблоками. И, конечно, узвар из сушёных кубанских фруктов или чай, но вместо заварки, калина или фруктовые веточки.

Украшением стола в хате был самовар. Своим горячим чаем в зимние вечера согревал он души и тело домочадцев, собирая всех вместе за столом.

А вот какие чугуны стояли в печи. Запах ароматного борща и вкусной каши когда — то исходил из них, радуя детей и взрослых. Старожилы утверждают, что более ароматного борща, приготовленного в печи, ничего не существует.

Чего только не было в казачьей хате, но каждый предмет имел своё назначение, к нему относились бережно.

Одежда казаков.

На голове казака кубанка — головной убор, на нём одет бешмет — рубашка, поверх одевается синий кунтуш (куртка), на ней навешаны газыри , раньше они служили для меры пороха, а сейчас для украшения. Обязательно ремень — украшенный металлическими накладками, на него вешался кинжал, сабля, также надеты шаравары и сапоги.

Женщина-казачка была одета в нижнюю рубашку —спидницу , рукава и низ которой был вышит крестиком. Наверх надеты блузки и юбки с вышивками и оборками.

Замужние женщины носили платок на голове или шлычки — на волос собранный в узелок одевалась шапочка.

Труд казаков

Кубанская земля славилась своими мастерами, одарёнными людьми. Из простых материалов — дерева, металла, камня, глины — создавались произведения искусства, но ценность изделия определялась не материалом, а мастерством и фантазией.

«Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства» — гласит пословица.

Люди занимались гончарным делом. В каждой кубанской семье была необходимая глиняная посуда: макитра, миска, кувшин.

Многие казачьи семьи приобретали глиняную посуду у иногородних гончаров, их называли на Кубани горшечниками.

Занимались кузнечным делом — каждый шестой казак был отличным кузнецом. Они ковали подковы для лошадей, оружие, сабли. Плуги, лопаты, вилы и т.д.

Занимались ткацким делом. Умели и половики ткать на загляденье, и рушники вышивать. В каждом дворе женщины умели плести кружева. Да какие красивые! Украшали ими полотенца, накидки. Всюду были салфетки кружевные.

Занимались плетением. Плели из камыша, тростника, прутьев. Мастера плели корзины, лукошки, колыбели, стулья, изгороди. Ничего подобного в то время в магазинах не было. Удобные, лёгкие, вместительные. Побольше — для взрослых, поменьше — для детей.

Хороша хата, но если казак не трудится, то семья останется голодной.

Чем же были заняты казаки.

— Основным промыслом казаков было животноводство.

— Каких животных держали казаки?

Ответ: Они держали коров, коз, овец, гусей, кур, уток.

— Что получали от этих животных?

Ответ: Этот вид промысла давал населению мясо, кожу, меха, молоко, яйца, перо.

— Охота на диких животных, пчеловодство играли важную роль в жизни людей.

— Краснодарский край омывает два моря, какие?

— Поэтому казаки занимались и рыболовством, так как в нашем крае много лиманов, два моря, реки.

В этих водах водилось много рыбы.

— Какие виды рыб вы знаете?

Ответ : Бывает морская рыба и речная.

— Так же казаки занимались выращиванием зерновых культур.

Какие зерновые культуры выращивали на Кубани?

Ответ: В нашем крае выращивали и выращивают пшеницу, овес, ячмень, подсолнечник, кукурузу, рис.

— Деревянной сохой (сельскохозяйственное орудие для вспашки земли) , казаки вспахивали землю,

бороной (сельскохозяйственное орудие для мелкого рыхления почвы) (в виде грабель) разравнивали землю,

— а затем становились в ряд, и держа в руках небольшой мешочек с зерном раскидывали его по полю.

(Вывешиваются слова — соха, борона ).

— Как бы горько не жилось народу в прошлом, без песни — ни шагу. Песня — целительница, песня — плач, песня — пляска. От всех бед и печалей спасала песня.

И следующая станция о выдающихся людях края «Наши земляки».

— Ребята, первым занялся выращивание риса Дмитрий Жлоба (фото). Это наш земляк.

В 1922 году Дмитрий Петрович Жлоба поселился в станице Павловской и начал освоение Кубанских плавней. Никто не верил, что вековые дебри камыша можно превратить в прекрасные плантации риса. Коллектив под руководством Д.П.Жлобы давал стране тонны риса, вселял веру в огромные возможности мелиорации на Кубани: вот почему помнят кубанцы Д.П.Жлобу, связывают с его именем трудовые победы по освоению бросовых земель плавневой зоны.

— Здесь на кубанской земле выросли и стали известными всей стране крупнейшие ученые: Павел Пантелеймонович Лукьяненко и Василий Степанович Пустовойт (показать портрет), они занимались выращиванием высокоурожайных сортов пшеницы и семян подсолнечника.

Обычаи и традиции

Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают.

Казаки соблюдали заповеди Господние, основные церковные праздники, регулярно посещали церковь. В каждой хате был святой угол, где висели иконы. На Кубани чтили и отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый год, Масленицу, пасху.

Основные традиции:

Уважительное отношение к старшим, уважение к женщине (матери, сестре, жене), почитание гостя.

Уважение старшего — одно из главных обычаев казаков. В присутствии старшего человека не разрешалось сидеть, курить и разговаривать (без его разрешения). Считалось непристойным обгонять старика, надо было спросить разрешения, чтобы пройти. Младший старшему обязан уступить дорогу. Слова старшего человека для младшего были обязательными. При конфликтах, спорах, драках слово старшего являлось решающим (главным) и требовалось его выполнять.

При встрече молодой парубок (парень), казачонок должен поклониться и снять шапку. Если он проходил, задрав голову, не кланяясь, то прохожий, даже не знакомый, мог побить загордившегося молодца. Отец потом еще спасибо скажет за воспитание сына.

Казак голоден, а конь сыт. Без коня казак кругом сирота. Перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена. Жена кланялась в ноги коню, чтобы уберёг мужа. При проводах казака в последний путь за гробом шёл боевой конь, а уже за ним шли родные и близкие.

Очень уважали гостей. Гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и желанным считался незнакомый из дальних мест, которому нужен был приют, отдых. Гостю отводилось самое лучшее место за столом и на отдыхе. Даже старик уступал своё место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он не ехал. Он никогда не брал еду ни для себя, ни для коня. В любой станице его встретят, как гостя, накормят и его и коня.

Казак рождался воином, и с появление на свет начиналась его военная школа. Ребёнку дарили подарки: патроны, пули, лук, стрелы, ружьё. Когда ребёнку исполнялось 40 дней, отец сажал его на коня и возвращал матери, поздравляя её с казаком. Когда у него появлялись зубы, его снова сажали на коня и везли в церковь. В 3 года дети уже свободно ездили на лошади, а в пять скакали по степи.

А мать надевала на шею сына ладанку, в которую была зашита горсть земли и молитва от врага. Эта ладанка была своего рода талисманом, и, считалось, что защищала казака от худого.

Девочки же с самого раннего детства приучались к хозяйству: шили, вышивали, рукодельничали. Любили украшать вышивками свою одежду. Мальчики помогали отцу.

Описывая казаков яицких , современники писали: «Уралец ростом не велик, зато плотен, широк в плечах; вообще это народ красивый, здоровый, живой, деловитый и гостеприимный. В бою храбры, в походах выносливы. Морозов уральцы не боятся, потому как мороз “крепит”; жары тоже не боятся - пар костей не ломит; а воды и сырости - еще того меньше, потому как с детства привыкли к промыслу рыбному».

Жили казаки в станицах . Жилье располагали скученно. Дома строили из дерева или самана (смесь земли с соломой). В домах в зависимости от достатка было от одной до пяти комнат.

В отличие от донских казачьих куреней, дома яицких казаков были на одном уровне и функционально подчинены континентальному климату. Дома, как правило, состояли из двух половин, разделенных холодными сенями. На кухне имелась большая русская печь. Над входом, от печи до стены, тянулись полати. Зимой на них спали, летом хранили одежду Под по-латями, в углу, деревянная кровать-лежанка, на стене вешалка для одежды, вдоль стен широкие лавки и стол. В XVIII-XIX веках дома стали богаче. В переднем углу находилась божница, уставленная иконами. Во всех домах был самовар. Имелся и подпол для хранения картофеля, овощей, солений (позже).

Для отдыха и приема гостей имелась горница. Стены (позже) оклеивались обоями, на них картины, портреты, грамоты, оружие. Во многих домах пол красили желтой краской, потолок - голубой. На печи (и даже на потолке) рисовали цветы и птиц. В XVIII-XIX веках в казачьих домах появились голландские печи, в горницах - в углу, около двери. Голландка часто имела карнизы и украшения. Появились шкафы и комоды. На окнах цветы в горшках; стол и стулья. В переднем, «красном», углу - божница с иконами и лампадкой.

Отапливали дома дровами, соломой, бурьяном, кизяками (смешанный с соломой и высушенный навоз) - в зависимости от места жилья (около леса или в степи). Освещались дома сальными свечами или ке¬росиновыми лампами.

Двор был достаточно обширен и делился на две части. В передней размещался дом, один-два амбара, сарай. В задней части - помещения для скота и кормов. Весь двор обносился крепким забором с те¬совыми воротами и часто был сверху закрыт частично или полностью, что очень важно в буранные зимы. Все семьи имели бани, которые строились около речки или озера на огороде.

Посуда в основном была глиняная или деревянная. Металлическую и фарфоровую посуду казаки привозили из походов или покупали у купцов, как и ковры.

Еда была простой: щи, мясо, молоко, рыба. Несмотря на то, что казаки ловили много «красной рыбы» - белуг, севрюг, осетров, они ее ели мало, а больше продавали. Сами ели рыбу простую.

В праздники они готовили обильное угощение - жареную птицу, яичницу, лапшу молочную, каши, разносолы, рыбу жареную и уху, пироги, кисели, компоты. Для приема гостей и на свадьбы дополнительно готовили мясные паштеты, студни, заливные, сладкие пироги, сдобы, фрукты, овощи. В пост еда была скромной, без животной пищи. В поход брали пшеничные хлебцы с запеченными яйцами - «кокурки», вяленое мясо, рыбу.

Одежда была простой. Казаки предпочитали носить военную одежду (с тех пор как ввели форму). На голове носили фуражку либо папаху (зимой).

Позже, когда жизнь на Яике устоялась и вошла в колею, большинство казаков имели семьи. Семьи, как правило, были большими. Главой семьи был старший по возрасту казак. В брак вступали рано: юноши с 18 лет, девушки - в 16 лет. Свадьбы справлялись обычно зимой и продолжались по несколько дней.
Девушкам приданного не давали; наоборот, жених должен был по уговору выдать родителям невесты «кладку», то есть денежную помощь, от 50 до 200 рублей, смотря по состоянию. Этот обычай велся с той поры, когда казаков было больше, чем невест.

Дети росли, помогая с малолетства родителям, с 10 лет помогали пасти скот и ловить рыбу. Детям чаще давали имя того святого, которого празднуют за седьмицу до рождения, поэтому распространенные русские имена на Урале встречались не часто.

Казачки хозяйничали : ткали, шили сарафаны, вязали, стирали, варили. За скотом обычно ухаживали мужчины. Молодежь летом увлекалась играми, хороводами, песнопением. Девушки были скромны и стыдливы: любимое развлечение «синчик», или первый лед, на котором можно скользить в нарядных сапожках.

Подготовка к военной службе начиналась с детства, к моменту призыва молодой казак уже был хорошим наездником, владел оружием. До призыва проходил военные сборы в учебных лагерях. Проводы на службу торжественны. Перед отправкой казак обходил родню, а в день выступления все собирались в его доме. После угощения родители благословляли сына. Во дворе молодому казаку подводили коня брат или отец, молодой казак кланялся коню, прося не выдавать его в бою и на походе. Затем прощался со всеми и уезжал.

Службу уральцы отправляли не по очереди, а «подмогой», что считали для себя более выгодным, потому как бедный казак мог поправиться. Войсковое правление ежегодно делало денежную раскладку, сколько причитается на каждого казака «подможных» (внести), оно же их и собирало и выдавало поступающим на службу по охоте, «охотникам». Те, которые шли в армейские полки, получали меньше, примерно 200 руб., в гвардейский эскадрон больше, например 250 рублей. Если казак по бедности не может внести подможных, он остается в «нетчиках» (должником), а года через 2 или 3, когда за ним накопится этих «нетчиковых» денег, его зачисляют прямо на службу, причем вычитают из его подмоги всю накопленную недоимку.

Однако ни один казак, будучи в служилом возрасте, то есть между 21 и 35-ю годами, не мог постоянно откупаться от службы; он обязан был послужить, по крайней мере, хотя бы один год. Богатые казаки поступали в уральскую учебную сотню, где они отбывали службу в один год, на своих харчах и квартире, а все остальные шли в полки, на 3 года. Это так называемые обязательные, обязаны прослужить.

В случае призыва всего войска поднимались все казаки, способные носить оружие.

Особым почетом в станицах и хуторах пользовались старики. То были, как правило, заслуженные в боях, выжившие во многих переделках казаки. Старики были хранителями казачьих традиций и «совестью» казачества.

Ансамбль «Казачий Дюк» художественный руководитель Игорь Сокуренко т. 8 917 554 22 84 [email protected]

Старинные казачьи обычаи и традиции вызывают заслуженный интерес. Несмотря на обилие исследований, книг, фильмов, посвященных этой самобытной культуре, многие факты из жизни самого воинственного сословия всё ещё могут удивить читателей.

1. Илья Муромец - первый казак в русском фольклоре


Иногда былинного богатыря Илью Муромца называют первым казаком на Руси, хотя действие сказаний о нем разворачивается во времена, когда о казаках еще никто не слышал. Вероятно, это объясняется тем, что в поздних фольклорных произведениях образ богатыря смешался с образом его тезки Илейки Муромца, повешенного в Москве в 1607 году. В Смутное время «Муромец-младший» выдавал себя за царевича Петра, никогда не существовавшего сына царя Федора Иоанновича. До этого будущий самозванец успел сменить множество поприщ. В числе прочего он служил в казачьем отряде князя Хворостинина.

2. «Инородцы» и «иноверцы»


«Запорожцы» — картина русского художника Ильи Репина.

Этнический состав казачества был неоднороден. Часто казаки принимали к себе представителей местного населения тех регионов, где селились и несли службу.

Среди оренбургских и алтайских казаков можно было встретить татар, калмыков, бурят, нагайбаков. В отряде Ермака служили немцы и литвины. Во время войны 1812 года в сибирские казаки зачисляли пленных поляков из наполеоновских войск. После победы над Бонапартом многие из них не пожелали уехать на родину. Некоторые дослужились до офицеров.

«Инородцы» женились на казачках, сами станичники брали в жены местных девушек, и дети от смешанных браков становились уже потомственными казаками.

Не было единообразия и в вероисповедании. В казачьих войсках были буддисты и мусульмане. После церковного раскола XVII века православные казаки разделились на последователей никонианства и старообрядцев.

3. Вольница и царева служба


Пресловутая казачья «вольница» держалась на достаточно жестком кодексе правил и строгой дисциплине внутри вооруженных отрядов. Но храбрые воины, готовые отдать жизнь за тех, кому присягнули на верность, не терпели никаких посягательств на ограничение своих прав.

В XVII-XVIII веках попытки правительства Российской империи приструнить «вольницу» стали одной из главных причин многочисленных восстаний и бунтов, в том числе Булавинского восстания и крестьянских войн, возглавленных донскими казаками Степаном Разиным и Емельяном Пугачевым.

4. Пластуны


На особом счету в казацких войсках были пластунские подразделения. Опытные воины пополняли численность своих рядов, отбирая наиболее подходящих молодых казаков. Пластунам требовались другие качества, чем кавалеристам, и тренировали их по-иному.

Они были разведчиками, участниками засад и поисковых отрядов. Они должны были уметь без движения лежать или сидеть часами в неудобных позах, не шевельнув ни единым мускулом, бесшумно передвигаться на дальние расстояния, лазать по деревьям и стенам. Пластунов приучали спокойно переносить мороз, жару, ливень, снегопад и докучливую мошкару. Кроме всего прочего, им нужно было безупречно владеть штуцером, пистолетом и кинжалом.

5. Казак и его конь


Для терских и кубанских казаков боевой конь был не просто ездовым животным. Жена седлала лошадь перед походом и отдавала мужу повод с присловьем: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». Затем она кланялась животному в ноги, прося сберечь благоверного в бою. Встречая супруга с войны, жена кланялась его верному другу со словами благодарности.

На похоронах казака его конь, покрытый черным чепраком, и с оружием, прикрепленным к седлу, шествовал за гробом впереди семьи и друзей усопшего.

6. Казацкие шаровары


В форме казаков по сей день сохраняются детали старинного костюма. Крой шаровар, одежды, идеально приспособленной для кочевой жизни, унаследован от древних скифских племен.

По преданию, лампасы на шароварах появились в XVI веке, когда царь наградил казаков синим и алым сукном. Синей ткани было в избытке, а алой мало. Дьяк, привезший из Москвы подарки, посоветовал отрезать красного сукна на кафтан атаману. Так и поступили, но на совет отдать оставшуюся красную материю героям ответили, что герои здесь все, иначе было бы не выжить. Алую ткань казаки поделили по-братски, нарезав ее лентами.


Лампасы - символ справедливости в отношениях между казаками. Впоследствии они стали означать, что носящий их человек свободен от казенных податей.

7. Прически казаков

Прически, принятые у казаков в разных регионов, имели символическое значение. Так, чуб-оселедец (чупрына) был знаком принадлежности к воинскому братству Запорожской Сечи. Любопытно, что похожие длинные клоки волос на выбритой голове носили норманны, посвятившие себя богу Одину, а также воины Святослава Киевского.


С клятвами мести казаки бросали вырванные или срезанные пряди оселедцев в могилы товарищей. Волосы из чубов вырывали и тогда, когда произносили проклятия.


Яицкие и терские казаки стриглись «под горшок» («в скобку»), что отличало их от представителей местных племен. Состриженные волосы зарывали в землю, чтобы избежать наведения порчи.

8. Казацкое гостеприимство


Традиции гостеприимства у казаков соблюдались так же нерушимо, как на Кавказе. Считалось, что любой гость послан Богом. Незнакомца трое суток не полагалось расспрашивать, кто он такой и куда держит путь. За столом гостю, невзирая на его возраст и достаток, отводилось почетное хозяйское место. Казак не брал с собой в дорогу еду для себя и корм для коня, зная, что в любой станице будет радушно принят и обеспечен всем необходимым.

9. «Умыкание» невесты

Схож с кавказским и старинный обычай похищения невест. Зачастую он происходил по сговору юноши и девушки. Как правило, дело заканчивалось свадьбой. Парень, бросивший «умыкнутую» девицу, сильно рисковал: с ним жестоко расправлялись ее братья, родные, двоюродные и троюродные.


Кубанские и терские казаки перед сватовством бросали папаху в окно или во двор девушки, подгадав так, чтобы она это увидела. Если шапка тут же не летела обратно, вечером засылали сватов. По приказу отца девушка приносила папаху и клала ее на стол: донышком кверху, если кандидат в мужья был ей безразличен, и донышком вниз, если он был ей по нраву. Последнее служило для родителей недвусмысленным намеком, что неволить дочку не стоит, поскольку в случае их отказа она вряд ли станет противиться «похитителю».

10. Отношение к алкоголю


Не поддержать компанию и не поднести к губам рюмку на пиру считалось верхом невежливости. Однако участник трапезы мог лишь символически пригубить вино или горилку. Назойливыми требованиями «пить до дна» ему не докучали.

В XVII веке французский инженер Гийом де Боплан, долго живший и работавший в Южной Руси, писал: «В пьянстве и бражничестве они старались превзойти друг друга… и нет на свете народа, который мог сравниться в пьянстве с казаками». Но во время военных кампаний пить запрещалось. Нарушение запрета каралось смертью. Казачьи атаманы не злоупотребляли алкоголем и в перерывах между походами, иначе им отказывалось в уважении и доверии.

Умерших от пьянства не жалели. Их хоронили за церковной оградой, там же, где самоубийц, и вместо креста водружали на могилу осиновый кол.

Стребняк Ольга Викторовна, воспитатель МБОУ № 21 «Жемчужинка» г. Сальска, Ростовской области
Описание: Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям дошкольных учреждений, а также детям и родителям, которые интересуются историей, обычаями и традициями Донского казачества.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Обобщение знаний о семейном укладе казаков, духовно-нравственных устоях Донского казачества.

Задачи:
Образовательные:
- приобщать детей к культуре и быту казачества;
- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;
- формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях;
- ознакомить с содержанием казачьих песен (отражение жизни народа на протяжении многих веков);
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.
- совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;
- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;
- воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.
Предварительная работа: посещение библиотеки, разучивание игры «Забытые слова». Чтение книги «Славен Дон» М. Астапенко, заучивание казачьих слов и выражений, стихов, былин, рассказов, знакомство с заповедями казаков, заучивание заповедей в стихах В. Камкина, рассматривание иллюстраций с изображением жизни казаков;
рассматривание казачьей одежды;
беседа о воспитании девочек,мальчиков, о традициях семейного воспитания;
рисование семейных традиций, дидактические игры, презентации, видео и фото материалы, игровая деятельность, взаимодействие с родителями (консультации, буклеты, родительские собрания, собирание экспонатов для мини-музея.)
Материал: Казачья горница с утварью, печь, прялка, рушник, скатерть, салфетки, икона, сундук, плетеные корзинки, рыбачья сеть, колыбель, лоскутное одеяло, старинные фотографии казаков, казачьи костюмы, аудио записи казачьих песен.
Методические приемы: Игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, игры,чтение заповедей казаков в стихотворной форме, продуктивная деятельность, анализ, подведение итогов.Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь, пожалуйста.
Меня зовут… я живу в большом многоэтажном доме. А в каких домах живете вы? Ванечка, в каком доме ты живешь? (и т.д.)
(ответы детей)
Воспитатель: Я люблю свой дом за то, что в нем живет моя семья. В нем тепло и уютно. А вы за что любите свой дом? Ты, Света, за что любишь свой дом?..
(ответы детей)
Воспитатель: Мне было радостно и интересно узнать о ваших домах и за что вы их любите. Когда я была маленькой, то любила гостить у бабушки. У нее был вот какой дом, у ее соседей были такие же дома. (Детям предлагаются иллюстрации и с изображением жилища казаков).


Вы догадались, что это за дома?
Дети: Это казачьи курени.
Воспитатель: Кто в них жил?
Дети: Донские казаки.
Воспитатель: Кто они такие, Донские казаки?
Дети: Это сильные и уверенные в себе люди.
- настоящие рыцари донских степей;
- они умели делать сами всё, что нужно для жизни: семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать, жилище строить.
Воспитатель: Да, таких домов больше ни у кого не было на Руси.
Чем они отличаются от других домов и домов, в которых живете вы?
Дети: Дома у казаков двухэтажные. Первый этаж низкий, его называли низы. А второй высокий - верхи.
- Поэтому про курень говорят
Курень, куренек
Он не низок, он высок…
Воспитатель: А почему Донские казаки строили именно такие особые дома, непохожие ни на какие другие?
Дети: Казаки селились у реки Дон. Весной Дон разливался, и вода могла затопить дом, поэтому низы строили из самана и камня, хранили там огромные запасы продуктов, а зимой пускали животных.
- А верхний этаж был деревянным, там жили люди.
- казаки говорили: «Жить нужно в дереве, а продукты хранить в камне».
- Вокруг дома шел балкон. Его называли балясины.


Воспитатель: А для чего казаки строили балясины.
Дети: Во время разлива вода могла не уходить до самого лета, казаки с балясин на лодках переправлялись от дома к дому.
Воспитатель: А что означает слово курень?
Дети: Курень значит круглый.
Воспитатель: Значит, дом должен быть круглым?

Дети: Все комнаты были построены вокруг печки по кругу.
Воспитатель: А почему в старой казачьей пословице говорится «Печь царица в доме»?


Дети: Потому, что она является домашним очагом, символом благополучия.
- Печь обогревала всех, на ней готовили еду.


Воспитатель: Дорогие гости, чтобы нам лучше было понять друг друга, мы хотим познакомить вас с особенными казачьими словами, которые в наше время немного подзабылись.
Игра «Забытые слова».
Дети под звуки музыки идут по кругу, противоходом им идет ведущий с рушником на шее. Музыка останавливается, дети и ведущий останавливаются. Ведущий набрасывает рушник на плечи ребенку, который оказался напротив него.
Ребенок: Слово ты говори.
Воспитатель.: По казачьи повтори. Шелковица.
Ребенок: Тютина.
При правильном ответе, все дети хором кричат: «Любо! »
Игра продолжается со словами: командир – атаман, очень – дюже, полотенце – рушник, дом – курень, говорят – гуторят, отец – батя, хозяйственный двор – баз, компот – узвар, плетка – нагайка и т. д.
Воспитатель. : Замечательно, ребята, вспомнили мы забытые слова, а не вспомнить ли нам забытые обычаи и уклад казачьей семьи?
(Дети и воспитатель одевают элементы казачьей одежды и занимают места у прялки, печи и т.д.)
Сама: Я Аксинья – хозяйка дома. Домочадцы с уважением называют меня «Сама», и слушаются во всем, так как твердо чтят казаки святую заповедь: « Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы продлились дни твои на земле». Без моего родительского благословения дети не начинают никакую работу и ни какие важные дела. Приглашаю вас в свою семью. Ну-ка сыны, покажите гостям наш курень.
Дети: Как говаривали наши деды «Казак без веры – не казак». Потому и в горнице нашей самое почитаемое место - это святой угол.


- А еще мы бережно храним фотографии наших предков. Вот они вывешены на самом видном месте. Здесь наши деды в военной форме, с оружием. Ведь воинская служба для казака – главное дело его жизни.


Сама: Вот и муж мой Григорий тоже большую часть времени проводит в походах да казачьих сходках, поэтому ведение домашнего хозяйства целиком лежит на мне.
У нас не принято лениться, каждый имеет свои обязанности по дому, по хозяйству. Сейчас мы готовимся к Покровской ярмарке, потому приглашаю вас посмотреть, кто, чем занят. Мы живем по старой заповеди казаков «Будь трудолюбив, не бездействуй». Мой старший сын Иван. (Иван сидит, плетет корзину) занимается плетением.
Иван: Я плету из камыша, прутьев корзины, лукошки, колыбели, стулья, изгороди для своей семьи, а излишки отвожу на продажу, Стараюсь, чтобы свой товар прославить, да в грязь лицом не ударить. Лучшего товара на Покровской ярмарке не сыщешь.


Сама: семья наша мастеровая средний сын Николай – рыбак, учится у дедушки рыбацкую сеть вязать, чтобы рыбу ловить и семью свою кормить, да в дедушкины наставления вникает. Младшенькие тоже не сидят в стороне, играют, да все на ус мотают.

Николай: Надо казаком родиться,
Чтоб весь век судьбой гордиться!

Дедушка:
Казаком родиться мало,
Казаками надо стать,
Десять заповедей предков
Надо знать и выполнять!

По твоим поступкам, помни,
Обо всех будут судить,
Потому быть надо честным
И правдивым надо быть!
Сама: Кто и что в нашей семье должен делать, четко разделено, мужчина не вмешивается в женские дела, а женщина в мужские. Вот сейчас невестка Софья в стряпной готовит обед для всех.
Софья: Возьму чугунок, налью колодезной водицы. Поставлю на печь закипать. Буду овощи сбирать для борща: (достает из корзины овощи) картошку, морковь, свеклу, капусту, лук, чеснок. Да Возьму шмат старого сала, (берет с полки) затолку с чесноком, чтобы борщ получился наваристым да ароматным. («Моет» овощи в тазу, «режет», кладет в чугунок. Стоит – помешивает)
И пироги уже готовы, осталось только узвар сварить.
Сама: Дочки мои начинают работать с раннего возраста. С пяти лет уже умеют вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это должна уметь каждая казачка. Вот около прялки старшая моя дочь Анна занимается рукоделием. Младшие почитают ее и до сих пор ласково величают няней.
Анна: (Прядет, поет песню) С детства я любила наблюдать, как пряла моя бабушка с песней, шуткой, прибауткой. С песней и дело быстрей спорится. Всему, что я умею, я обязана ей. Бездельников у нас не терпят. Вот сколько напряла я пряжи. Будет из чего одежду вязать для всей семьи, да и на ярмарку хватит.


Сама: А это – средняя дочь – Дарья, в семье ее все называют «хваленкой».
Дарья: Как и все женщины в нашей семье умею половики ткать на загляденье, и рушники, одежду вышивать.



Все вещи у меня с кружевами. Я их сама вязала.
На ярмарке их с руками оторвут
Сама: А вот и младшенькая. Скажи гостям, как кличут тебя, чадунюшка?
- Аленушка , а это мой братик Гришатка.(звучит казачья колыбельная)
Я братика баюкаю в колыбельке.
Сама: У наших девочек, особенная и ответственная роль – нянчить младших, и это им очень нравится. Аленушке три года, а она уже приглядывает за годовалым братиком. А пять лет сравняется, так навострится, что и в няньки, "в люди" можно отдавать.
Сама: Нашу семью очень заботит то, каким человеком вырастет наш Гришатка.
Дети: - Казак - это воин и поэтому «на первый зубок» батя отвёз его на коне в церковь. Там поставил свечу святому покровителю казаков – Георгию Победоносцу.
- А все родные подарили ему ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы, вот они у кроватки висят.
- А в три года батя уже на коня посадит. Настоящим казаком вырастет.
Сама: А теперь, отдохните, чады мои, сбираю вас на совет. (Все садятся в круг (на ковёр). В центре круга стоит чугунок).
Упражнение «Наполни душу ребёнка»
Сама: представьте себе, что перед нами наш маленький Гришатка. Его душа чистая, он ещё не сделал ничего плохого и ничего хорошего. Чему бы вы хотели научить нашего малыша, что бы он вырос сильным, отважным, уверенным в себе казаком. Вы говорите свои пожелания и бросай в вазу эти красивые шарики.
(Дети накладывают разноцветные шарики в вазу, проговаривая казачьи заповеди):

По обычаям казачьим,
Всегда в жизни поступай,
Твёрд будь в Вере Православной,
Её в сердце укрепляй!

Верно ты служи Отчизне,
И народу своему,
А творить себе кумиров
Непотребно никому!

По традиции казачьей,
Даже если гибнешь сам,
Оказать ты должен помощь
Своим братьям – казакам!

Презирать обязан праздность,
Тунеядство, негу, лень.
Чтоб твоя семья в достатке,
Проживала каждый день!

Чтя казачий кодекс чести
Православие защищай,
Береги свою Отчизну,
И семью не забывай!
Старших мудрые советы
Ты обязан почитать,
Потому они помогут,
Самому мудрее стать!

Сама: А для вас, чады, вот мой родительский наказ, как казаки должны принимать гостей. Гость для казака – это посланник божий, особенно, когда он из дальних мест и нуждается в приюте. Накормить и угостить путника – священный долг каждого казака. Ибо по заповеди божьей казаки не берут с собой в дальнюю дорогу еды ни для себя, ни для коня. Уступайте ему самое лучшее место за трапезой и на отдыхе
Ну, что, отдохнули? А теперь живо все за работу, к ярмарке должно быть все готово! (дети делятся на три подгруппы: плетение корзин из газетных трубочек, шитье лоскутного одеяла, вязание крючком и спицами)
Сама: Вот так, дорогие гости, незаметно, в делах и заботах проходит день нашей семьи.
Давайте все вместе поможем нашим казачьим умельцам поскорее подготовиться к Покровской ярмарке. Ведь, когда вся семья за дело берется, и песня звонче льется, и дело спорится. (звучит музыка).

Воспитатель; Ребята, где мы сегодня побывали?
Что нового узнали?
Чему научились?
Что бы вам еще хотелось узнать о жизни Донских казаков?
Я вижу, что вы знаете историю своих предков – казаков, чтите их традиции. Так будьте их достойны.
Напутствие.
И хорошо, чтоб в наши дни
Традиции с тобой мы берегли,
В чудном крае, где живем мы у Дон - реки,
Где жили здесь когда то наши предки казаки!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!