Перед лицом смерти. Сократ. Перед лицом смерти Сократ как провозвестник абстрактной идеи

* «Тогда Критон кивнул рабу, стоявшему неподалеку. Раб удалился, и его не было довольно долго; потом он вернулся, а вместе с ним вошел человек, который держал в руке чашу со стёртым ядом, чтобы поднести Сократу. Увидев этого человека, Сократ сказал: «Вот и прекрасно, любезный. Ты со всем этим знаком - что же мне надо делать?» «Да ничего», - отвечал тот, - «просто выпей и ходи до тех пор, пока не появится тяжесть в ногах, а тогда ляг. Оно подействует само». С этими словами он протянул Сократу чашу. И Сократ взял её с полным спокойствием, Эхекрат, - не дрожал, не побледнел, не изменился в лице; но, по всегдашней своей привычке, взглянул на того чуть исподлобья и спросил: «Как, по-твоему, этим напитком можно сделать возлияние кому-нибудь из богов или нет?» «Мы стираем ровно столько, Сократ, сколько надо выпить». «Понимаю», - сказал Сократ. - «Но молиться богам и можно и нужно - о том, чтобы переселение из этого мира в иной было удачным. Об этом я и молю, и да будет так». Договорив эти слова, он поднёс чашу к губам и выпил до дна - спокойно и легко» (Платон. «Федон»).

Пейрон. Смерть Сократа (Омаха, Небраска, Джослиновский художественный музей)

Умение хорошо жить и хорошо умереть — это одна и та же наука.

Эпикур

Антонио Канова. Смерть Сократа (конец XVIII в., Поссаньо, Гипсотека Кановиана)

Сократ был приговорен к смертной казни по официальному обвинению за "введение новых божеств и за развращение молодежи в новом духе", то есть за то, что мы сейчас называем инакомыслием. В процессе над философом приняло участие около 600 судей. За смертную казнь проголосовали 300 человек, против 250. Сократ должен был выпить "государственный яд" - цикуту (Conium maculatum, болиголов пятнистый). Ядовитым началом в нем является алкалоид конин. Этот яд вызывает паралич окончаний двигательных нервов, очевидно, мало затрагивающий полушария головного мозга. Смерть наступает из-за судорог, приводящих к удушью. Некоторые специалисты, правда, считают, что цикутой называли не болиголов, а вех ядовитый (Cicuta Virosa), в котором содержится ядовитый алкалоид цикутотоксин. Впрочем, сути дела это не меняет.

Антонио Канова. Сократ, защищающийся в суде (конец XVIII в., Поссаньо, Гипсотека Кановиана)

По некоторым причинам казнь Сократа была отложена на 30 дней. Друзья уговаривали философа бежать, но он отказался.

Канова . Сократ, отсылающий жену и детей (конец XVIII в., Поссаньо, Гипсотека Кановиана)

Как повествует ученик и друг Сократа Платон, последний день философа прошел в просветленных беседах о бессмертии души. Причем Сократ так оживленно обсуждал эту проблему с Федоном, Симмием, Кебетом, Критоном и Аполлодором, что тюремный прислужник несколько раз просил собеседников успокоиться: оживленный разговор, дескать, горячит, а всего, что горячит, Сократу следует избегать, иначе положенная порция яда не подействует и ему придется пить отраву дважды и даже трижды.

Собственно говоря, весь месяц со дня вынесения приговора до дня казни был для Сократа сплошным монологом в диалогах о сущности смерти. Зачин был дан на суде, когда после вынесения приговора Сократ сказал: "...Похоже, в самом деле, что все произошло к моему благу, и быть этого не может, чтобы мы правильно понимали дело, полагая, что смерть есть зло...

Умереть, говоря по правде, значит одно из двух: или перестать быть чем бы то ни было, так что умерший не испытывает никакого ощущения от чего бы то ни было, или же это есть для души какой-то переход, переселение ее отсюда в другое место... И если бы это было отсутствием всякого ощущения, все равно что сон, когда спят так, что даже ничего не видят во сне, то смерть была бы удивительным приобретением. Мне думается, в самом деле, что если бы кто-нибудь должен был взять ту ночь, в которую он спал так, что даже не видел сна, сравнить эту ночь с остальными ночами и днями своей жизни и, подумавши, сказать, сколько дней и ночей прожил он в своей жизни лучше и приятнее, чем ту ночь, то, я думаю, не только всякий простой человек, но и сам Великий царь нашел бы, что сосчитать такие дни и ночи сравнительно с остальными ничего не стоит. Так если смерть такова, я со своей стороны назову ее приобретением, потому что таким-то образом выходит, что вся жизнь ничем не лучше одной ночи".

Накануне казни-самоубийства Сократ признался своим друзьям в том, что он полон радостной надежды,- ведь умерших, как гласят старинные предания, ждет некое будущее. Сократ твердо надеялся, что за свою справедливую жизнь он после смерти попадет в общество мудрых богов и знаменитых людей. Смерть и то, что за ней последует, представляют собой награду за муки жизни. Как надлежащая подготовка к смерти, жизнь - трудное и мучительное дело.

"Те, кто подлинно предан философии,- говорил Сократ,- заняты, по сути вещей, только одним - умиранием и смертью. Люди, как правило, это не замечают, но если это все же так, было бы, разумеется, нелепо всю жизнь стремиться к одной цели, а потом, когда она оказывается рядом, негодовать на то, в чем так долго и с таким рвением упражнялся".

Сократовская версия жизни в ожидании смерти была не безразличием к жизни, но, скорее, сознательной установкой на ее достойное проведение и завершение. Ясно поэтому, как трудно приходилось его противникам, которые, столкнувшись с ним, видели, что обычные аргументы силы и приемы устрашения не действуют на их оппонента. Его готовность к смерти, придававшая невиданную прочность и стойкость его позиции, не могла не сбить с толку всех тех, с кем он сталкивался в опасных стычках по поводу полисных (городских, в смысле: государственных) и божественных дел. И смертный приговор, так логично завершивший жизненный путь Сократа, был в значительной мере желанным и спровоцированным им самим исходом. Смерть Сократа придала его словам и делам, всему, что с ним связано, ту монолитную гармоничную целостность, которая уже не подвержена коррозии времени...

Сократовский случай преступления позволяет проследить трудные перипетии истины, которая входит в мир как преступница, чтобы затем стать законодательницей. То, что в исторической ретроспективе очевидно для нас, было - в перспективе - видео и понятно самому Сократу: мудрость, несправедливо осужденная в его лице на смерть, еще станет судьей над несправедливостью. И, услышав от кого-то фразу: "Афиняне осудили тебя, Сократ, к смерти", - он спокойно ответил: "А их к смерти осудила природа".

Свой последний день философ провел так же спокойно, как и предшествующие. На закате, оставив друзей, Сократ удалился на предсмертное омовение. Согласно орфико-пифагорейским представлениям, омовений это имело ритуальный смысл и символизировало очищение тела от грехов земной жизни. Совершив омовение, Сократ вернулся к друзьям и родным. Наступил момент прощания. Родные получили от философа последние наставления, после чего он попросил их вернуться домой. Друзья остались с Сократом до конца. Когда принесли цикуту в кубке, философ спросил у тюремного служителя: - Ну, милый друг, что мне следует делать? Служитель сказал, что содержимое кубка надо испить, затем ходить, пока не возникнет чувства тяжести в бедрах. После этого нужно лечь. Мысленно совершив воздаяние богам за удачное переселение души в иной мир, Сократ спокойно и легко выпил чашу до дна. Друзья его заплакали, но Сократ попросил их успокоиться, напомнив, что умирать должно в благоговейном молчании.

Он походил немного, как велел служитель, а когда отяжелели ноги, лег на тюремный топчан на спину и закутался. Тюремщик время от времени подходил к философу и трогал его ноги. Он сильно сжал стопу Сократа и спросил, чувствует ли тот боль? Сократ ответил отрицательно. Надавливая на ногу все выше и выше, служитель добрался до бедер. Он показал друзьям Сократа, что тело его холодеет и цепенеет, и сказал, что смерть наступит, когда яд дойдет до сердца. Внезапно Сократ откинул одеяние и сказал, обращаясь к одному из друзей: "Критон, мы должны Акслепию петуха. Так отдайте же, не забудьте". Это были последние слова философа. Критон спросил, не хочет ли он сказать еще что- нибудь, но Сократ промолчал, а вскоре тело его вздрогнуло в последний раз.

Критон, закрывающий глаза Сократа (фрагмент)

Любопытный комментарий к последним словам греческого мыслителя принадлежит Ницше: "Я восхищаюсь храбростью и мудростью Сократа во всем, что он делал, говорил - и не говорил. Этот насмешливый и влюбленный афинский урод и крысолов, заставлявший трепетать и заливаться слезами заносчивых юношей, был не только мудрейшим болтуном из когда-либо живших: он был столь же велик в молчании. Я хотел бы, чтобы он и в последнее мгновение жизни был молчаливый,- возможно, он принадлежал бы тогда к еще более высокому порядку умов. Было ли то смертью или ядом, благочестием или злобой - что-то такое развязало ему в это мгновение язык, и он сказал: "О, Критон, я должен Асклепию петуха".

Это смешное и страшное последнее слово значит для имеющего уши: "О, Критон, жизнь-это болезнь!" Возможно ли! Такой человек, как он, проживший неким солдатом весело и на глазах у всех,- был пессимист! Он только сделал жизни хорошую мину и всю жизнь скрывал свое последнее суждение, свое сокровеннейшее чувство! Сократ, Сократ страдал от жизни! И он отомстил еще ей за это - тем таинственным, ужасным, благочестивым и кощунственным словом!"

Сен-Кантен. Смерть Сократа (1762, Париж, Школа изящных искусств)

Пейрон. Смерть Сократа (1787, Копенгаген, Государственный художественный музей)

Сократ (Socrates) (470 - 399 до н.э.)
Афинский философ, сын камнереза (ваятеля) Софрониска и повивальной бабки Фенареты. Отличался большой кротостью в обыденной жизни и необычайным мужеством в борьбе за истину своих убеждений. В молодые годы служил в армии. На Олимпийских играх принимал участие в кулачных боях. Сам ничего не писал, учил обыкновенно на улицах и площадях. Считал, что философия не должна быть оторвана от человеческой жизни. Прямота суждений и обличение своих современников создали ему много врагов, обвинивших его в развращении юношества и в отрицании государственной религии. В конце жизни был привлечен к суду за "введение новых божеств и развращение юношества". Главным обвинителем Сократа был богатый и влиятельный демократ Анит. Речь перед судом сохранил Платон. Приговоренный к смерти, Сократ мужественно выпил чашу с ядом, отказавшись от бегства, предлагавшегося ему друзьями. Судить о нем можно по диалогам Платона и Ксенофонта. Выражение "платоническая любовь" относится к эпизоду из "Пира" Платона, когда Алкивиад рассказывает о своих невинных отношениях с Сократом.

Афоризмы, цитаты

Люди дурные живут для того, чтобы есть и пить, люди добродетельные едят и пьют для того, чтобы жить.

Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.

Я знаю только то, что я ничего не знаю.

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Есть только одно благо - знание и только одно зло - невежество.

Когда слово не бьет, то и палка не поможет.

У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.

Женишься или не женишься - все равно раскаешься.

Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает.

Голод - лучшая приправа к пище.

Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена - станешь исключением, если плохая - философом.

Одно из двух: смерть есть полное уничтожение и исчезновение сознания или же, согласно преданию, смерть только перемена и переселение души из одного места в другое. Если смерть есть полное уничтожение сознания и подобна глубокому сну без сновидений, то смерть - несомненное благо, потому что пускай каждый вспомнит проведенную им ночь в таком сне без сновидений и пусть сравнит с этой ночью те другие ночи и дни со всеми их страхами, тревогами и неудовлетворенными желаниями, которые он испытывал и наяву и в сновидениях, и я уверен, что всякий не много найдет дней и ночей счастливее ночи без сновидений. Так что если смерть - такой сон, то я, по крайней мере, считаю ее благом. Если же смерть есть переход из этого мира в другой и если правда то, что говорят, будто бы там находятся все прежде нас умершие мудрые и святые люди, то разве может быть благо больше того, чтобы жить там с этими существами? Я желал бы умереть не раз, а сто раз, только бы попасть в это место. Так что и вам, судьи, и всем людям, я думаю, следует не бояться смерти и помнить одно: для доброго человека нет никакого зла ни в жизни, ни в смерти. Из речи Сократа на суде

Жизнь и смерть Сократа до сих пор представляют большой интерес не только для историков, но и для многочисленных его почитателей. Многие обстоятельства судьбы этого мыслителя и в наши дни остаются загадкой. Жизнь и смерть Сократа овеяны легендами. Стоит ли удивляться, ведь речь идет об одном из величайших мыслителей всех времен.

Происхождение Сократа

Сократ - знаменитый афинский философ, который был удостоен великого памятника - диалогов Платона. В них он является главным действующим лицом.

Известно, что отцом будущего философа был каменотес (или скульптор) Софрониск, а матерью - Фенарета. Вероятно, отец его был достаточно зажиточным человеком. Исследователи сделали такой вывод на основании того, что Сократ сражался как гоплит, то есть как тяжеловооруженный воин. Несмотря на достаток родителей, сам философ не заботился об имуществе и чрезвычайно обеднел к концу жизни.

Противоречивые источники

Сократ излагал свое учение исключительно в устной форме. Мы знаем о нем из нескольких источников, одним из которых являются упоминания и изображения его в комедиях Аристофана, пародийные и прижизненные. Сделанные Ксенофонтом и Платоном портреты Сократа являются посмертными и написаны в хвалебном духе. Эти источники, однако, во многом не соответствуют друг другу. По всей видимости, сообщения Аристотеля опираются на Платона. Многие другие авторы, настроенные дружественно или враждебно, также внесли свой вклад, как и легенды о Сократе.

Круг общения философа, участие в войне

Когда разразилась философу было 37 лет. В числе людей, с которыми он общался до нее, были интеллектуалы из круга Перикла - софист Протагор, ученый Архелай, музыкант Дамон, а также блистательная Аспасия. Существуют сведения о том, что он был знаком с известным философом Анаксагором. В платоновском "Федоне" Сократ рассказывает о неудовлетворенности, которую он ощутил от чтения трудов Анаксагора. Интересующий нас философ обучался диалектике у Зенона Элейского, позже присутствовал на лекциях софиста Продика, а также был участником диспутов с Фрасимахом, Горгием и Антифонтом. Сократ отличился на войне в битве при Потидее, относящейся к 432 году до н. э., при Делии (424 год до н. э.) и при Амфиполе (422 год до н. э.).

Сократ - Дельфийский оракул

Очень важным этапом в становлении этого философа стало его провозглашение Дельфийским оракулом, "мудрейшим из людей". Об этом Платон говорит в Сам Дельфийский оракул много размышлял об этих словах. Он сопоставлял их со своим убеждением в обратном, в том, что он "знает лишь то, что ничего не знает". Философ пришел к выводу, что именно это и делает его мудрейшим, так как многие люди не ведают даже этого. Познание степени как собственного незнания, так и незнания других людей является общим принципом исследований Сократа. К этому побуждают нас слова, которые высечены на входе в дельфийский храм Аполлона. Слова эти следующие: "Познай самого себя".

Сократ и политика

К 423 году до н. э. Сократ был уже довольно заметной фигурой, из-за чего стал объектом сатирических выпадов двух известных афинских комедиографов - Амейпсия и Аристофана. Философ сторонился политики, хотя среди его друзей были Алкивиад, Критий, Хармид и Ферамен. Последние трое являлись вождями Тридцати тиранов, которые свергли демократию в Афинах. А Алкивиад дошел до измены своему родному городу из-за политического оппортунизма. Есть свидетельства, что связи с этими людьми повредили Сократу на судебном процессе.

В 406 году до н. э. интересующий нас философ пытался препятствовать противозаконному и наспех составленному приговору стратегам, которые были привлечены к ответственности после того, как афинский флот выиграл сражение у Аргинусских островов. Также известно, что в 404 году до н.э. философ пренебрег повелением Тридцати тиранов поймать Леонта с Саламина, который был включен ими в проскрипционные списки.

Личная жизнь

Сократ, будучи уже в пожилом возрасте, связал себя узами брака с Ксантиппой. Эта женщина родила философу троих детей. Не исключено, что это был второй брак Сократа. Философ был беден. Его необычная внешность и неприхотливость вошли в поговорку.

и смерть Сократа

Сократ в 399 году предстал перед судом по обвинению в "развращении молодежи" и "нечестии". Незначительным перевесом голосов он был признан виновным. Когда мыслитель не захотел признать вину и не попытался просить заменить казнь изгнанием, за смерть Сократа проголосовало уже большее количество присутствовавших на процессе.

Философ находился в тюрьме в течение месяца, затем приговор был исполнен. Мыслителю поднесли чашу с ядом (цикутой). Он выпил его, и в результате этого наступила смерть Сократа. Такие сочинения Платона, как "Федон", "Критон" и "Апология Сократа", в которых рассказывается об этом судебном процессе, о пребывании философа в тюрьме и его казни, увековечили мужество интересующего нас мыслителя, твердость его убеждений.

В 399 году до н. э. произошла смерть Сократа. Год ее точно известен, а вот число назвать нельзя. Можно лишь говорить о том, что философ умер в конце июня или начале июля. Согласно свидетельствам трех авторов античности (Аполлодора Афинского, Деметрия Фалерского и Платона), ко времени кончины мыслителю исполнилось 70 лет. Смерть Сократа (подавляющее большинство античных авторов сходится на этом) наступила не в результате естественных причин. Она произошла из-за того, что он выпил яд. Причина смерти Сократа, однако, до сих пор вызывает сомнения у некоторых историков. Много позднее Платон в своем диалоге "Федон" увековечил образ философа, который чужд смерти по своей природе, однако под лицом сложившихся обстоятельств должен умереть. Впрочем, сам Платон не присутствовал при кончине своего учителя. Он лично не видел смерть Сократа. Кратко Платон описал ее на основании свидетельств современников.

Текст обвинения

Текст обвинения против философа, который был представлен для судебного рассмотрения, сохранился до наших дней. За это следует выразить благодарность такому малоизвестному автору, как Диоген Лаэртский. Ему принадлежит сочинение под названием "О жизнях философов", относящееся к первой половине 3 века н. э. Эту важную информацию Диоген Лаэртский, в свою очередь, позаимствовал из работ Фаворина Арелатского. Этот человек был почитателем древности, философом и литератором. Он жил лишь веком раньше, однако, в отличие от Диогена, лично видел этот текст в афинском Метрооне.

Подавляющее большинство исследователей сходятся на том, что именно в результате принятия яда наступила героическая смерть Сократа. Однако мы не можем знать точно, как все было. Обстоятельства смерти Сократа - один из интереснейших моментов его биографии.

Учение Сократа

Сократ, как учитель, представляет собой весьма противоречивую фигуру. Обычно смертный приговор, вынесенный ему, объясняют вырождением демократии. Но нужно сказать, что в 403 году до н. э. в Афинах был восстановлен режим, который был вполне умеренным и человечным. Он опирался на принципы политической амнистии, неукоснительно соблюдавшиеся. В данном случае все говорит о том, что самым серьезным и конкретным было обвинение Сократа в "развращении молодежи". Однако можно лишь гадать, что подразумевается под этим. В диалоге Платона "Критон" говорится о защите философа от обвинения его в "подрыве законов". Вполне возможно, это указывает на то, что влияние Сократа на молодежь в то время считалось покушением на самые основы современного ему общества.

Изменение общественных устоев

Юноша, который вышел уже из школьного возраста, со времен Гомера получал "высшее образование" путем общения со старшими. Он слушал их устные наставления, а также подражал поведению наставников. Тем самым юноша приобретал качества, свойственные взрослому гражданину. Среди политической элиты, в свою очередь, из поколения в поколение передавались методы реализации государственной власти. Но во времена Сократа семейный круг перестал осуществлять все эти функции. Они были переданы другой инстанции, которая получила форму учреждения, основанного специально для данной цели уже после того, Академия Платона стала прототипом этой организации. Во главе данного процесса была как раз группа интеллектуалов, к которой принадлежал Сократ. Именно эти люди принесли концепцию "профессионального" образования из западной Греции и Ионии.

В чем сущность обвинения в "развращении молодежи"

Сократу пришлось особенно непросто, ведь он должен был действовать в Афинах. В 423 году до н. э. сразу два комедиографа - Аристофан ("Облака") и Амейпсий (не сохранившаяся комедия "Конн") - заклеймили философа, так как он руководил новомодной школой, в основе которой - уроки сыновнего непослушания и юношеского бунта. Такое представление об интересующем нас мыслителе к 399 году до н. э. выкристаллизовалось в знаменитое обвинение Сократа в "развращении молодежи". Если мы обратимся к диалогам учеников этого философа, мы увидим, что в них часто ставится вопрос: могут ли старшие и отцы передать добродетель молодежи, или же этому необходимо учиться специально?

Сократ как провозвестник абстрактной идеи

Еще более углубившись в рассмотрение культурного кризиса эпохи, мы приблизимся к пониманию того, почему диалектика Сократа обладала такой силой. На первый взгляд, непонятно, чем объяснить то, что на протяжении жизни двух поколений неизменно зачаровывала греков смерть которого была вполне логичной. И это притом, что в учении этого мыслителя виделось орудие разрушения.

Чтобы понять это, необходимо рассмотреть, какой способ общения был принят ко времени рождения Сократа и как он изменился позднее. Афины находились на стадии завершения перехода к письменному слову от устной речи. Это влияло, в свою очередь, на лексику, а также форсировало изменения, произошедшие в формах сознания. Эти перемены можно определить как переход от образа к абстракции, от поэзии к прозе, от интуиции к рациональному познанию. В то время абстрактная идея рассматривалась как новое, поразительное открытие. Именно Сократ был ее провозвестником.

В "Облаках" Аристофана философ осмеян как мыслитель абстрактный, возглавляющий "мыслильню", отыскивающий "мысли". Также он был представлен священнослужителем понятий, парящих на небесах, будто облака. "Мысли" в то время вызывали смех лишь потому, что являлись таковыми. Также следует отметить, что у Аристофана Сократ использует в разговорах новую речь, изъясняется на абстрактном жаргоне, в котором идеи обретают форму.

У учеников интересующего нас мыслителя поглощенность идеями, высмеиваемая Аристофаном, представляется как поиск определений для разного рода отвлеченных понятий, таких как "справедливое" и "благое", а также как процесс создания точного языка, с помощью которого можно было бы выражать не конкретный опыт, а понятийное познание.

Жизнь, учение, смерть Сократа - обо всем этом мы рассказали. Можно было бы долго говорить об этом выдающемся философе. Надеемся, что эта статья вызвала у вас интерес к нему.

СМЕРТЬ СОКРАТА

«Цикута сделала Сократа великим… он выпил сок цикуты как способ стать бессмертным», – писал позднее Сенека. Сократ был известным в Афинах философом-софистом, который первым обратился к проблеме человека и разума. Он проповедовал свое учение в доме и на улицах, площадях, в общественных и частных заведениях. Используя изощренные доводы, он всегда выходил победителем в дискуссиях. Вокруг него постепенно образовался кружок молодежи, которая отвергала устоявшийся образ мышления и жизни старшего поколения. С годами деятельность и философские принципы, исповедуемые Сократом, несколько подзабылись, хотя о факте смерти философа потомки помнят. В 1968 году 13-летняя школьница из Швеции Карен Ларссон получила премию за свое короткое сочинение: «Сократ был греческий философ. Он ходил среди людей и давал им хорошие советы. За это они его отравили». Sic transit gloria mundi.

Большое волнение в февральские дни 399 года до н. э. вызвало в Афинах сообщение, что молодой, не очень известный писатель Мелет подал жалобу на семидесятилетнего философа, требуя его смерти. Текст обвинения гласил: «Это обвинение составил и подтвердил присягой, подал Мелет, сын Мелета из дема Питтос, против Сократа, сына Софроникса из дема Алопеки: Сократ повинен в отрицании богов, признанных городом, и во введении новых божественных существ; повинен он и в совращении молодежи. Предлагается смертная казнь».

550 судей приняли участие в процессе. Триста человек против двухсот пятидесяти приговорили Сократа к смерти. В основном на проголосовавших за казнь повлияло «высокомерие» философа. Это был первый приговор в Афинах, когда карали не за дела, а за отвлеченные понятия и идеи, хотя существует версия о гомосексуальных наклонностях Сократа, особенно его пристрастии к красавцу-ученику Алкивиаду, по которому вздыхали многие мужчины Афин, но, возможно, она выдумана его врагами, желавшими очернить память философа, хотя подобная страсть во времена Сократа и не считалось чем-то преступным.

Сократ не хотел просить о помиловании. Он сказал своим судьям: «… Не жизнь, а хорошая смерть является для смертного наибольшим благом». По ряду соображений его казнь была отложена на 30 дней. Его уговаривали бежать, но он остался в заключении и продолжал беседовать со своими друзьями, рассуждая о жизни и смерти. Сократ сказал им: «Я ведь, граждане, старый человек, и смерти мне бояться не пристало; что приносит людям смерть, я не знаю. Если загробного мира нет, то она избавит меня от тяжкой дряхлости, и это хорошо; если есть, то я смогу за гробом встретиться с умершими мудрецами и обратиться со своими расспросами к ним, и это будет еще лучше. Поэтому давайте разойдемся: я – чтобы умереть, вы – чтобы жить, а что из этого лучше, нам неизвестно».

Описание смерти философа дал Платон в диалоге «Федон». «Когда Сократ увидел тюремного служителя, то спросил его: «Ну, милый друг, что я должен делать с этим кубком?» Тот ответил: «Ты должен только испить его, затем ходить взад и вперед до тех пор, пока у тебя не отяжелеют бедра, а потом лечь, и тогда яд будет продолжать свое действие». Сократ очень бодро и без злобы опорожнил кубок. Он ходил взад и вперед, а когда заметил, что бедра отяжелели, то лег прямо на спину, как велел ему тюремный служитель. Затем этот последний стал дотрагиваться до него время от времени и исследовать его стопы и бедра… После этого служитель сильно сжал ему стопу и спросил, чувствует ли он что-либо при этом. Сократ ответил: «Нет». Служитель надавил сначала на колено, затем надавливал все выше и показал нам, что тело становится холодным и оцепенелым. После этого он прикоснулся к нему еще раз и сказал, что как только действие яда дойдет до сердца, то наступит смерть. Когда уже живот сделался совершенно холодным, Сократ раскрылся (он лежал прикрытый) и сказал: «Мы должны Асклепию принести в жертву петуха, сделайте это немедленно», – то были последние его слова. «Будет исполнено, – ответил Критон, – но подумай, не имеешь ли еще чего-нибудь нам сказать». Но Сократ ничего не ответил, вскоре после этого тело вздрогнуло. Когда служитель раскрыл его, то глаза были уже неподвижны. Увидя это, Критон закрыл ему рот и глаза».

Жертвоприношение петуха богу врачевания Асклепию полагалось обычно за выздоровление. Кого или что имел в виду Сократ, неизвестно, а может, это была его последняя шутка. Но смерть философа не принесла спокойствия эллинам. Сразу же после казни Сократа в сократовских школах (сократиках) разгорелась борьба за наследие учителя. Ее с ожесточением вели разные партии, отстаивая чистоту учения в их понимании.

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А.

Смерть Смерть – может быть рассматриваема как прекращение жизнедеятельности организма и как прекращение жизнедеятельности клеток, его составляющих, и наконец, как исчезновение из современной фауны целого вида. Таким образом мы должны отличать: С. индивидуальную, С.

Из книги Большая книга афоризмов автора

Смерть См. также «Самоубийство» Смерть: мир за вычетом тебя. Стефан Наперский Смерть - это зачерненная сторона зеркала, без которой мы бы ничего не увидели. Сол Беллоу Смерть: полное затмение солнца и земли. Янина Ипохорская Смерть - неприятная формальность, зато

Из книги Мысли, афоризмы и шутки выдающихся женщин автора Душенко Константин Васильевич

КСАНТИППА (V/IV в. до н. э.), жена Сократа Взгляд со стороны Алкивиад твердил Сократу, что ругань Ксантиппы непереносима. Сократ ответил: – А я к ней привык, как к вечному скрипу колеса. * * * Сократ говорил, что сварливая жена для него – то же, что норовистые кони для

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СМ) автора БСЭ

Смерть Смерть, прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого - гибель индивидуума как обособленной живой системы, сопровождающаяся разложением белков и других биополимеров, являющихся основным материальным субстратом жизни. В основе современных

Из книги Родос. Путеводитель автора Фюрст Флориан

Из книги Русская мифология. Энциклопедия автора Мадлевская Е Л

Смерть В мифологическом сознании смерть может олицетворяться в различных образах. Для традиционной культуры восточных славян характерно воплощение смерти в персонажах, наделенных женскими признаками. Чаще всего со смертью связывается образ старухи с костлявыми

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Смерть одного человека - это смерть, а смерть двух миллионов - только статистика Из романа (гл. 8) «Черный обелиск» (1956) немецкого писателя Эриха Марии Ремарка (1898-1970), автора многих антивоенных романов, в которых говорится о судьбах так называемого потерянного поколения,

Из книги Эти странные американцы автора Фол Стефани

Смерть Смерть, с точки зрения американцев, – очень некрасивый поступок, не говоря уж о том, что это настоящее свинство по отношению к любящим родственникам и друзьям. Американцы пытаются делать вид, что смерти вообще не существует, и уж во всяком случае ничего такого не

Из книги Словарь славянской мифологии автора Мудрова Ирина Анатольевна

Смерть Существо, которое считалось нечистой, злой силой, так же как и повальные болезни, быстро приближающие человека к его кончине. В солнечном свете и разливаемой им теплоте славяне видели источник всякой земной жизни; удаление этого света и теплоты и приближение

автора Автор неизвестен

Смерть Александр Савенков.Негуманоидными силами в человечество внедрена очень мощная и категоричная программа, направленная против жизни. Это - желание умереть, которое присуще практически каждому человеку на земле. Она заложена на генетическом уровне и является

Из книги Энциклопедия состояний и качеств. А–Я автора Автор неизвестен

Смерть Александр Савенков Негуманоидными силами в человечество внедрена очень мощная и категоричная программа, направленная против жизни. Это – желание умереть, которое присуще практически каждому человеку на земле. Она заложена на генетическом уровне и является

Из книги Славянские боги, духи, герои былин. Иллюстрированная энциклопедия автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Смерть Смерть – в мифах олицетворение смерти. Она считалась нечистой силой, которая ведёт человека к его кончине.Изображалась, как правило, в образе страшной старухи. Она была бестелесной, с одними только костями, с косой. Приходила она прямо из

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

СМЕРТЬ - в науке - естественное и необратимое прекращение жизнедеятельности биологической системы. В философии смертность человека рассматривается не столько как природный, сколько как социальный феномен, требующий рационального восприятия и осмысления. Уже

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги Модицина. Encyclopedia Pathologica автора Жуков Никита

5.13. Смерть СМЕРТЬ – пока она подвластна нам, мы никому не подвластны. «Одолевают нас проблемы Но у кого проблемы нет Не реагирует зрачками На свет». Это единственное, что у человека нельзя отобрать: конец и неизбежная остановка жизнедеятельности. Безболезненная,

Учение которых породило по всей Греции гибельную безнравственность. Заменяя прежние правы и религию произвольными прихотями, оно ставило на место закона личную выгоду, внушало стремления к тирании , как самому завидному счастью, создало чуждую всяких убеждений риторику, приискивавшую хитрые технические средства оправдывать какие угодно мысли, гордившуюся тем, что умеет доставлять победу неправому делу. И действительно, из школы Сократа вышли самые горячие противники демократии, руководители аристократических заговоров Критий, Терамен, Алкивиад и Пифодор, архонт -эпоним, именем которого отмечался год беззаконий, год владычества Тридцати. А теперь ещё один ученик Сократа, знаменитый Ксенофонт , служил в том войске наемников, которое привел персидскому царевичу Киру Младшему спартанский военачальник.

Великий древнегреческий философ Сократ

Воспитатель таких учеников должен был казаться восстановленной демократии опасным учителем. Ей естественно было придти к мысли, что надо искоренить зло подавлением софистического преподавания. Демократы решили показать на Сократе пример, который напугал бы других. Тут не было заботы разбирать, подходят ли к нему те обвинения, какие были взводимы на всю новую софистическую философию . Он пал жертвою демократической реакции. Сократ был осужден на смерть не за свои политические убеждения, потому он что никогда не выказывал вражды к демократии, ни ослушания ей; и не по личной злобе он был избран жертвою, а только потому, что нужно было нанести удар приверженцам новых религиозных идей, и удар этот должен был быть тяжелым; а он был конечно тем тяжелее, чем выше стоял человек, на которого был направлен. Притом, в учении Сократа был элемент, действительно противоположный понятиям всего древнего мира. Сократ говорил, что человек должен не подчиняться безусловно законам, обычаям и понятиям своего государства, а следовать своим собственным мыслям, руководиться в своей политической деятельности собственными понятиями. В особенности опасно должно было казаться это основателям новой афинской демократии . Она не могла допустить, чтобы человек имел право уклоняться от своих гражданских обязанностей; не могла допустить учения, которое настаивало, что власть должна принадлежать только знающим философскую истину и что замещение должностей по жребию бросаемому всеми гражданами (как делалось в Афинах) – нелепость. Демократия не могла допустить, чтобы гражданин повиновался, как публично говорил о себе Сократ, своему внутреннему голосу (демону) более, чем афинскому правительству. Все эти причины и повели к смерти Сократа.

Суд над Сократом

Ремесло доносчиков находилось тогда в большом развитии; потому легко было найти материалы для обвинения. Руководимый вышеперечисленными мотивами Анит, один из вождей демократической партии, группировавшихся около Тразибула , и вместе с Анитом поэт Мелет и оратор Ликон внесли в восстановленный народный суд (гелиэю) обвинение против Сократа. В нём утверждалось, что деятельность Сократа опасна государству, что он внушает молодым людям вредные правила, учит их презирать нравственность и законы и стремится ввести вместо государственной религии почитание новых богов.

Анит, понесший при тирании Тридцати большие имущественные потери и старавшийся теперь исправить свои расстроенные денежные дела торговлей кожами, имел кроме политических мотивов и личную вражду против Сократа за то, что Сократ внушил его сыну отвращение к занятию отцовским промыслом. Мелет и Ликон, вероятно, принадлежали к числу людей, которых прежде оскорблял Сократ своею иронией, и, быть может, хотели теперь отомстить ему за обиды. Из «Воспоминаний о Сократе », написанных в защиту своего учителя Ксенофонтом через несколько лет после его смерти, мы видим, что обвинители приводили ряд мыслей, взятых из бесед Сократа, в доказательство, что он подрывал в молодых людях уважение к родителям, любовь к родным, выставлял смешным замещение должностей по жребию, доказывал превосходство аристократов над простолюдинами и так далее. Та часть обвинения, что он презирает народных греческих богов и вводит новых, выглядела обоснованной: Сократ отвергал антропоморфные элементы эллинской мифологии , и говорил о своем «демоне» в таких выражениях, из которых следовало, что он ставит самого себя безусловным судьею истины.

Речь Сократа на суде

Несмотря на тяжесть этих обвинений и на невыгодное для Сократа настроение гелиастов , он едва ли был бы осужден на смерть, если бы сам не раздражил против себя судей той речью, которой оправдывал себя. Очевидно, он сам хотел быть осужден на смерть, хотел избавить себя ею от предстоявших ему немощей и страданий старости: ему было тогда уже почти 70 лет. Сознавая честность и благородство своей жизни, Сократ не готовился к защите, и вместо того, чтобы опровергать доводы обвинителей или, как обыкновенно делалось, упрашивать суд жалобными мольбами, привести туда детей и родных для смягчения судей. Сократ произносил свою речь на суде гордым тоном уверенности в своей правоте, с бесстрашием выставлял свою деятельность безупречной, говорил, что он исполнял повеление дельфийского оракула , вменившего ему в обязанность исследование истины, пробуждение сознания о ней в себе и в других. В своей речи он утверждал, что заслужил признательность афинского народа, что если будет оправдан, то будет продолжать свою прежнюю деятельность, возложенную на него божеством; говорил судьям, что защищает себя не для своей, а для их пользы, потому что, осудив его, они сделали бы великий вред афинскому народу и тяжко согрешили бы пред богами. – Эта судебная речь, суть которой сохранена Платоном в «Апологии Сократа », была достойным завершением его благородной деятельности, наилучшим памятником ему.

Но и по тону, и по содержанию речь Сократа должна была произвести чрезвычайно дурное впечатление на судей, многие из которых видели в нем аристофановского развратителя молодёжи, другие ненавидели учителя и друга Крития и Алкивиада, некоторые имели против него личную вражду. Сократ стоял перед судьями не как обвиненный, а как повелитель; вместо того, чтобы защищать себя, он давал им наставления. При таких обстоятельствах, удивительно не то, что он был осужден, а то, что перевес на стороне обвинения был так незначителен, составлял всего пять или шесть голосов. «Сократ легко мог бы приобрести себе оправдание, если бы захотел льстить судьям или упрашивать их», – говорит Ксенофонт. Итак, приговор, объявившей его виновным, соответствовал его собственному желанию. Это видно и из того, как Сократ поступил после судебного голосования, признавшего его виновным. По афинским законам, признанный виновным имел право предлагать, чтобы наказание, которому он должен подвергнуться по закону, было заменено другим, менее тяжелым. Но Сократ воспользовался этим правом так, что его слова должны были увеличить раздражение судей. В своей новой речи, уже после приговора, он говорил:

«Итак, я должен сказать вам, какого наказания заслуживаю я, по моему мнению. По моему убеждению, я своею усердною и бескорыстною заботою сделать граждан мудрыми и добродетельными, оказал такую пользу афинскому государству, что заслуживаю получить пожизненное право обедать на государственный счет в Пританее, как победители на олимпийских играх и другие люди, заслуживающие признательность, государства. Да, я не могу признать, что я сделал что-нибудь дурное. И было бы неразумно, – продолжал Сократ, – если б я попросил себе изгнания или заключения в тюрьму – то есть, несомненно, бедствия, – вместо смерти, о которой я не знаю, бедствие она, или благо. Если б я был богат, то я предложил бы подвергнуть меня денежному штрафу; это не было бы бедствие. Но всех денег у меня только одна мина серебра; и я предлагаю взять с меня мину. Вот, впрочем, Платон и другие мои друзья говорят мне, чтоб я повысил цифру до тридцати мин, и хотят взять на себя поручительство. Потому я предлагаю, чтобы на меня был наложен штраф в тридцать мин, и подчиняюсь вашему приговору».

Называть себя заслужившим обеда в Пританее, самой высокой почести, какая могла быть получена афинским гражданином, – это должно было в устах осужденного казаться судьям насмешкою над судом, и они осудили Сократа на смерть, по предложению Мелета. Мудрец принял этот приговор с величайшим спокойствием: голос его демона молчал, не отклонял его от намерения умереть; потому Сократ полагал, что смерть не бедствие для него.

Смерть Сократа. Художник Ж. Л. Давид, 1787

Как умер Сократ

Обыкновенно смертные приговоры исполнялись немедленно. Но исполнение приговора над Сократом было отсрочено на тридцать дней, потому что перед тем временем, как он был произнесен, священный корабль отплыл с посольством на Делосский праздник, и по древнему обычаю не должно было до его возвращения осквернять город исполнением смертных приговоров. Сократ провел эти дни перед смертью в темнице. Его держали в оковах; но его друзьям и ученикам было дозволено посещать его, и он перед смертью по-прежнему вел свои наставнические беседы с ними. Некоторые из его друзей, – главным в этом деле был богатый гражданин Критон, – хотели, подкупив смотрителя тюрьмы, доставить узнику возможность бежать. Но как ни убеждали они Сократа спастись, он решительно отверг их просьбу. Сократ считал, что бегство было бы несогласно с его учением, опозорило бы его.

Когда прошло время отсрочки, он, беседуя с друзьями о бессмертии души, выпил кубок яда, и умер с невозмутимым, светлым спокойствием. Существенное содержание возвышенной предсмертной беседы Сократа изложено в диалоге Платона «Федон ». – Умирая, он сказал друзьям: «Мы все обязаны принести петуха в жертву благодарности богу Асклепию за мое исцеление: прошу вас, исполните это». Смысл этих предсмертных слов Сократа толкуют по-разному.

Смерть Сократа. Художник Ж. Б. Реньо, 1785

Так угас ярый свет, озаривший современникам и потомству пути, ведущие человека к истинному, не призрачному счастью. Как солнце под тропиками, Сократ до заката сохранил весь блеск своего величия; он умер в полной силе своего гения, с невозмутимым благородством души, как герой после победы, как мученик, запечатлевший своею смертью истину своего учения. Смерть была легка для Сократа, при блаженном его сознании, что он постоянно заботился совершенствовать себя и своих друзей.

Кто не знает известное изречение Сократа, давно уже ставшее афоризмом, - "Познай самого себя". О нем вспоминаешь всякий раз, когда смотришь на изображение древнегреческого философа - будь то скульптура или картина: высокий лоб, умный, проницательный взгляд, во всем его облике - сила и простота мудрого человека. Но о чем думал Сократ в трагический момент своей жизни, когда в 399 году до н. э. по приговору суда в афинской тюрьме выпил кубок с ядом? Каких глубин самопознания достигло в эти минуты мышление великого философа? Известно, что его последними словами были: "Мы должны принести Асклепию в жертву петуха, сделайте это немедленно". В них явно звучит сократовская ирония: Асклепий, бог врачевания в Древней Греции, не должен быть причастен к отравлению.

Обстоятельства смерти Сократа описаны в нескольких исторических источниках. Все, как известно, началось с того, что Мелит, слывший в Афинах поэтом, предъявил обвинения Сократу, будто бы нарушившему закон, пытаясь исследовать то, что под землей, и то, что в небесах, "выдавая ложь за правду и научая тому же других". Обвинили его и в нарушении благочестия, и в отрицании признаваемых афинянами богов и введении новых, и даже в том, что он приемлет демонические знамения. Об этом было сказано во всеуслышание, скрытый же мотив обвинений заключался в ином: умные, резкие и ироничные высказывания Сократа подрывали афинскую рабовладельческую демократию.

Это доказывает и ход голосования в суде. Когда судьи в первый раз решали вопрос о виновности Сократа, то лишь незначительное число голосов было подано против него. Однако вторая речь Сократа - о мере наказания, полная насмешек над традициями афинского полиса (а Афины тогда были городом-государством) и не выражавшая раскаяния, привела судей в негодование, и подавляющим большинством голосов Сократа приговорили к смерти.

Философ встретил приговор с поразительным спокойствием. В тюрьме он держался мужественно, вел свои последние беседы с учениками. Через месяц после заключения он получил кубок с ядом, который должен был выпить. Смерть своего учителя философ Платон описывает следующим образом:

"Ну, милый друг, что я должен делать с этим кубком?" - спросил Сократ у тюремщика. Тот ответил: "Ты должен только испить его, затем ходить взад и вперед до тех пор, пока у тебя не отяжелеют бедра, а потом лечь и тогда яд будет продолжать свое действие..." Сократ опорожнил кубок и стал ходить, пока не почувствовал тяжесть в ногах, затем лег на спину. Служитель сжал ему стопу и спросил, чувствует ли он что-либо при этом. Сократ отвечал: "Нет". Служитель надавливал все выше и выше и показал, что тело становится холодным и оцепенелым. После этого он сказал, что как только действие яда дойдет до сердца, то наступит смерть. Когда живот сделался совершенно холодным, Сократ произнес свои последние слова о жертве богу врачевания Асклепию.

По свидетельству учеников Сократа, его отравили цикутой - довольно распространенным в Греции ядовитым растением (так говорится о смерти древнегреческого философа и в современных энциклопедиях и справочниках). Цикута в те далекие времена относилась к ядам, которым широко пользовались в злонамеренных целях. Жертва, принявшая этот яд, испытывала чувство смятения и страха. Но ею травились и нечаянно, от нее, случалось, погибал домашний скот.Полностью читать здесь



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!