Князья владимиро-суздальской земли. Владимиро-суздальское княжество - князья, культура, географическое положение Князья владимиро суздальской руси

Государство в Северо-Восточной Руси, существовавшее в 1157 - 1362 гг.

Образовалось оно в 1157 г., когда Андрей Юрьевич Боголюбский перенес столицу Ростово-Суздальской земли из Суздаля во Владимир (на Клязьме). Ядро территории княжества составили земли в междуречье средней Оки и верхней Волги. При князьях Андрее Юрьевиче Боголюбском (1157 - 1174 гг.), Всеволоде Юрьевиче Большое Гнездо (1176 - 1212 гг.) и Юрии Всеволодовиче (1212 - 1216 и 1218 - 1238 гг.) территория княжества расширилась в направлениях на восток (до низовьев Клязьмы и Оки и до Волги на участке Городец (Городец Радилов) - Нижний Новгород) и на северо-восток (в бассейн Северной Двины и в район к северо-востоку от Костромы).

С 1212 г. начался процесс постепенного дробления Владимиро-Суздальского княжества - выделение в нем автономных удельных княжеств, которые постепенно обретали все бóльшую самостоятельность. До монгольского нашествия, в 1212 - 1237 гг., возникли княжества Ростовское, Переяславское (с центром в нынешнем Переславле-Залесском), Юрьевское (с центром в нынешнем Юрьеве-Польском), Стародубское, Ярославское, Углицкое; после монгольского нашествия, в 1247 - 1270-х гг. - Тверское, Московское, Суздальское, Белозерское, Костромское, Галицкое (с центром в Галиче-Мерьском), Городецкое. В итоге к 1270-м гг. территория, непосредственно подвластная главе государства (великому князю) - великокняжеский домен - сократилась до небольшой территории по среднему и нижнему течению Клязьмы и в дальнейшем если и увеличивалась, то незначительно.

При Всеволоде Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество стало одним из четырех (наряду с Черниговским, Смоленским и Волынским) наиболее сильных на Руси - и оставалось таковым вплоть до монгольского нашествия. Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо вели наступательную внешнюю политику на Средней Волге (совершив ряд походов на Волжскую Булгарию), пытались поставить в зависимость от себя Новгородскую республику (безуспешно) и Рязанское княжество (успешно). Андрей Боголюбский неудачно пытался также сделать своими вассалами южнорусских князей; овладев в ходе этой попытки в 1169 г. Киевом, он приобрел титул великого князя - который и сохраняли потом все главы Владимиро-Суздальского княжества (хотя Киевом практически никогда уже не распоряжались). 1160-е - 1230-е гг. стали временем расцвета культуры Владимиро-Суздальского княжества - выразившемся прежде всего в формировании в нем самобытной архитектурной традиции.

Уже в последней трети XII в. во Владимиро-Суздальском княжестве сформировалась политическая традиция, заимствованная потом Московским великим княжеством и выросшей из этого последнего Россией, - традиция сильной единоличной власти, возвышающейся над подданными и окружаемой едва ли не священным ореолом. При сохранении вечевых традиций в старейших городах княжества (Ростов и Суздаль) уже при Андрее Боголюбском во Владимиро-Суздальском княжестве утвердилась самая сильная на Руси княжеская власть. Вплоть до 1270-х гг. великий князь владимирский являл собой подлинного главу Северо-Восточной, а временами и Северо-Западной Руси. Он распоряжался как своими вассалами не только удельными князьями, но и (в первой трети XIII в., при Всеволоде Большое Гнездо и Юрии Всеволодовиче) князьями Рязанского княжества, а также диктовал зачастую свою волю Новгородской республике. После 1270-х гг. власть великого князя над удельными (которые около середины XIV в. сами стали именовать себя великими) ослабла, но зато упрочилось его положение в Новгороде: со времен Александра Ярославича Невского (1252 - 1263 гг.) в Новгород приглашались исключительно владимирские князья.

В результате монгольского нашествия, в 1243 г., Владимиро-Суздальское княжество попало в вассальную зависимость от Золотой Орды. Ярлык на великое княжение владимирское выдавали отныне золотоордынские «цари» (ханы). С 1305 г. великий князь владимирский отвечал перед ними за сбор и доставку дани («ордынского выхода») с территории не только северо-Восточной, но и Северо-Западной Руси. В 1281 - 1325 гг. и в 1359 - 1362 гг. за великое княжение владимирское шла ожесточенная борьба между различными князьями из числа потомков Всеволода Большое Гнездо.

Московский князь Дмитрий Иванович (в будущем - Дмитрий Донской), получив в 1362 г. ярлык на великое княжение владимирское, объявил его своей «отчиной» (т.е. наследственным владением) - и в 1389 г. без санкции золотоордынского «царя» передал его по наследству своему сыну Василию I. Акция 1362 г. означала присоединение великокняжеского домена к великому княжеству Московскому - и, соответственно, поглощение Владимиро-Суздальского княжества Московским.

Влади́миро-Су́здальское кня́жество - древнерусское княжество. В разное периоды, в зависимости от меняющихся политических центров, именуется разными названиями. Первоначально Ростовское (не следует путать с более поздним удельным Ростовским княжеством), позднее Ростово-Суздальское княжество, бывшее уделом в составе Древнерусского государства. Столицы - Ростов, с 1125 года - Суздаль. С середины XII века великое княжество со столицей во Владимире-на-Клязьме. Опустошено монголо-татарами в 1238, после чего распалось на несколько удельных княжеств, которые соперничали друг с другом за сохраняющийся великокняжеский владимирский престол. Победителями в этой борьбе стали московские князья, которые ещё долго сохраняли в титуле упоминание владимирского престола перед московским.Территория Владимиро-Суздальского княжества была достаточно обширной. Она охватывала древние земли кривичей, частично - земли вятичей, а также те области, куда направлялась славянская колонизация Северо-Восточной Руси - земли таких угро-финнских племен как меря, весь, мурома. Таким образом, княжество располагалось в междуречье Волги и Оки и районе Белоозера. Постепенно его границы продвинулись на север и северо-восток - в сторону Северной Двины, Устюга и Белого моря, где соприкасались с Новгородскими владениями.

Характерной особенностью княжества было отсутствие одного самого крупного центра. Длительное время здесь существовали два центра - Ростов и Суздаль. В XII веке к ним добавился Владимир. Важнейшими городами княжества были:

Ростов., Суздаль.,Владимир.

Началось независимое развитие Владимиро-Суздальского княжества в 1154 г. при Юрии Долгоруком, ставшим великим киевским князем. Он сделал столицей княжества г. Суздаль.

Ещё до образования Владимиро-Суздальского княжества мрачным пятном в истории Суздальской земли было восстание волхвов в 1024 году. Тогда, как сообщает летопись «Повесть временных лет», из-за засухи случился страшный неурожай, который и спровоцировал волхвов (жрецов). Они начали убивать «старшую чадь». Тогда князь Ярослав Владимирович Мудрый был вынужден отправиться в Суздаль для урегулирования положения.

1157 г. - начало правления сына князя Долгорукого - Андрей Боголюбского. Князь Андрей перенес столицу из Суздаля во Владимир. Он укреплял свою власть, распространял её на остальные земли. Князь Боголюбский активно отстраивал и возвышал свое княжество, хотел, чтобы оно стало религиозным центром всей Руси.



С 1176 по 1212 гг. правление брата Андрея - Всеволода Юрьевича (Большое Гнездо), имевшего большое количество наследников. При нем княжество достигло могущества. После его кончины княжество было разделено на многочисленных наследников, что способствовало завоеванию монголо-татарами и установлению власти Золотой Орды над землями Удельной Руси"В 1238 году Золотая Орда вторглась в Северо-Западную Русь, а через два года – в Юго-Восточную. Владимирское княжество сильно пострадало от нашествия Батыя: четырнадцать его городов были сожжены дотла. Вскоре, однако, владимирский князь Ярослав Всеволодович получил в Орде ярлык на великое княжение. Сын Ярослава Александр Невский стал самым известным из правителей Владимиро-Суздальского княжества. Он был последним князем, который правил одновременно Владимиром, Великим Новгородом и Киевом. После смерти князя Александра его обширные владения снова были разбиты на уделы.

Владимиро-Суздальское княжество как единое целое перестало существовать. Князья владимирские и дальше титуловались великими, но теперь в Северо-Западной Руси появились новые центры: Москва и Тверь. Окончательно владимирское княжение было упразднено при Дмитрии Донском, который окончательно объединил его с Великим княжеством московским.

Вопрос 30

Новгород занимает особое место в российской истории. Здесь дольше, чем в других землях, сохранялись вечевые порядки. Его история в гораздо большей степени связана с международной торговлей, чем с феодальным землевладением. Вместе с тем, в отличие от торговых республик европейского средневековья, богатство Новгорода опиралось в первую очередь на землевладение и промысловую охоту. Именно поэтому реальная власть в Новгороде принадлежала боярству.

В политической истории Новгородского княжества не было создано твёрдой верховной власти. Князья присылались из Киева в качестве наместников, от этого ослаблялись их позиции перед боярством, фактически превращая в военно-полицейскую силу. И в 1136 году путём восстания горожане свергают князя Всеволода Мстиславича, верховная власть переходит от князя к вечу. В Новгороде устанавливается перспективный для тех времён русских земель республиканский строй. С этого времени можно считать Новгородские земли - республикой с центром в Новгороде в период 1136 - 1478гг.



Это была одна из самых развитых русских земель. Ее основная территория располагалась между Ильмень озером и Чудским озером, по берегам рек Волхова, Ловати, Великой, Мста. На границах новгородской земли военно-опорными пунктами были Псков, Ладога, Старая Руса, Торжок, Великие Луки, Юрьев. Через эти города проходили важные торговые пути. Новгород был крупнейшим торгово-промышленным центром. Город был расположен в средоточии торговых путей, которые связывали Балтийское море с Черным и Каспийским морями. Экономика в основном представлена земледелием, но ввиду особенности своего географического положения и климатических факторов были широко развиты различные ремёсла и торговля. Высокая культура Новгородской феодальной республики развилась на основе культуры, созданной в период расцвета Киевской Руси. В 12--15 вв. эта основа обогатилась местными самобытными чертами, в которых отразились особенности социально-экономического и политического развития.

Политическое устройство. Распределение власти

Новгород резко отличался от всех других русских земель своим политическим устройством. Верховная власть принадлежала вечу.

Вече -- собрание части мужского населения города. Обладало широкими полномочиями («общегородское» вече): были случаи, что оно призывало князя Минникес И. В. Основания и порядок избрания князя в русском государстве X--XIV вв. // Академический юридический журнал № 4 (октябрь-декабрь) 2001 г., судило о его «винах», «указывало ему путь» из Новгорода; избирало посадника, тысяцкого и владыку; решало вопросы о войне и мире; издавало и отменяло законы; устанавливало размеры податей и повинностей; избирало представителей власти в новгородских владениях и судило их.

Вечем иногда призывались или утверждались новгородские князья из близлежащих княжеств (как правило, из Владимиро-Суздальского княжества). Функциями князя были гражданский суд и оборона, во время войны он также был главным военачальником. Князь отвечал за защиту части Новгородской земли (в некоторых городах Новгородской земли, были свои князья).

Исполнительная власть была в руках посадника, первого гражданского сановника, председателя народного вече. В их функции входило: сношения с иноземными государствами, суды и внутреннее управление. Во время исполнения своих обязанностей они назывались степенными (от слова «степень» -- помост, с которого они обращались к вече). При отставке они получали название старого посадника и старого тысяцкого.

Тысяцкий был предводителем новгородского ополчения, а также в его обязанности входило: сбор налогов, торговый суд.

Помимо этих административных должностей и веча, существовал совет господ («господа») -- своеобразная новгородская высшая палата. В состав совета входили:

Архиепископ;

Посадник;

Тысяцкий;

Кончанские старосты;

Сотские старосты;

Старые посадники и тысяцкие.

Регулирование взаимоотношений Совета господ, посадника и веча с князем устанавливались особыми договорными грамотами.

С XV века фактическим главой Совета господ, а также республики, становится новгородский архиепископ. В его руках находилась городская казна, он ведал внешней политикой государства, приобрёл право суда, а также следил за торговыми мерами веса, объёма и длиныИонов И.Н.Новгородская республика.Из учебного пособия «Российская цивилизация»//Преподавание истории в школе, № 6, 1995.. После первого удачного похода на Новгород (1471) Иван III принудил новгородцев ставит архиепископа с «благословления» Москвы. В результате второго похода (1478), вече было уничтожено, как политический институт, а вечевой колокол увезён в Москву. Традиции веча восходят к многотысячелетним традициям народных собраний, идущих от родовых - племенных советов.

Административное деление

Окружённый земляными валами, Новгород раскинулся на обоих берегах Волхова своими пятью концами: Загородским, Неревским, Людиным на Софийской стороне и Славенским и Плотницким на Торговой.

Каждый конец Новгорода имел своё вече и делился на две сотни. Сотни делились на улицы. Соответственно, во главе их стояли кончанские, сотские и улицкие старосты. Во время войны каждая улица, сотня и конец составляли свою военную часть, входившую в ополчение.

Сословное деление

Высший класс составляли бояре, владевшие землями и капиталом и ссужавшие деньгами купцов. Происходя из древней местной племенной знати, они, согласно своему социальному статусу, были самыми влиятельными людьми и занимали все высшие должности.

Житьи люди -- следующий класс. Это были меньшие землевладельцы и с меньшим капиталом, не занимавшие высших должностей. Иногда они пускались в торговлю.

Ещё ниже стояло купечество, которое делилось на гильдии, высшей из которых была «Ивановское сто».

В «чёрных людях» числились ремесленники, мелкие торговцы, рабочие.

· Рядовичи.

· Бояре, владевшие землями.

· Своеземцы -- не бояре, но люди, которые имели свою землю и сами её обрабатывали.

· Смерды -- крестьяне, жившие на государственных землях и обрабатывавшие эти земли. Но их жизнь была лучше чем у западноевропейских крестьян.

· Паломники

· Изорники, кочетники -- крестьяне, обрабатывающие чужие частновладельческие земли.

· Закупы (от «купа» -- долг) -- крестьяне, бравшие плату за свою работу вперёд (авансом). В этом случае они становились временно, до полной выплаты долга, зависимыми от владельца земли.

· Одерноватые холопы -- низшая ступень, полные рабы, ставшие таковыми в результате невыплаты долга или совершения какого-либо проступка.

Таким образом, Новгородом управляли выборные власти, представлявшие верхушку населения. Именно на этом основании Новгород считается аристократической республикой.

Экономика. Сельское хозяйство, рыболовство, охота

Средневековое общество было аграрным. Не представлял в этой области исключения и Новгород. Подавляющее большинство населения занималось сельским хозяйством. Город был тесно связан с сельской округой.

Земельные богатства в XIV--XV веках составляли основу могущества правящей верхушки -- боярства. Богатые боярские семьи и некоторые монастыри имели в своём владении сотни сёл с зависимыми крестьянами. Известно, что Юрьев монастырь, Аркажский монастырь, Антониев монастырь и некоторые другие важные монастыри имели большие земельные владения. Однако по своему составу сёла были очень небольшие (даже в конце XV века 90 % сёл имели всего 1-4 двора). Сельские поселения объединялись в административно-хозяйственные единицы, называвшиеся погостами и являющиеся одновременно церковными приходами. Погостами назывались также главные поселения погостов-земель. В погосте-селе обычно было 10-15 дворов, церковь, имелся староста, происходил суд. Сюда же съезжались люди с окрестных деревень для торга. Нередко на таком погосте жили господа, а также «непашенные люди». В XIV--XV веках возникают сельские торгово-ремесленные поселения, называемые рядками. Обычно они располагались на берегах рек и имели по несколько десятков дворов.

В XIII веке устаревшую подсечно-огневую систему земледелия, заставлявшую крестьян постоянно искать новые леса для создания плодородных почв, а значит и постоянно кочевать, стала заменять новая трёхпольная система, дающая большую эффективность. Появилась также двухзубая соха с полицей, повышающяя эффективность обработки почвы. Основной зерновой культурой была рожь. Половина всех посевов была выделена под рожь (единственную озимую культуру). А трёхполье предполагало иметь одно поле с озимой культурой. Выращивались также гречиха, лён, ячмень, просо, овёс, пшеницу. Было распространено огородничество. Выращивали лук, чеснок, капусту, репу. Существовали хмельщики -- производители сырья для одного из самых употребимых в средневековом Новгороде напитков -- пива.

В реках и озёрах Новгородской земли в изобилии водились рыба, причём как «чёрная» (карповые, щуковые, окунёвые и.т.д.) так и «красная» (осетровые, лососёвые). Естественно рыба в больших количествах вылавливалась новгородцами. Ловили и раков, которых тоже тогда было немало. Новгородцы не знали сахара, поэтому ценен был мёд и воск. В связи с этим очень распространено было бортничество -- промысел мёда. Специально пчёл не разводили, мёд брали у диких дупловых пчёл. Очень распространена была охота и животноводство. Охотничьи угодья не раз упоминались в грамотах о купле-продаже. Леса Новгородских земель изобиловали многими видами зверя, особо ценились пушные звери. Новгород был крупнейшим экспортёром мехов в Европу, поставлялись белка, куница, соболь и другой мех.

Торговля

Новгород являлся основным "окном в Европу" для Руси. Новгород был составной частью торгового пути «из варяг в греки», то есть из стран Скандинавии в Византию. Одновременно Новгород стоял на пути из государств Древнего Востока на Русь и страны балтийского побережья. Торг находился на правом берегу Волхова, напротив детинца, с которым его соединял Великий мост. Лавки, которых было около 1800, делились на ряды. Название ряда соответствовало продаваемой на нём продукции.

Начало торговли Новгорода со странами Западной Европы относится к X--XI векам. На рубеже XI-XII веков в Новгороде уже существовала торговая фактория готландских купцов - так называемый Готский двор с церковью Святого Олафа, которую новгородцы называли «Варяжкой божницей». На Готланде, в Висбю, новгородские купцы основали свое подворье, тоже с церковью, остатки которой сохранились

В XI веке, по примеру готландцев, немцы развернули в Новгороде свой гостиный двор. Немецкий двор, называемый в ганзейских источниках двором св. Петра (Петерхофом), по названию заложенной здесь немцами церкви, являлся основой конторы Ганзы в Великом Новгороде.

Торговля была оптовой и меновой. Ткани продавались поставами, запечатанными специальными пломбами; соль - мешками; мед, вино, сельдь, цветные металлы - бочками. Даже мелкие штучные товары продавались большими партиями: перчатки, нитки, иголки - дюжинами, сотнями, тысячами штук. Русские товары также закупались оптом: воск - кругами, мех - сотнями шкурок. Строго соблюдался и меновой характер торговли, т.е. наличный товар за наличный товар. Торговля в кредит категорически запрещалась под угрозой конфискации товара.

Из Руси немецкие купцы вывозили в основном меха. Ещё одним широко вывозимым товаром был воск. Для освещения огромных зал и готических соборов требовалось много свечей. Своего воска в западной Европе не хватало, поэтому новгородские бортники вполне могли не только обеспечивать воском свой регион, но и продавать его за рубеж. Немецкие купцы покупали и кожаную обувь, которой славился в то время Новгород.

Ввозили в Новгород ткани -- в основном дорогое сукно. Новгородское ткачество полностью удовлетворяло повседневные потребности новгородцев в одежде, но для праздничных случаев предпочитали ткани подороже. О размерах ввоза говорят такие факты: в 1410 году у Немецких купцов в Новгороде было около 80000 метров, и причём всё было продано в этот год. Немаловажным являлся ввоз цветных металлов, которых не было в болотистых новгородских землях. Медь, олово, свинец и другие металлы, привезённые с Запада, позволяли новгородцам удовлетворять свои нужды. Из продовольствия ввозили соль, сельдь, пряности, а в неурожайные годы и хлеб.

Некоторые полагают, что торговля была основой экономики города. Однако это не так. Ввозили в Новгород предметы роскоши и только отчасти сырьё для ремесленников. Экспорт же предоставлял возможности для покупки товаров. Современные историки, не отрицая важности торговли, с полной очевидностью выяснили, что основой хозяйства Новгородской земли было сельскохозяйственное производство наряду с развитым ремеслом.

ВОПРОС 31 .

Галицкое княжество. Было расположено на юго-западной окраине Руси к востоку от Карпат в верховьях Днестра и Прута (совр. Ивано-Франковская, Тернопольская и Львовская области Украины и Жешувское воеводство Польши). Граничило на востоке с Волынским княжеством, на севере – с Польшей, на западе – с Венгрией, а на юге упиралось в половецкие степи. Население было смешанным – славянские племена занимали долину Днестра (тиверцы и уличы) и верховья Буга (дулебы, или бужане); в районе Перемышля обитали хорваты (хербы, карпы, хроваты).
Плодородные почвы, мягкий климат, многочисленные реки и обширные леса создавали благоприятные условия для интенсивного земледелия и скотоводства. По территории княжества проходили важнейшие торговые пути – речной из Балтийского моря в Черное (через Вислу, Западный Буг и Днестр) и сухопутный из Руси в Центральную и Юго-восточную Европу; периодически распространяя свою власть на Днестровско-Дунайскую низину, княжество контролировало также дунайские коммуникации Европы с Востоком. Здесь рано возникли крупные торговые центры: Галич, Перемышль, Теребовль, Звенигород.
В 10–11 вв. эта область входила в состав Владимиро-Волынской земли. В конце 1070-х – начале 1080-х великий киевский князь Всеволод, сын Ярослава Мудрого, выделил из нее Перемышльскую и Теребовльскую волости и отдал в держание своим внучатым племянникам: первую Рюрику и Володарю Ростиславичам, а вторую – их брату Василько. В 1084–1086 Ростиславичи безуспешно пытались установить контроль над Волынью. После смерти Рюрика в 1092 Володарь стал единоличным владетелем Перемышля. Любечский съезд 1097 закрепил за ним Перемышльскую, а за Василько Теребовльскую волость. В том же году Ростиславичи при поддержке Владимира Мономаха и черниговских Святославичей отразили попытку великого киевского князя Святополка Изяславича и волынского князя Давыда Игоревича захватить их владения. В 1124 Володарь и Василько умерли, и их уделы поделили между собой их сыновья: Перемышль достался Ростиславу Володаревичу, Звенигород – Владимирко Володаревичу; Ростислав Василькович получил Теребовльскую область, выделив из нее для своего брата Ивана особую Галицкую волость. После смерти Ростислава Иван присоединил Теребовль к своим владениям, оставив небольшой Берладский удел его сыну Ивану Ростиславичу (Берладнику).
В 1141 умер Иван Василькович, и Теребовльско-Галицкую волость захватил его двоюродный брат Владимирко Володаревич Звенигородский, который сделал Галич столицей своих владений (отныне Галицкое княжество). В 1144 Иван Берладник попытался отобрать у него Галич, но потерпел неудачу и лишился своего Берладского удела. В 1143 после смерти Ростислава Володаревича Владимирко включил Перемышль в состав своего княжества; тем самым он объединил под своей властью все прикарпатские земли. В 1149–1154 Владимирко поддержал Юрия Долгорукого в его борьбе с Изяславом Мстиславичем за киевский стол; он отразил нападение союзника Изяслава венгерского короля Гейзы и в 1152 захватил принадлежавшее Изяславу Верхнее Погорынье (города Бужск, Шумск, Тихомль, Вышегошев и Гнойницу). В результате он стал правителем огромной территории от верховьев Сана и Горыни до среднего течения Днестра и низовьев Дуная. При нем Галицкое княжество стало ведущей политической силой в Юго-Западной Руси и вступило в период экономического процветания; упрочились его связи с Польшей и Венгрией; оно начало испытывать сильное культурное влияние католической Европы.
В 1153 Владимирко наследовал его сын Ярослав Осмомысл (1153–1187), при котором Галицкое княжество достигло пика своего политического и экономического могущества. Он покровительствовал торговле, приглашал чужеземных ремесленников, возводил новые города; при нем население княжества значительно увеличилось. Успешной была и внешняя политика Ярослава. В 1157 он отразил нападение на Галич Ивана Берладника, обосновавшегося в Подунавье и грабившего галицких купцов. Когда в 1159 киевский князь Изяслав Давыдович попытался силой оружия посадить Берладника на галицкий.

Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.

Лев Толстой

Владимиро-Суздальское княжество и его история - важная страница российской истории, поскольку уже на рубеже 12-13 веках именно князья из Владимира добились господства над другими княжествами, в результате чего именно Владимиро-Суздальская земля стала доминировать на Руси, а ее князья стали оказывать наибольшее влияние на политику и уклады не только своего княжества, но и на соседние. Фактически к 13 веку окончательно произошел перенос политического центра Руси с Юга (Киев) на Северо-восток (Владимир и Суздаль).

Географическое положение

Владимиро-Суздальское княжество располагалось в северо-восточной части Руси, в междуречье Оки и Волги.

Карта Владимиро-Суздальской земли в 12-13 веках

Крупнейшие города в княжестве: Владимир, Суздаль, Углич, Тверь, Москва, Кострома, Галич, Белоозеро, Великий Устюг и другие. В основном города располагались в южной части княжества, и чем дальше на север - тем меньше городов.

Границы Владимиро-Суздальского княжества проходили с: Новгородской республикой, Смоленским княжеством, Черниговской землей, Рязанским и Муромским княжествами.

Князья

По Любеческом съезду князей было решено, что Ростово-Суздальская земля (так княжество называлось изначально) передается в управление роду Владимира Мономаха. Поэтому первым князем здесь стал Юрий Долгорукий, сын Мономаха.

Полный список князей:

  • Юрий Долгорукий (годы правления 1125-1155)
  • Андрей Боголюбский (1157-1174)
  • Всеволод Большое Гнездо (1176 - 1212)
  • Юрий Всеволодович (1218 - 1238)
  • Ярослав Всеволодович (1238-1246)
  • Александр Невский (с 1252 года).

Достаточно взглянуть на список, чтобы понять, что именно эти люди пользовались наибольшим влиянием на Руси. Владимиро-Суздальские князья в основном преследовали цель независимости от Киева и подчинение других княжеств своей власти.

Особенности

Политические особенности Владимиро-Суздальского княжества заключались в сильной власти князя. В отличии от большинства других земель, здесь князь был главой и решал все важные вопросы. Схематически политическая особенность данной земли может быть представлена так.

Сильная власть князя была возможна из-за того, что в этих землях было большое количество новых городов, где еще не успело сформироваться сильное боярство. В результате реальная власть была только у князя, а Вече носило только совещательный характер.

В целом же особенности развития княжества в удельный период (12-13 вка) следующие:

  • Неограниченность княжеской власти.
  • Увеличение населения. Люди переселялись в эти земли, поскольку они были сравнительно безопасными от набегов кочевников.
  • В княжестве активно развивалось земледелие. Было множество лесов, служивших естественной защитой.
  • Быстрый рост городов. Это относится как к новым городам, построенным в этот период (Москва, Переяславль-Залесский и другие), так и к старым городам (Владимир, Суздаль, Ростов, Ярославль и другие).
  • Географическое нахождение на пересечении важных торговых путей по Волге и Оке.

Экономические особенности

Несмотря на географическое положение, Владимиро-Суздальская земля обладала большим количеством пашенных земель, что делало сельское хозяйство ключевым аспектом экономического развития региона. Также в этих землях активно развивались и другие промыслы: рыболовство, охота, бортничество.

Большое влияние для экономического развития княжества сыграло переселение людей с юга. Они не просто переселялись, но и несли с собой элементы культуры. Многие из них были ремесленниками, в результате чего ремесло во Владимиро-Суздальской земле стало развиваться очень быстро.

Развитие

Примерно в 30-е годы 12 века Владимиро-Суздальское (на тот момент еще Ростово-Суздальское) княжество избавилось от власти Киева. Так произошло создание собственного княжества, которое значительно отличалось от других по форме политического устройства. Во Владимире была сильна княжеская власть. Во многом это и послужило причиной возвышения этих земель на другими. Достаточно вспомнить, что в других княжествах система управления была другой и менее эффективной: в Новгороде правили бояре через Вече, а в Галицко-Волынских землях власть князя была сопоставимой с властью бояр.

Изначально княжество называлось Ростово-Суздальским (при Долгоруком), затем Суздальской землей (при Боголюбском) и только потом Владимиро-Суздальской землей (при Большое Гнездо).

Важное событие для этого княжество случилось в 1238 году - оно подверглось нашествию татаро-монголов. Причем это было одно из первых княжеств для вторжения монголов, поэтому на Владимиро-Суздальскую землю пришелся основной удар. В результате с 1238 года княжество признало монгольскую власть и находилось в зависимости от Орды.

Культура

Культура Владимиро-Суздальской земли сложилось многогранной. Расцвета здесь достигло летописание. Характерная черта летописей этого княжества - подчеркивание величие княжества над другими, а также особое положение города Владимир.

В этих землях активно развивалась архитектура и строительство. Строители чаще всего использовали камень-известняк белого цвета. Пик строительства пришелся на правление Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.


В городе Владимир были возведены каменные стены с золотыми воротами, а также построен Успенский собор. Именно в этом храме хранились главные религиозные святыни княжества. Позже, во времена правления Всеволода Большое Гнездо, в городе был построен Дмитриевский собор. В Боголюбове был построен один из уникальнейших архитектурных памятников Древней Руси - церковь Покрова на Нерли. Церковь была построена по приказу Андрея Боголюбского на берегу реки Нерль.

Обращает на себя внимание и развитие живописи. Например, фрески Успенского и Дмитриевского соборов поражают своим изяществом.

Владимиро-Суздальское княжество. Северо-Восточная Русь в течение долгих веков была одним из самых глухих углов восточнославянских земель. Славяне-вятичи появились здесь лишь в VIII — IX вв., продвинувшись сюда с юго-запада. С запада сюда проникали кривичи. До этого здесь обитали угрофинские, а западнее — балтские племена. Здесь пролегала старинная торговая дорога из Новгорода на Волгу; следом за торговцами шли поселенцы.

Почему же славяне заселяли эти, казалось, забытые Богом места? В междуречье Оки, Волги, Клязьмы было немало пригородных для земледелия пахотных земель. На сотни километров простирались здесь великолепные заливные луга. Умеренный климат давал возможность развивать и земледелие, и скотоводство. Густые леса были богаты пушниной, здесь в изобилии росли ягоды, грибы, издавна процветало бортничество, что давало столь ценимые в то время мед и воск. Широкие и спокойно текущие реки, полноводные и глубокие озера изобиловали рыбой. При упорном и систематическом труде эта земля могла вполне накормить, напоить, обуть, согреть человека, дать ему материал для постройки домов, и люди настойчиво осваивали эти неприветливые места.

К тому же Северо-Восточная Русь почти не знала иноземных нашествий. Сюда не доходили волны яростных набегов степняков. Сюда не доставал меч завоевателей с запада. Жизнь здесь текла не так ярко и динамично, как в Поднепровье, но зато спокойно и основательно. Позднее Владимиро-Суздальская Русь, хотя и принимала активное участие в междоусобных битвах XII в., сама редко становилась ареной кровопролитных схваток. Чаще ее князья водили свои дружины на юг.

Все это содействовало тому, что пусть и в замедленном ритме, но жизнь здесь развивалась, осваивались новые земли, строились и богатели города; зарождалось вотчинное землевладение. В XI в. здесь уже стояли крупные городские центры — Ростов, Суздаль, Ярославль. Владимир Мономах основал названный в его честь Владимир-на-Клязьме и Переяславль.

Возвышаться Северо-Восточная Русь стала при Владимире Мономахе. Сюда он попал на княжение в возрасте 12 лет, посланный отцом Всеволодом Ярославичей. С тех пор Ростово-Суздальская земля прочно вошла в состав «отчины» Мономаховичей. В пору трудных испытаний, в пору жестоких поражений дети и внуки Мономаха знали, что здесь они всегда найдут помощь, поддержку. Здесь они смогут набраться новых сил для жестоких политических схваток со своими соперниками. Сюда в свое время Владимир Мономах послал на княжение одного из своих младших сыновей — Юрия.

Юрий Долгорукий. По мере мужания Юрия, по мере того как уходили из жизни старшие князья, голос ростово-суздальского князя звучал на Руси все громче, а его претензии на первенство в общерусских делах становились все основательнее. И дело было не только в его неуемной жажде власти, стремлении к этому первенству, за что он и получил прозвище Долгорукий, но и в экономическом, политическом, культурном обособлении огромного края, который все более стремился жить по своей воле. Особенно это относилось к большим и богатым северо-восточным городам. Если «старые» города — Ростов и особенно Суздаль — были, кроме того, сильны своими боярскими группировками и там князья все более чувствовали себя неуютно, то в новых городах — Владимире, Ярославле — они опирались на растущие городские сословия, верхушку купечества, ремесленников, на зависимых от себя землевладельцев, получавших землю за службу у князя.

В середине XII в. усилиями в основном Юрия Долгорукого Ростово-Суздальское княжество из далекой окраины, которая прежде посылала свои дружины на подмогу киевскому князю, превратилось в обширное независимое княжество, которое проводило активную политику.

Юрий Долгорукий неустанно воевал с Волжской Булгарией, которая в пору ухудшения отношений пыталась остановить русскую торговлю на волжском пути. Вел он противоборство с Новгородом за влияние на пограничные земли. Уже в XII в. зародилось соперничество Северо-Восточной Руси и Новгорода, которое позднее вылилось в острую борьбу Новгородской аристократической республики с поднимающейся Москвой. В течение долгих лет Юрий Долгорукий упорно боролся также за овладение киевским престолом.

Участвуя в усобицах, Юрий имел союзника в лице черниговского князя Святослава Ольговича. Однажды оба князя-союзника встретились для переговоров и для дружеского пира в пограничном суздальском городке Москве. Юрий Долгорукий пригласил туда своего союзника и написал ему: «Приди ко мне, брате, в Москов» . 4 апреля 1147 г. они встретились в Москве. Так в исторических источниках впервые была упомянута Москва. Но не только с этим городом связана деятельность Юрия Долгорукого. Он построил ряд других городов и крепостей. Среди них — Звенигород, Дмитров, Юрьев-Польской, Кснятин и др.

В 50-е гг. XII в. Юрий Долгорукий овладел киевским престолом, но вскоре умер в Киеве — в 1157 г.

Юрий Долгорукий был одним из первых крупных государственных деятелей Северо-Восточной Руси, при котором этот край прочно занял ведущее место среди других русских земель.

Андрей Боголюбский. После смерти Юрия на престол в Ростово-Суздальском княжестве вступил его сын Андрей, рожденный от половецкой княжны, первой жены Юрия.

Андрей Юрьевич родился около 1120 г., когда еще был жив его дед Владимир Мономах. В юности Андрей совершил с отцом не один военный поход и прослыл смелым воином и умелым военачальником. Он любил начинать битву сам, врубаться в ряды врагов. О его личном мужестве ходили легенды. До 30 лет князь жил в основном на севере. Отец отдал ему в удел город Владимир-на-Клязьме, и именно там провел Андрей свои детские и юношеские годы. Все его помыслы были связаны с этим краем. Еще при жизни отца, который после овладения Киевом наказал ему жить рядом в Вышгороде, независимый Андрей Юрьевич против воли отца уехал в свой родной Владимир.

Узнав о смерти Юрия Долгорукого, бояре Ростова и Суздаля избрали своим князем Андрея, стремясь утвердить у себя собственного князя и прекратить порядок, при котором великие князья киевские посылали в эти земли на княжение то одного, то другого из своих сыновей.

Однако Андрей сразу же спутал все их расчеты. Он сразу же выгнал из других ростово-суздальских городов своих сводных братьев — сыновей Юрия Долгорукого от других жен, удалил от дел старых бояр Юрия Долгорукого, распустил его поседевшую в боях дружину. Летописец отметил, что Андрей стремился стать «самовластней» в Северо-Восточной Руси.

На кого же опирался Андрей Юрьевич в этой борьбе? Прежде всего на города и нарождавшееся дворянство. Подобные стремления проявили в это время и властелины некоторых других русских княжеств, например Роман Мстиславич, а потом его сын Даниил в Галицко-Волынской земле. Укреплялась тогда королевская власть во Франции, Англии, где дворяне и городское население также поддерживали королей и выступали против своеволия крупных землевладельцев. Таким образом, действия Андрея Боголюбского лежали в общем русле политического развития европейских стран. Свою резиденцию он пере-нес в молодой город Владимир; близ города в селе Боголюбове он построил великолепный белокаменный дворец, отчего и получил прозвище Боголюбский. С этого времени и можно называть Северо-Восточную Русь Владимиро-Суздаль-ской.

В 1169 г. вместе со своими союзниками Андрей Боголюбский взял штурмом Киев и отдал город на разграбление. Уже этим он показал все свое небрежение по отношению к прежней русской столице. Андрей не оставил город за собой, а отдал его одному из своих братьев, а сам вернулся во Владимир. Позднее Андрей предпринял еще один поход на Киев, но неудачно. Воевал он, как и Юрий Долгорукий, с Волжской Булгарией.

Действия Андрея Боголюбского вызывали все большее раздражение среди ростово-суздальского боярства. Их чаша терпения оказалась переполненной, когда по приказу князя был казнен родственник его жены, боярин Степан Кучка, чьи владения находились в районе Москвы, которая тогда называлась также Кучково. К князю отошли и владения боярина.

Родственники казненного организовали заговор против Андрея Боголюбского, в него были вовлечены его жена и ближайшие слуги князя. Заговорщики выкрали из спальни правителя его меч, и в ночь на 29 июня 1174 г. вошли во дворец, выломали дверь в княжеские покои и ворвались в них. Андрей отчаянно сопротивлялся, несколько раз сбрасывал с себя врагов, но их было много и они были хорошо вооружены. Они нанесли ему несколько ударов мечами, саблями, кололи его копьями. Решив, что князь убит, заговорщики покинули спальню и уже выходили из хором, когда вдруг услышали стоны. Андрей Боголюбский очнулся, встал и из последних сил направился в сени, а оттуда стал спускаться вниз, но силы оставили его и он присел внизу лестницы. Здесь и обнаружили его вернувшиеся противники. Они тут же прикончили князя мечами.

Утром весть об убийстве Андрея Боголюбского облетела стольный город. Во Владимире, Боголюбове и окрестных селах начались волнения. Народ поднялся против княжеских посадников, сборщиков налогов; нападениям подверглись и дворы богатых землевладельцев и горожан. Лишь через несколько дней бунт утих.

Расцвет Владимиро-Суздальской Руси при Всеволоде Большое Гнездо. Гибель Андрея Боголюбского не остановила процесса централизации Владимиро-Суздальской Руси. Когда боярство Ростова и Суздаля попыталось посадить на престол племянников Андрея и управлять за их спиной княжеством, поднялись «меньшие люди» Владимира, Суздаля, Переяславля, других городов и пригласили на владимиро-суздальский престол Михаила — брата Андрея Боголюбского. Его конечная победа в борьбе с племянниками означала победу городов и поражение бояр.

Когда в 1176 г. Михаил умер, его дело взял в свои руки вновь поддержанный городами третий сын Юрия Долгорукого — Всеволод Юрьевич.

В 1176 г. он, разгромив своих противников в открытом бою близ города Юрьева, овладел владимиро-суздальским престолом. Мятежные бояре были схвачены и заточены в тюрьму, их владения отошли к князю. Поддержавшая противников Всеволода Рязань была захвачена, а рязанский князь попал в плен. Всеволод получил прозвище Большое Гнездо, так как имел восемь сыновей и восемь внуков, не считая потомства женского пола. В своей борьбе с боярством Всеволод Большое Гнездо опирался не только на города, но и на мужающее с каждым годом дворянство, которое выступает в источниках под именем «отроков», «мечников», «вирников», «гридей», «меньшей дружины» . Оно служило князю за землю, доходы, другие милости. Эта категория населения существовала и прежде, но теперь она становится все более многочисленной и влиятельной. Они несли всю основную государственную службу: в войске, суде, посольских делах, сборе податей и налогов, расправе, дворцовых делах, управлении княжеским хозяйством.

Укрепив свои позиции внутри княжества, Всеволод стал оказывать все большее влияние на дела Руси: вмешивался в дела Новгорода, овладел землями на Киевщине, подчинил полностью своему влиянию Рязанское княжество. Он успешно противоборствовал Волжской Булгарии.

Всеволода Юрьевича уже называли великим князем владимирским, в крупных городах Владимиро-Суздальского княжества в качестве наместников «сидели» его многочисленные сыновья.

Тяжело заболев в 1212 г., Всеволод Большое Гнездо завещал престол старшему сыну Константину, «сидевшему» в то время в Ростове. Но Константин, уже крепко связавший свою судьбу с ростовским боярством, попросил отца оставить его в этом городе, а сам престол перенести туда из Владимира. Это могло нарушить всю политическую ситуацию в княжестве. Больной Всеволод пришел в ярость. При поддержке собрания представителей городов и церкви он передал престол второму по старшинству сыну Юрию и наказал ему оставаться во Владимире и отсюда управлять всей Северо-Восточной Русью.

Вскоре Всеволод умер в возрасте 64 лет, «просидев» на великокняжеском престоле 37 лет. Его преемнику Юрию не сразу удалось взять верх над старшим братом. Последовала новая междоусобица, продлившаяся 6 лет, и только в 1218 г., после смерти Константина, Юрий Всеволодович сумел овладеть владимирским престолом. Тем самым была окончательно нарушена старая традиция наследования власти по старшинству, отныне воля великого князя — «единодержавца» стала сильней, чем была «старина».

Северо-Восточная Русь сделала еще один шаг к централизации власти. Правда, в борьбе за власть Юрий вынужден был заключать соглашения со своими братьями. Владимиро-Суздальская Русь распалась на ряд уделов, где сидели дети Всеволода. Но процесс централизации был уже необратим. Монголо-татарское нашествие нарушило это естественное развитие политической жизни на Руси.

Князья Владимиро-Суздальской земли

Далекой окраиной Древнерусского государства была Ростово-Суздальская земля. До X в. здесь жили угро-финские племена, потом с северо-запада сюда приходят ильменские славяне, а с запада - кривичи, вятичи. Кстати, вятичи лишь при Владимире Мономахе подчинялись власти Древнерусского государства, а до этого оказывали ей отчаянное сопротивление.

Северо-Восточная Русь была одним из важнейших районов, где происходил процесс формирования древнерусской государственности, древнерусской народности. С первых страниц русской летописи можно встретить упоминания о городах северо-востока: «В лето 6370 (862). <...> И принял власть Рюрик, и раздан мужем своим грады»: Полоцк, Ростов, Белоозеро.

В X в. Ростов являлся центром Ростово-Суздаль-ского княжества. Позже город именуется Ростовом Великим. Построен он был в живописном месте на берегу озера Неро. В течение многих веков вплоть до наших дней Ростов Великий - украшение Русской земли. В состав Ростово-Суздальской земли входила территория от Белоозера до Владимира. Ей доведётся сыграть важную роль в политической истории Руси.

В Х-ХП вв. появятся также города Галич, Старо-дуб, Переяславль-Рязанский, Юрьев-Польский, Пе-реяславль-Залесский, Тверь, Кострома, Городец. Из названий некоторых городов видно, что их имена заимствованы из южных русских земель.

Если большинство городов Древней Руси - Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород Великий, Псков, Полоцк, Витебск - находилось на территории главного торгового водного пути (Днепр - Волхов), то Ростов выдвинулся далеко к востоку, к району верхней Волги. Большая часть городов Северо-Восточной Руси до поры до времени не имела такого экономического развития и политического влияния, как города Киевской и Новгородской Руси.

Территория Ростово-Суздальской земли окружена была непроходимыми лесами. Они являлись естественной защитой от врагов, поэтому сюда довольно активно пошёл поток славян из Приднепровья, когда оно стало подвергаться нашествию половцев. Сюда трудно было пробраться и западным соседям из Польши и Венгрии, которые, с одной стороны, угрожали западнорусскому населению, но с другой - тоже приходили при разных обстоятельствах на эту землю спасаться.

На активную христианизацию местных жителей влияло перемещение в Залесскую землю славянского населения. В различных летописях можно найти сообщение о том, что ещё в конце X в. (991) в Ростове была учреждена епископия. Сохранилось даже имя первого епископа - Фёдора Гречина. Он упоминается в Тверской, Воскресенской, Никоновской летописях, а также в Степной книге как строитель первой соборной церкви в Ростове{41}. Этот собор, к сожалению, сгорит в 1161 г. Та же участь постигнет многие деревянные храмы Древней Руси, об архитектурном облике которых мы можем только догадываться.

Из Киево-Печерского патерика узнаём о первой монументальной постройке Северо-Восточной Руси - соборе в Суздале. Он был создан стараниями киевского князя Владимира Мономаха и митрополита Ефрема на рубеже XI и XII вв. А в Лаврентьевской летописи говорится о замене этого собора новым.

Так что Залесский край стал со временем привлекателен для завоевателей и переселенцев своими огромными площадями малозаселённой, хотя и не очень плодородной по сравнению с Приднепровьем земли. И всё же значительная часть населения занималась тяжким для этих мест трудом - сельским хозяйством, а также охотой, рыбной ловлей, бортничеством. Леса были полны ягод, грибов, орехов. И эти дары леса были не менее важным продуктом питания. Приходилось заниматься и товарообменом. Боярские вотчины здесь появились позже - лишь в XII в. Прибывавшее население становилось не только земледельческим. Оно оседало и в городах, которых строилось всё больше и больше в XI-XII вв. А значит, существовала потребность в строителях, ремесленниках разных специальностей, иконописцах.

Не случайны неоднократные упоминания в древних источниках о возведении суздальских соборов. Это свидетельствует об утверждении христианства в Залесской земле и окончательном установлении там центральной княжеской власти. В Киево-Печер-ском патерике говорилось, что прообразом Суздальского собора стал Успенский собор Киево-Печерекого монастыря.

Владельцем небольшого городка Москва в Ростово-Суздальской земле был боярин Юрия Долгорукого Степан Андреевич Кучка. За какую-то провинность князь казнил боярина, но своего старшего сына Андрея женил на его дочери.

Князь Андрей Юрьевич (около 1112-1174) только лет тридцати от роду впервые пришёл на юг Руси. Он прибыл туда с полками своего отца - Юрия Долгорукого, который вёл долгую и упорную борьбу за киевский стол. Вместе с отцом он участвовал в княжеских войнах и проявил бесстрашие и силу. Но если Юрий Долгорукий всю свою сознательную жизнь стремился владеть Киевом, то Андрей был равнодушен к древней столице. Возможно, это было и потому, что родился он и рос в Суздальской земле. Её центр - город Суздаль выделялся и тогда красотой и богатством архитектуры. В его строительство много сил и средств вложил Юрий Долгорукий, продолжая дело своих предшественников. И это с детства осталось в памяти Андрея. Родное гнездо наглядно воспитывало любовь к родному Залесскому краю.

Там и провёл Андрей всю свою молодость и мало был знаком с родственниками, жившими в южных землях. О некоторых он не знал даже, как они выглядят, и воспринимал их чаще всего только в качестве заклятых врагов своего отца, стремившихся принизить должное значение его семьи. Когда же Юрий после смерти своего старшего брата и племянника утвердился в Киеве и посадил Андрея в Вышгороде (недалеко от Киева), рядом с собой, то Андрей подчинился отцу, очевидно, скрепя сердце. Как послушныи сын своего отца, а вернее, как дисциплинированный князь-воин, он по указанию Юрия Долгорукого княжил не только в Вышгороде, но и в Турове, Пинске. Но в Вышгороде Андрей и года не прожил.

Юрий Долгорукий, которому накануне смерти было уже больше семидесяти лет, планировал северные земли оставить младшим сыновьям, а южные, в том числе Киев, - старшим. Андрею от Вышгорода до Киева остался один шаг. После смерти Юрия ростовцы и суздальцы, как отмечал С. М. Соловьёв, «не считали своею обязанностью исполнить волю покойного князя», как, впрочем, это часто бывало и в других городах Руси.

После смерти Юрия Долгорукого Андрей, как старший из его сыновей, мог сесть на стол в Киеве {тем более, что этого желал его отец), но его тянуло в Суздальскую землю. По преданию, посоветовали ему туда вернуться родственники по линии жены - Кучковичи, служившие у него. Для них это тоже были родные, дорогие сердцу края.

Ушёл князь Андрей из Вышгорода во Владимир ещё и потому, что чувствовал себя неуютно и одиноко среди своих южных двоюродных братьев и других родственников, которые были знакомы друг с другом с ранней молодости. Они решали свои проблемы сообща и в мирное время, и в период родовых столкновений и распрей. Не раз они оказывали сопротивление его отцу. И это трудно было забыть, трудно было привыкнуть к их совещаниям, неинтересно, мучительно было выполнять чужую волю.

Есть предположение, что вернулся Андрей Боголюбский в Северо-Восточную Русь и по политическим соображениям. Здесь были менее сильны вечевые традиции, чем в южных и западных областях русских земель, а значит - легче установить единовластие. И это стало, очевидно, главной причиной его возвращения в родную с детства местность.

С 1157 г. Андрей Юрьевич стал ростово-суздальским князем, а братьев своих - Василия, Михаила, Всеволода - выпроводил с этой земли и лишил их прав на наследство. А ведь Юрий Долгорукий именно младшим сыновьям - Михаилу и Всеволоду - завещал ростово-суздальские пространства. Михаил станет черниговским князем. Андрей же, не пожелав овладеть Киевом, таким привлекательным для русских князей, не захотел обосноваться и в Суздале - бывшей столице отца. При нём новой столицей станет Владимир. Князь Андрей запретил вече в Ростове и Суздале, лишил независимости многие города. Современники называли его «самовластцем» Суздальской земли.

Уезжая из Вышгорода во Владимир, Андрей взял с собой икону Богоматери, которую подарил в 1130 г. его отцу Юрию Долгорукому патриарх Константинопольский Лука Хризоверх. Она будет известна под именем «Владимирская икона Богоматери». Тогда эта икона ещё не была столь знаменита, как предстоит ей стать позже. Со временем православное население воспримет её как национальную святыню, защитницу Руси. А тогда, по дороге во Владимир, согласно «Сказанию» о чудесах этой иконы, Богоматерь, изображённая на иконе, сама избрала место своего пребывания, сообщив князю Андрею об этом в его сне. Там, где внезапно остановились лошади, перевозившие икону (а это было недалеко от Владимира), был основан Боголюбов - загородная резиденция князя Андрея. Её название стало прозвищем князя: Андрей Боголюбский (1157-1174). Церковное празднование Покрова Богородицы было установлено именно князем Андреем Боголюбским в честь многочисленных чудес, явленных Пресвятой Богородицей. И хотя видение Покрова Блгородицы над собором молящихся и произошло в Византии, этот праздник будет особо почитаться в России.

А в это время на юге Руси продолжалась борьба князей за киевский стол. Наибольшей силой среди князей обладал Андрей Боголюбский. В 1169 г. его войска под предводительством сына Мстислава взяли Киев. Древняя столица была разграблена и сожжена, погибло много киевлян. Трудно поверить, что тот самый Андрей Боголюбский, который был инициатором возведения прекраснейших строений во Владимирской земле, а в конце жизни и знаменитой церкви Покрова на Нерли, отправил свои войска на разрушение и разграбление Киева, в том числе и его прекрасных церквей. Настолько были сильны старые обиды князя? Есть упоминание в древних источниках, что он потом будет раскаиваться в этом своём грехе.

Современники отмечают особый горделивый вид князя Андрея, что раздражало его тайных и явных недругов (археологи и антропологи определили через восемьсот лет, что эта осанка была следствием травмы шейных позвонков). Он обладал нелёгким и, очевидно, вспыльчивым характером. Разговаривал он повелительным тоном даже с князьями.

К этому времени Андрей Боголюбский был уверен, что нельзя воспринимать Русскую землю лишь как совместное владение всего рода Рюриковичей. Государственные отношения не должны больше иметь чисто семейный характер: кто старший в роде, тот и властитель. Если оставить так, как было, будут вечные споры и даже войны из-за права старшинства после смерти предыдущего князя, и тогда, естественно, нельзя исключить очередных попыток вооружённых столкновений русских князей за власть. Находясь на великокняжеском столе, Андрей Боголюбский вёл себя не как старший родственник Рюриковичей, а как полновластный государь, ответственный «перед Богом и народом».

Подчинив Киев, Андрей Боголюбский получил официально титул великого князя. По характеру он был, очевидно, доверчив, бесхитростен. Превращение Андрея Боголюбского из удачливого воина в политика сопровождалось не только успехами, тем более что тонкости дипломатии он усваивал с трудом. Так, поверив клевете, будто бы Мстислав Ростисла-вич Храбрый (внук Владимира Мономаха) был виновен в гибели брата Андрея, он направил к Мстиславу посла со словами: «Ты всему зачинщик, не велю тебе быть в Русской земле». Мстислава не случайно назвали Храбрым. Он в знак неуважения к поступку князя Андрея Юрьевича остриг волосы с головы и бороды{42}посла и отправил его туда, откуда он пришёл. Тут же Мстислав с небольшой дружиной укрылся в Вышгороде. После девяти недель осады города Мстиславу удалось разбить войско двадцати подвластных Андрею князей.

В борьбе за подчинение Новгорода дважды князь Андрей терпел поражение (эти события были отражены даже в иконописных сюжетах). Тогда Андрей запретил в неурожайный голодный год в Новгородской земле завозить туда хлеб и вообще перекрыл новгородцам торговый путь через его княжество. Только так ему ненадолго удалось установить своё влияние на жителей вечевого Новгорода.

Итак, Андрей, будучи великим князем, не воспользовался своим правом жить в Киеве. Он стремился возвысить роль Владимиро-Суздальского княжества. Столицей его стал город Владимир. Не всем в Ростове и Суздале это нравилось. Они с презрением относились к нему как к пригороду. При Андрее Боголюбском устанавливается Богородичный культ как основной во Владимиро-Суздальской земле. Это было сделано в противовес киевским и новгородским землям, где основным был культ Святой Софии. Божья Матерь превращается в небесную покровительницу Владимиро-Суздальского княжества. Новая столица должна была стать не хуже старой. В ней идёт мощное каменное строительство, а это увеличивало поборы с населения. Значит, появляются и недовольные этим явлением. Но их было и раньше немало у князя Андрея. А горделивый вид и нелёгкий вспыльчивый характер увеличивал количество врагов.

Так же, как и многие русские князья до него и после, Андрей принимал на службу пришельцев из разных стран, в том числе и неправославных. Многие из них крестились потом в православной церкви, чему способствовал сам князь. С. М. Соловьёв отмечает: «В числе этих новокрещённых иноземцев находился один яс, именем Анбал; он пришёл к Андрею в самом жалком виде, был принят в княжескую службу, получил место ключника... находился также какой-то Ефрем Моиэич, или Моисеевич» . Эти люди потом будут среди убийц Андрея Боголюбского.

Однажды он казнил провинившегося близкого родственника, одного из Кучковичей (брата своей жены), не забывавших и старую обиду - смерть Степана Кучки от руки Юрия Долгорукого. Они, очевидно, и организовали убийство князя Андрея, которое было совершено в 1174 г. в Боголюбове, где он так любил проводить большую часть своего времени. Мощный княжеский замок не спас Андрея Боголюбского. Среди убийц были даже его личные слуги, которым он когда-то помог, приблизив к себе. Когда наносили князю последний -- смертельный - удар, он произнёс: "Если, Боже, в этом сужден мне конец, принимаю его». Обычно эти слова князя объясняют раскаянием - в первую очередь, за погром Киева.

Смерть Андрея Боголюбского была воспринята населением, недовольным увеличением налогов, как радостное событие и даже явилась сигналом к разграблению княжеского дома, убийству посадников, налогосборщиков, мастеров-строителей, дружинников князя. То же было во Владимире, Ростове, Суздале. Грабили богатых и знатных людей. А тело Андрея Боголюбского шесть дней не решались похоронить служители церкви. Наконец священник Микулица, который когда-то помог князю Андрею вывезти из Вышгорода икону Богоматери, взял ее в руки и стал ходить по улицам, чтобы люди вспомнили и добрые дела князя. Именно это, по мнению древнего историка, и остановило грабежи и погромы: люди опомнились, в них проснулись «стыд и совесть». Тело князя было похоронено в возведённой при нём церкви Пресвятой Богородицы.

Андрей Боголюбский надеялся стать творцом единой, мощной, прекрасной державы, но методы ее строительства породили множество его личных врагов. Попытка создания единого русского государства оказалась неудачной. Да и объективных предпосылок (правовых, экономических, политических) для этого тогда ещё было недостаточно. Позже русская церковь канонизировала Андрея Боголюбского.

После смерти Андрея между Ростовом, Суздалем и Владимиром шла борьба: какой город должен стать столицей? Ею остался Владимир. В 1176 г. князем избрали младшего брата Андрея Боголюбского - Всеволода Большое Гнездо (1154-1212). Его прозвали так за большое семейство. Всеволод казнил убийц брата, восстановил закон и сделал всё возможное, как это он понимал, для уничтожения усобиц. При нём наступило время наибольшего расцвета Владимиро-Суздальского княжества. В своей внутренней политике он опирался главным образом на купцов, ремесленников и, конечно, на дружину, состоящую из служилых людей. Они на время службы получали земли, которые позже (в XIV в.) будут называться поместьями, а их владельцы - помещиками. Они были заинтересованы в усилении княжеской власти. Но Всеволоду пришлось подавлять выступления феодальной знати не только Владимиро-Суздальской земли, но Рязани, бояр Новгорода.

Всеволод был женат на осетинке Марии, а потом - на дочери витебского князя. Он ухитрился так женить или выдать замуж своих десятерых сыновей и дочерей, что многие русские земли Владимиро-Суздальского края оказались в руках этой огромной семьи. Некоторые его сыновья станут родоначальниками новых династий: Константин - князей суздальских, Ярослав - князей московских и тверских (его сын Александр Невский станет самым известным защитником многострадального отечества). Как отмечал С. М. Соловьёв, «все князья северные происходят от этого Всеволода III». Но центробежные силы были велики. Ещё при жизни Всеволод начал определять уделы членам своей семьи. После его смерти княжество вступило в очередной период усобиц, которые практически свели на нет результаты созидательной деятельности Андрея Боголюбского и самого Всеволода по усилению княжеской власти, единению государства. Владимиро-Суздальское княжество разделилось на Владимирское, включая Суздаль, Переяславское (центр - Переяславль-Залесский), Тверское, Дмитровское, Московское, Ярославское, Ростовское, Юрьевское (центр в Юрьеве-Польском), Муромское.

Каждый из князей стремился укрепить свою экономическую и политическую мощь. Отношения между князьями всё более усложнялись. Борьба шла уже не за власть, а за увеличение своего княжества, расширение его границ.

А Киевское княжество постепенно потеряло прежнее значение, хотя ещё какое-то время, по традиции, князья соперничали друг с другом и боролись за Киев. Незадолго до монгольского нашествия в нём утвердилась власть галицко-волынского князя Даниила Романовича.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

4. 3. 2. Антропоморфные саркофаги Владимиро-Суздальской Руси Нас спросят – а почему же тогда на Руси не найдено таких «матрешечных» царских захоронений? Мы ответим так. По-видимому, сегодня мы просто уже не знаем – как выглядели старые русско-ордынские обычаи, – в

Из книги История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 15. РАСЦВЕТ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ Политика Андрея Боголюбского. В 1157 году Юрий Долгорукий умер. Правителем Ростово-Суздальской Руси стал его сын Андрей Юрьевич. Нового князя отличали личное мужество, проницательность, воля, целеустремлённость, кипучая энергия.В

Из книги Лица эпохи. От истоков до монгольского нашествия [антология] автора Акунин Борис

О. П. Федорова Допетровская Русь. Исторические портреты Князья Владимиро-Суздальской земли Далекой окраиной Древнерусского государства была Ростово-Суздальская земля. До X в. здесь жили угро-финские племена, потом с северо-запада сюда приходят ильменские славяне,

Из книги Царь славян. автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 3 Великий князь Андрей Боголюбский XII века - это Иисус Христос во время его пребывания во Владимиро-Суздальской Руси XII века, где он провёл большую часть своей жизни 1. Краткая биография Андрея Боголюбского, согласно романовской версии Начнём с того, что, следуя, в

Из книги Царь славян. автора Носовский Глеб Владимирович

7. Евангельский Иоанн Креститель и «два» епископа XII века - Леон и Феодор во Владимиро-Суздальской Руси При Андрее Боголюбском, в 1159–1169 годах, разворачивается бурная история «двух» епископов - ростовского Леона и суздальского Феодора. Не исключено, что оба они являются

автора Платонов Сергей Федорович

§ 29. Заселение Владимиро-Суздальской земли славянами и образование великорусской народности Под именем Суздальской Руси, или Владимиро-Суздальского княжества, разумеется область, расположенная между средним и нижним течением Оки, с одной стороны, и верхним и средним

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 30. Природные и общественные особенности Владимиро-Суздальской Руси Природа Суздальской земли была своеобразна и не походила ни на Киевскую, ни на Новгородскую. Здесь не было тучных черноземных пространств, как на юге, а был суглинок. Земля не была так плодородна, как в

Из книги Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки). автора Костомаров Николай Иванович

V. Новгород в эпоху княжеских междоусобий. - Ополчение Андрея. - Чудо Знаменской иконы Богородицы. - Покушения князей Суздальской Земли. - Всеволод. - Ярослав Возникшие в Южной Руси распри Моно.маховичей и Олеговичей изменили спокойное отношение Новгорода к великому

Из книги Русские полководцы XIII-XVI веков автора Борисов Николай Сергеевич

Солнце земли Суздальской Остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Иеремия, 6, 16 Среди тех, кто защищал Русскую землю от врагов в XIII столетии, наибольшую славу у современников и

автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 3 ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ XII ВЕКА – ЭТО ИИСУС ХРИСТОС ВО ВРЕМЯ ЕГО ПРЕБЫВАНИЯ ВО ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ XII ВЕКА, ГДЕ ОН ПРОВЕЛ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ СВОЕЙ ЖИЗНИ 1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО, СОГЛАСНО РОМАНОВСКОЙ ВЕРСИИ Начнем с того, что, следуя, в

Из книги Царь славян автора Носовский Глеб Владимирович

7. ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ И «ДВА» ЕПИСКОПА XII ВЕКА – ЛЕОН И ФЕОДОР ВО ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ При Андрее Боголюбском, в 1159–1169 годах, разворачивается бурная история «двух» епископов – ростовского Леона и суздальского Феодора. Не исключено, что оба они являются

Из книги Русь меж двух огней – против Батыя и «псов-рыцарей» автора Елисеев Михаил Борисович

Разгром Суздальской земли Февраль - март 1238 г. Часть татар пошла к Ростову, а другая часть к Ярославлю, а иные пошли на Волгу на Городец, и пленили они все земли по Волге до самого Галича Мерьского; а другие татары пошли на Переяславль и взяли его, а оттуда пленили все

автора

1157–1174 Правление Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальской земле В 1155 г., когда Юрий Долгорукий ненадолго захватил киевский стол, его 43-летний сын Андрей против воли отца уехал из Киева на родину, в Суздаль, вместе со своей дружиной и домочадцами. Он хотел укрепиться в

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1237 Гибель Рязанской и Владимиро-Суздальской Руси После 13-летнего затишья монголы вновь пришли из своих степей. В 1236 г. Бату-хан разгромил Волжскую Болгарию. Ее столица, города и села исчезли с лица земли навсегда. Тогда же началась и последняя «охота» монголо-татар на

автора Ионина Надежда

Из книги Суздаль. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!