Презентация "Обучение грамоте (письмо) Л.Ф.Климановой (УМК "Перспектива"). Составление и письмо печатных быкв "ж "

Много ошибок в этой программе. ВОт отзыв нашла: "В комплекте учебников учат детей неправильно делить слова на слоги. Причем в "Азбуке" на соседних страницах соседствует как правильное деление (стр. 53 1-ой части: ка-пу-ста, ты-квы), так и неправильное (стр. 56: лап-ти, туф-ли)".
Это мнения с других сайтов:
"Первого сентября сего года мой ребенок пошел в первый класс обычной районной школы. С нетерпением ждали того момента, когда нам дадут учебники.И вот свершилось! Нам выдали полный набор купленный за наши деньги, и мы приступили к учебе. Я, как человек любознательный решил полистать Азбуку уважаемых авторов - Л.Ф. Климановой и С.Г. Макеевой.После прочтения у меня возникло два вопроса. Первый возник на 98 странице после прочтения строчек внизу страницы. Речь идет о незваной гостье. Перечисляется состав семьи гусей, а затем возникает их ТЕТЯ - гусеница. После этого рухнула моя вера в теорию сэра Ч.Дарвина и уверенность в моих знаниях биологии. Первый вопрос всплыл в голове как-то самостоятельно без моего волевого участия:"Как объяснить ребенку в первом классе, что гусеница ближайшая родственница гуся по женской или мужской линии?". К сожалению, нет ссылки на того автора, кто это сочинил, по-этому, приходится обратиться непосредственно к Авторам Азбуки за помощью в поиске ответа на мой вопрос.
Вторая трудность возникла после прочтения фрагмента на странице 100 о том, как Рома и Вова помогли маме и купили СЫРУ.Я сначала не понял, кто такая СЫРА, но потом решил, что речь идет о СЫРЕ кисло-молочном продукте. По русскому языку у меня среднее образование, по-этому спорить с автором программ и учебников по русскому языку не берусь и просто хочу уяснить для себя возможно ли такое употребление окончания слова и в каком словаре можно это уточнить.Подводя итог всему выше сказанному, хочу призвать всех, кто имел неосторожность выбрать эту программу, быть бдительными.Ведь с первого класса в голове у ребенка сложится какое-то неправильное, на мой взгляд,понимание русского языка и еще жалко наших учителей, которым приходится очень тяжело, прививая основы знаний ребенку на всю жизнь по таким вот учебникам. Это лично мое мнение."

Вот еще отзыв:
"Ну вот мы занимемся по "Перспективе".Что-то я волнуюсь все больше и больше. Уж как меня пугали что в 1 классе задают жуть как много. Где кому что задают? По математике 2 задачки, в которых только написать решение и ответ, даже "дано" не нужно. Ну или 4 примерчика. По письму дописать то что в классе не сделали - 3 строчки. А в классе делают 1 страничку. Чтение вообще уже за урок не считаем. Задано прочитать 2 страницы, открываю, а там на обе страницы громадные картинки и по 1 строчке прочитать. С сентября выучили 1 четверостишие и 1 стих -ложка это ложка,ложкой суп едят... Бред. У меня дочка сейчас стала хуже читать,чем в августе. Я уж и так вру ей,что вот тут еще надо написать и здесь прочитать. Мне такая ситуация не нравится. Дети расслабились, родители тоже. Изучали цыфры - написание не отрабатывали, как мы раньше в школе. Ну хотя бы строчку цифры в тетради прописать. С буквами та же проблема. Параллельный класс в основном состоит из плохоговорящих деток. И у них Школа России, а наш класс типа Прогимназия (вау!) Так они стихи каждую неделю учат,а то и по несколько за неделю. Вот белую березу учили,а наши ничего. написание и букв и цифр отрабатывают тщательно, читают уже по 2 полные страницы текста.Не мама мыла Милу, а полноценные рассказы. У нас по математике одинакове рабочие тетради - Петерсон, так они уже уроков на 10 вперед нас ушли.Тьфу. У меняребенок скоро совсем отупеет. Может программа и рассчитана на то,что бы сначала запустить детей,а потом, дай бог 1 из класса сможет еще как-то соответствовать уровню знаний допустим 4 классаи вот этот 1 будет гений,а остальные дураки, которые не потянули "сильную" программу.Сейчас только закончили азбуку, очень надеюсь,что дальше хоть что-то посерьезнее будет. Девочки,у кого перспектива, у Вас такой же разгул?"
"Моя во втором классе....учится по программе Перспектива.Мне вообще эта прграмма не нравится.В первом классе была расслабуха...год пролетел незаметно.Дочь весь год пользовалась своими старыми знаниями.Во втором классе началась напряженка.Программа по математике неравномерная.Таблицу на умножение и деление надо было выучить всю за две недели.Окружающий мир это наш бичь.Такого бреда я еще не читала.Текст явно не для 8–летних детей.Приходиться зазубривать наизусть так как некоторых слов и оборотов ребенок еще не понимает.Моя учится очень хорошо,но приходиться напрягаться постоянно.Английский тоже бред бредовый.Дети еще не знали толком алфавита,но по программе Спотлайт учебник требовал читать.Транскрипции нет и не будет до 5 класса,те ребенок должен запоминать слова на слух и визуально.Хорошо,что я немного шпрехаю,а если родители учили другой язык?Короче я недовольна,но выбора у нас нет.Будем и дальше по ней учиться."
Другие же пишут, что, ничего. Достаточно сильная. 10.02.2013 00:20:45, Юффи

1 0 -1 0

Объясните мне, пожалуйста, в чем ошибка при делении на слоги таким образом, каким слова разделены в вашем примере?
Человек, чье мнение вы процитировали, может быть, и любознательный, но вот точно не очень внимательно читающий, поскольку рассказик про "вашу тетю гусеницу" как раз для того и помещается в учебниках, чтобы учить детей отличать однокоренные слова от слов, которые звучат похоже.
Ну и "По русскому языку у меня среднее образование, по-этому спорить с автором программ и учебников по русскому языку не берусь и просто хочу уяснить для себя возможно ли такое употребление окончания слова и в каком словаре можно это уточнить" - пожалуйста, если человек до сих пор этого не знает, то пусть откроет для себя новое: [ссылка-1]

И странно, право слово, когда вроде бы профессионал приводит в качестве аргумента мнение первого попавшегося человека, совершенно не компетентного ни в предмете, ни методике...

10.02.2013 01:23:58, Musenka

1 0 -1 0

Тематическое планирование
№ п/п
Учебно-тематическое планирование
Содержание
Требования Федерального государственного образовательного стандарта
Универсальные учебные действия
Программное и учебно-методическое обеспечение

Обучение грамоте. Письмо (115 ч)

Подготовительный этап обучения. Письмо – 30 ч.
Пропись 1. «Рисуй, думай, рассказывай»

1.
«Твои новые друзья». «Дорога в школу».
«Первое задание»
Ориентировка на листе:в центре, слева, справа. Пространственное расположение в рабочей полосе (рабочей строке): выше, ниже, слева, справа; штриховка. Параллельные линии. Раскрашивание.
Прямые и наклонные линии. Обведение предметов по контуру (силуэту), бордюр. Элементы печатных и письменных букв. Петлеобразные линии. Безотрывные линии.

Сформировать умение ориентироваться на листе; штриховать, обводить фигуры по контуру; писать элементы печатных и письменных букв.
Личностные:
формировать алгоритм своего действия, перевод внешней речи на внутренний план.
Регулятивные:
осваивать способы ориентировки в пространстве (учебника, тетради) и способов сравнения.
Познавательные: систематизировать знания о форме предметов, освоение элементов письменных букв.
Коммуникативные: формировать умения объяснить свой выбор.
3 – 5

2.
«На уроке», «Что в центре круга»

3.
«Большие и маленькие». «Сравни».

4.
«Сравни», «Каких цветов больше»

5.
«Направление», «Найди короткий путь»

6.
«Чем похожи», «Где чей домик?».

7.
«Лото» «Найди пару»

8.
«У речки» «Сколько? Столько»

9.
«На компьютере» «Целое и часть».

10.
«Часть и целое», «Целое из частей»

11.
«Головоломка». «Овал»

12.
«В квартире». «Веселые превращения».

13.
«Сравни дома». «В магазине одежды».

14.
«В походе». «На отдыхе».

15.
«На коньках». «Контуры и силуэты»

16.
«На волнах». «Морское путешествие».

17.
«На лугу». «Мы рисуем».

18.
«Под грибом». «Сравни и подумай»

19.
«Мы спортсмены». «Выбирай»

20.
«Кто построил домики?» «Сравни и подумай»

21.
«Рассмотри и расскажи». «В гости к бабушке»

22.
«Распиши посуду» «Наличники»

23.
«Расшитые полотенца» «Лоскутное одеяло»

24.
«Прогулка в парк». «Знаки в городе»

25.
«Подбери пару» «Разгадай секрет»

26.
«Подумай и сравни»

27.
«В спортивном зале» «Догадайся»

28.
«На велосипедах». «Собери машину»

29.
«Проверь себя» «Подумай и сравни»

30.
«Проверь себя»

Основной этап обучения. Письмо – 70 ч.
Пропись 2. «Мой алфавит», часть первая
«Письмо гласных букв Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ» (7 ч)

31.
Буква Аа
Элементы письменных букв – строчных и заглавных.
Слитное письмо: верхнее и нижнее соединение.
Умение правильно писать гласные буквы Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ, умение писать буквы слитно.
Личностные:
осознавать алгоритм своего действия; переводить внешнюю речи на внутренний план.
Познавательные: осмыслять соответствие звука букве; осмыслять разницу между печатным и письменным шрифтами.
Регулятивные:
осваивать способы написания и соединения письменных букв.
Коммуникативные:

3 – 5

32.
Буква Оо

33.
Буква Уу

34.
Буквы Ии; ы

35.
Письмо изученных букв

36.
Буква Ээ

37.
, «Пиши, да не спеши»

«Письмо букв, слогов, слов, предложений» (63 ч)

38.
Буква Мм
Письмо букв, обозначающих гласные звуки. Слитное соединение букв, безотрывное письмо с верхним и нижним соединением. Элементы букв русского алфавита – строчных и заглавных; слоговое письмо слов. Правила написания предложений. Правописание жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Сформировать умение писать письменные буквы и правильно выполнять соединения букв.
Личностные:
осознавать алгоритм своего действия; переводить внешнюю речь на внутренний план.
Регулятивные:
осваивать способы написания и соединения письменных букв русского алфавита.
Познавательные:
осваивать умения записывать и списывать слова и предложения письменным шрифтом.
Коммуникативные:
уметь объяснять свои действия (способ написания).
20 – 21

39.
Буква Сс

40.
Повторение строчных букв м, с. Письмо заглавных букв М, С

41.
Буква Нн

42.
Буква Лл

43.
Повторение изученных букв.

44.
Буква Т,т

45.
Повторение изученных букв.

46.
Буква К, к.

47.
Повторение изученных букв.

48.

49.
Письмо строчной буквы р.

50.
Письмо заглавной буквы Р.

51.
Буква В,в.

52.
Буква П,п.

53.
Письмо строчной буквы г.

54.
Письмо заглавной буквы Г.

55.
Закрепление изученных букв (р, п, г, к)

56.
Закрепление изученных букв (Р, П, Г, К)

57.
Письмо строчной буквы е и слов с ней.

58.
Письмо букв: строчной ё и заглавных Е, Ё

59.
Заглавные буквы Е, Ё.

60.
Повторение изученных букв е, ё

61.
Повторение изученных букв Е, Ё.

62.
Повторение изученных букв: Р, В, П, Г, Е, Ё.

63.
Письмо строчной буквы б.

Прописи
«Мой алфавит», часть вторая.
Стр. 4

64.
Буква З,з.

65.
Письмо заглавной буквы Б.

66.
Закрепление изученных букв З, Б.

67.
Закрепление изученных букв

68.
Письмо строчной буквы д.

69.
Письмо заглавной буквы Д.

70.
Письмо буквы Дд.

71.
Письмо строчной буквы ж.

72.
Письмо заглавной буквы Ж.

73.
Сочетание «жи»

74.

75.
Повторение. «Буквенная мозаика»

76.
Буква Я, я.

77.
Письмо слов с буквой я.

78.
Письмо предложений с буквой я.

79.
Буква Х,х

80.
Закрепление изученных букв

81.
Письмо слов с ь

82.
Буква Й,й.

83.
Закрепление написания буквы Й,й.

84.
Письмо строчной буквы ю.

85.
Письмо заглавной буквы Ю.

86.
Чудеса со словами

87.
Повторение. «Буквенная мозаика»

88.
Написание слов и предложений с изученными буквами.

89.
Письмо строчной буквы ш.

90.
Письмо заглавной буквы Ш.

91.
Сочетания «жи – ши»

92.
Буква Ч, ч. Сочетания «ча», «чу».

93.
Буква Щ, щ. Сочетания «ща», «щу».

94.

95.
Сочетания «чу – щу», «ча – ща»

96.
Буква Ц, ц.

97.
Буква Ф, ф.

98.
Письмо слов и предложений с буквой Ф, ф.

99.

100.
Разделительный мягкий (ь) и твердый (ъ) знаки.

Обобщающий этап обучения. Письмо – 15 ч.
Рабочая тетрадь «Пиши красиво»

101.
Повторение. «Буквенная мозаика»
Каллиграфическое письмо изученных букв, слогов, слов.
Сформировать умение писать разборчиво, соблюдать орфографический режим.
Личностные:
формировать позитивное отношение к своей деятельности (уметь видеть достоинства в своей и в чужой работе).
Регулятивные:
осваивать способы сравнения своей работы с эталоном, способы нахождения и исправления ошибок.
Познавательные:
осваивать нормы и правила письма.
Коммуникативные:
уметь объяснить достоинства и недостатки в своей и в чужой работе.

102.
Алфавит. Повторение изученных букв. Буквы е, ё, и, ю, я показатели мягкости предшествующего согласного.

103.
Оформление предложений в тексте.

104.
Упражнения в написании слов и предложений с изученными буквами. Правописание звонких и глухих согласных.

105.
Слова, имеющие одинаковую часть (корень). Безударные гласные в корне слова.

106.
Слова, отвечающие на вопрос «Кто?», «Что?».

107.
Правописание слов с сочетаниями жи-ши.

108.
Упражнения в написании слов и предложений с изученными буквами.

109.
Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками. Заглавная буква в именах собственных. Безударные гласные в корне слова.

110.
Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?». Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

111.
Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Что делать?», «Что сделать?»

112.
Правописание имён собственных.

113.
Правописание слов с сочетаниями чк, чн. Буквы е, ё, и, ю, я показатели мягкости предшествующего согласного.

114.
Правописание твёрдых и мягких согласных. Обозначение на письме мягкости согласного. Правописание шипящих согласных.

115.
Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками. Оформление предложений в тексте. Заглавная буква в именах собственных.

Русский язык (50 ч)

«В мире общения. Слово» (6 ч)

1.
Вводный урок по курсу русского языка.
Цель, формы, условия и результат общения (на конкретно-предметном уровне). Общение как умение говорить и слушать, читать и писать. Точные слова как средство выражения мысли.
Сформировать умение внимательно относиться к слову как к средству общения и выражения отношения к окружающему.
Обогащение словарного запаса учащихся.
Личностные:
формировать умения общаться как умения говорить и слушать, читать и писать.
Регулятивные:
осваивать способы речевого общения.
Познавательные: систематизировать знания о языке как средстве отражения действительности; о слове как двусторонней языковой единице.
Коммуникативные: формировать культуру речевого общения, речевого этикета.
Учеб. (раб. тет.)2 – 3 (2 – 3)

2.
В мире общения. Цели и формы общения.

4 – 6 (4 – 8)

3.
В мире общения. Родной язык – средство общения.

7 – 9 (4 – 8)

4.
В мире общения. Смысловая сторона русской речи.

10 – 11 (4 – 8)

5.
Слово, его роль в нашей речи.

6.
Слово и его значение.

15 – 17 (9 – 12)

«Имя собственное» (4 ч)

7.
Урок развития речи. Слово как средство создания образа.
Правописание имен собственных на примере имен и фамилий людей; названий городов, рек, поселков; кличек животных. Имя существительное (без определения); имя собственное; имя нарицательное; многозначные слова, омонимы (без определения); правила правописания имен собственных.
Формирование умения различать и правильно писать имена собственные и нарицательные.
Личностные:
осознавать алгоритм своего действия.
Регулятивные:
осваивать способы написания имен собственных.
Познавательные: осмысливать различия между именами собственными и нарицательными.
Коммуникативные: формировать умение аргументировать.
18 – 20 (9 – 12)

8.
Знакомство с именами собственными. Отличие имени собственного от нарицательного.

21 – 23 (13 – 18)

9.

24 – 25 (13 – 18)

10.
Имя собственное. Правописание имён собственных.

26 – 28 (13 – 18)

«Слово и его значение» (3 ч)

11.
Слова с несколькими значениями.
Слова с несколькими значениями. Слова, близкие и противоположные по значению.
Сформировать умения определять значение слова, подбирать близкие и противоположные по значению слова. Обогатить словарный запас учащихся.
Личностные:
формировать словарный запас.
Регулятивные:
уметь регулировать деятельность в соответствии с заданным образцом и по алгоритму.
Познавательные: систематизировать знания о значении слов русского языка.
Коммуникативные: формировать ценностное отношение к русскому языку – как богатому и выразительному.
29 - 30

12.
Слова, близкие по значению (синонимы).

13.
Слова, противоположные по значению (антонимы).

«Группы слов» (4 ч)

14.

Распределение слов на группы: слова – названия предметов, их признаков и действий.
Сформировать умение различать предмет и слово как название предмета, слова – названия признаков и действий предметов.

Личностные: осознавать алгоритм своего действия; переводить внешней речи на внутренний план.
Регулятивные: осваивать способы классификации слов по группам: слова – названия предметов, их признаков и действий.
Познавательные: осваивать умение ставить вопросы к словам.

35 – 36 (19 – 21)

15.
Знакомство с разными группами слов. Предмет и слово как название предмета.

37 – 38 (19 – 21)

16.
Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

39 – 41 (19 – 21)

17.
Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия. Знакомство со старинными учебниками.

«Звуки и буквы, слоги и перенос, ударение» (13 ч)

18.
Звуки и буквы.
Звук и буква (закрепление представления о букве как о значке звука). Согласные и гласные звуки и буквы. Деление слова на слоги. Перенос слова по слогам.
Сформировать умения различать звук и букву; находить в слове ударный слог и переносить слова по слогам; дать представление о практическом применении алфавита.
Расширить словарный запас учащихся.

Регулятивные: осваивать способы классификации слов по звукам и количеству слогов.
Познавательные: осваивать умения делить слова на слоги, находить ударный слог и делить слова для переноса.
Коммуникативные: уметь объяснять свои действия.
45 – 46

19.
Звуки и буквы.

47 – 49 (22 – 23)

20.
Алфавит.

21.
Гласные звуки. Обозначение их буквами.

52 – 55 (25 – 27)

22.

56 – 60 (28 – 29)

23.
Согласные звуки. Обозначение их буквами.

56 – 60 (28 – 29)

24.
Слоги.

61 – 63 (30 – 31)

25.
Деление слов на слоги.

64 – 66 (32 – 34)

26.
Перенос слов.

67 – 70 (30 – 34)

27.
Перенос слов.

67 – 70 (30 – 34)

28.
Ударение.

71 – 74 (35 – 38)

29.
Ударение.

71 – 74 (35 – 38)

30.
Орфоэпическая норма языка. Словарь «Говори правильно».

«Орфограммы русского языка – наше первое знакомство» (13 ч)

31.
Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.
Расхождение между произношением и написанием слова. Твердые и мягкие согласные звуки в середине слова. Традиционное написание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу и слов с разделительным ь.
Сформировать умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной и парной согласной; писать слова с ь – показателем мягкости и разделительным.
Расширить словарный запас учащихся.
Личностные: осознавать алгоритм своего действия; переводить внешнюю речь на внутренний план.
Регулятивные: осваивать правила написания слов.
Познавательные: осваивать умения подбирать проверочные слова с нужной орфограммой.
Коммуникативные: уметь объяснять свои действия.
77 – 79 (39 – 42)

32.

80 – 82 (43 – 48)

33.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

83 – 84 (43 – 48)

34.

85 – 87 (43 – 48)

35.
Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я.

88 – 90 (43 – 48)

36.
Шипящие согласные звуки.

91 – 93 (49 – 51)

37.
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

94 – 96 (49 – 51)

38.
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

97 – 98 (49 – 51)

39.
Разделительный мягкий знак.

99 – 102 (52 – 54)

40.
Разделительный мягкий знак.

99 – 102 (52 – 54)

41.
Разделительный твёрдый знак.

103 – 105 (52 – 54)

42.

106 – 111 (55 – 57)

43.
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.

106 – 111 (55 – 57)

«От слова к предложению, от предложения к тексту» (7 ч)

44.

Анализ предложений и текста. Соответствие между предложениями и целью высказывания. Оформление предложения на письме. Создание собственного текста.
Сформировать умения различать слово, предложение и текст; определять тему, главную мысль и ключевые слова; составлять предложение и текст; использовать знаки препинания в конце предложений.
Личностные: осознавать алгоритм своего действия; переводить внешнюю речь на внутренний план.
Регулятивные: осваивать способы классификации предложений в зависимости от цели высказывания и эмоциональной окраски.
Познавательные: осваивать умения составлять предложения и текст.
Коммуникативные: уметь объяснять свои действия.
112 – 115 (58 – 59)

45.
Предложение. Отличие слова от предложения.

112 – 115 (58 – 59)

46.
Знаки препинания в конце предложения.

47.

120 – 124 (60 – 63)

48.
Текст. Отличие предложения от текста.

120 – 124 (60 – 63)

49.

50.
Обобщение и закрепление знаний

Рабочая программа по обучению грамоте

(уроки письма)

1 класс УМК "Перспектива".

Пояснительная записка

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Концепции УМК «Перспектива», авторской программы Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной «Русский язык», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 206 часов (94 часа на обучение первоначальному чтению и 114 часов на обучение письму) в год.

Количество часов в год: 206.

Количество часов в неделю: 9 (обучение грамоте 4 часа, письмо 5 часов).

Цели и задачи курса

Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребенка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.

Цель курса «Обучение грамоте» - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка.

Содержание курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

    сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;

    обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;

    обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;

    развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

Данная система обучения грамоте базируется на трех основных принципах :

    коммуникативном,

    познавательном,

    семиотическом (знаковом).

1 . Коммуникативная направленность курса позволяет:

    сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки;

    дать представление о тексте как продукте речевой деятельности;

    осознать язык как средство общения;

    сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.

2. Познавательная ориентация курса позволяет:

    изучать язык как культурно-исторический процесс - от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.;

    освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания;

    формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию;

    обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления (наглядно-практического, образно-символического и абстрактно-логического);

    развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл за различными формами её выражения.

3. Семиотический принцип даёт возможность:

    раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают);

    осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности;

    выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак - значение, значение - звучание (содержание - форма);

    познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом (как одними из древнейших видов общения, которые продолжают функционировать и сейчас, сопровождая устную речь), знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д.

Общая характеристика курса

В период обучения грамоте дети получают первоначальные представления о различных формах общения: реального (людей друг с другом) и условного (с миром природы и вещей), сравниваются словесные и несловесные формы общения. Обращается внимание на значение жестов, мимики, выразительных движений, интонации общения, рисунков, осмысливается роль знаков в общении.

Главное внимание отводится обучению чтению и письму как письменным нормам речевого общения. Параллельно идет совершенствование устных форм общения, умений слушать и говорить.

Период обучения грамоте включает три этапа:

1. Подготовительный период обучения (45 ч)

Учащиеся начинают работу с материалом из первого раздела, который называется «Давайте знакомиться!» Его цель - ввести детей в мир общения, помочь установить контакты между ними, создать на уроке атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви. Коммуникативно-речевые ситуации стимулируют развитие речи учащихся, побуждают детей к высказыванию своего мнения и суждения.
На уроках параллельно с устной речью начинает формироваться письменная речь: от ее предметно-практического уровня (жесты, мимика, пиктограммы и др.) к знаково-символическому и алфавитному, звукобуквенному письму. Усвоение языка начинается с конкретных представлений о слове и его номинативной функции, о слове как имени человека, как названии предметов окружающего мира («Мы узнаем мир по именам»). Из слов, записанных с помощью пиктограмм, дети составляют предложения и тексты. Постепенно слово, выступающее перед ребенком сначала со стороны значения (смысла), раскрывается для него со стороны звучания (звуковой формы). Вводятся модели слов, которые дают наглядное представление о взаимосвязи звуковой формы со значением слова. Привлечь внимание детей к звучанию слова помогают рифмовки, считалки, стишки с элементами звукоподражания, акцентирующие внимание на звуковой стороне слова. Звуковой анализ проводится на всем диапазоне звуков русского языка. Изображение звуков в схемах мотивированно - оно фиксирует артикуляционно-произносительные особенности звуков речи: кружок символизирует свободное прохождение воздуха при произнесении гласных, а перекладинка и волнистая черта в кружочке говорят о препятствиях, возникающих при произношении согласных. Наряду с этим применяется акрофонический способ записи слов: каждый звук обозначается рисунком. Умение общаться развивается у детей при изучении таких микротем, как «Общение в мире людей», «Общение в мире природы», «Общение с использованием знаков-посредников». Дети учатся различать устные и письменные формы общения, обращают внимание на слова как средства общения людей, учатся решать не только речевые, но и нравственные задачи в процессе общения.
Одновременно с азбукой дети работают в Рабочей тетради «Рисуй, думай, рассказывай», которая готовит руку ребенка к письму, учит ориентироваться на рабочей строке, упражняться в развитии логического и ассоциативного мышления.

2. Основной (букварный) период обучения (144 ч)

В этот период идет овладение звуко-буквенным письмом как наиболее эффективным способом записи мыслей, освоение чтения и письма как видов речевой деятельности, развивается культура речевого общения, совершенствуются коммуникативно-речевые навыки.

Учащиеся работают с материалом из второго раздела азбуки, который имеет название - «Страна АБВГДейка» . Продолжается развитие фонематического слуха детей, формируется действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. Школьники обучаются первоначальному чтению и письму, закрепляют знания о слове и предложении, их структуре. При обучении первоначальному чтению применяется все разнообразие аналитико-синтетических упражнений, представленных в игровой наглядно-образной форме. Установка на чтение словами реализуется в материалах, подобранных с учетом универсальных принципов различения и узнавания буквенного состава слова и ориентированных на одновременно целостное и дифференцированное восприятие слова. Активно используются разные формы чтения: послоговое, целыми словами, темповое, интонационное, выразительное. Структура и содержание азбуки предполагают использование вариативных методов обучения грамоте, вплоть до самообучения (самостоятельное «открытие» учащимися каких-либо элементарных языковых закономерностей и т. д.). Осуществлять это несложно, так как содержание азбуки выстраивается в логике развития познавательных процессов ребенка при освоении им грамоты. Развитию творческой самостоятельности учащихся способствуют разнообразные коммуникативно-речевые задачи, ставящие детей в ситуацию выбора учебного материала и заданий к нему. Это отвечает природе ребенка и развивает положительное отношение к учению. Вводится работа в парах (постоянного и переменного состава), которая предусматривает помощь в чтении отстающим детям со стороны более подготовленных. На уроках складываются условия для взаимообучения и интенсивного продвижения вперед каждого из учеников. «АБВГДейка» обеспечивает активную деятельность всех учащихся, имеющих различный уровень подготовки к школе. В самом начале учебника читающим детям предлагаются тексты для чтения. Интерес ребят к чтению, к книге всемерно поддерживается: на страницах азбуки ребенок встречается с любимыми героями детских книг, знакомится с новыми произведениями.
Лексика «АБВГДейки» ориентирована на большую и разнообразную работу со словом. На простейших моделях учащиеся знакомятся с многозначными словами, синонимами, антонимами и омонимами, фразеологическими выражениями. Значительное место отводится развитию речевых умений при составлении предложений и текстов. Систематическая работа со словом создает условия для формирования орфографических навыков и постижения образного языка художественных текстов. При обучении письму вводится печатный шрифт, освоение которого способствует созданию у детей зрительно-двигательного образа буквы, благоприятно сказывается на ее усвоении. Однако основное внимание уделяется освоению письменного шрифта. Дети осваивают правила русской графики, у них активно формируются первоначальные орфографические умения.

В основной (букварный) период они отрабатывают навыки письма и орфографические умения в прописях №1 и №2 «Мой алфавит».

3. Послебукварный период обучения (18 ч)

Обобщающий (послебукварный) этап строится на материале третьего раздела азбуки «Про все на свете». Основная задача этого периода - закрепить навыки осознанного чтения, обеспечить переход от послогового чтения к чтению словами.

Однако литературная часть азбуки ориентирована не только на развитие навыка чтения, но и на развитие умения понимать тексты разного типа: научные и художественные. Сопоставление этих текстов позволяет детям вести самостоятельные наблюдения над языком художественных произведений, употреблением слов в художественных текстах. «Литературные секреты», представленные в наглядно-образной форме, помогают детям почувствовать ритм, мелодию и образный язык художественных произведений. Имеются задания, стимулирующие литературное творчество детей, помогающие учителю строить уроки-диалоги, уроки общения читателя

с писателем, книгой, ее героями.

Параллельно с литературной частью азбуки идет работа в Рабочей тетради «Пишу красиво». Главное назначение пособия - закрепить каллиграфические и орфографические навыки.

Система заданий и подбор материала обеспечивают развитие литературно-художественных способностей школьников.

Содержание учебного предмета

Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения.

Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твердых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Слово и предложение . Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения).

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:

раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);

употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;

употребление ъ и ь как разделительных знаков;

прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Культура речевого общения . Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.

Тематический план

«Азбука». Ч. 1.

«Давайте знакомиться»

20

Рабочая тетрадь

«Рисуй, думай, рассказывай»

25

Букварный период (144 ч.)

«Азбука». Ч. 1, ч. 2.

«Страна АБВГДейка»

64

Прописи

«Мой алфавит». ч. 1, ч. 2.

80

Послебукварный период (18 ч.)

«Азбука». Ч. 2. «Про всё на свете», «Читалочка»

8

9

114 часов

Итого

206 часов

92 часа

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Обучающиеся должны знать:

    все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

Обучающиеся должны уметь:

    вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

    различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

    правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;

    знать способы их буквенного обозначения;

    обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и)

и мягким знаком;

    определять место ударения в слове;

    вычленять слова из предложений;

    четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;

    правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

    грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;

    употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;

    устно составлять 3-5 предложений на определенную тему;

    знать гигиенические правила письма;

    правильно писать формы букв и соединения между ними;

    уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.

Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе изучения всего программного материала.
Навыки чтения.

I полугоди е. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 25-30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.

Результаты изучения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания их чувствам; понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;

умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения;

умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности;

умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме;

овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение;

готовность конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции;

понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка;

овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Материально – техническое обеспечение учебного предмета

Для реализации программного содержания используется для обучающихся:

2. Азбука. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой. Москва: - Просвещение, 2012

Для реализации программного содержания используется для учителя:

1. Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Азбука. 1 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2012.

2. Азбука. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой. Москва: - Просвещение, 2012.

3. Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов, Л. Н. Борейко. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: Просвещение, 2013.

4. Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов. Мой алфавит. Прописи. 1 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2012.

5. Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов. Пиши красиво. Рабочая тетрадь. . 1 класс. М.: Просвещение, 2012.

6. Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. М.: Просвещение, 2012.

8. Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2013.

Календарно - тематическое планирование уроков

(обучение письму)

Букварный период (80 ч.)

Прописи «Мой алфавит» (1 и 2 части)

Звуковой анализ слов со звуком а. Буквы Аа.

Звук о. Буквы Оо.

Строчная буква у.

Заглавная буква У.

Проверочная работа.

Буквы Ии.

Буква ы.

Строчная буква э.

Заглавная буква Э.

Закрепление изученного.

Буквенная мозаика.

Пиши да не спеши!

Закрепление изученного.

Проверочная работа.

Буквы Мм.

Буквы Сс.

Буквы Нн.

Буквы Лл.

44-45

Закрепление изученного.

Буквы Тт.

Буквы Кк.

Загадки слов.

Закрепление изученного.

Буквенная мозаика. Пеши, не спеши.

Буквы Рр.

Буквы Вв.

Буквы Пп.

Закрепление изученного.

Буквы Гг.

56-57

Закрепление изученного.

Буквы Ее.

Проверочная работа.

Буквы Ёё.

Письмо слов с буквами е,ё.

Закрепление изученного.

Буквенная мозаика.

Буквы Бб. Правописание слов с парными согласными по глухости-звонкости б – п.

Буквы Зз.

66-67

Правописание слов с парными согласными по глухости-звонкости с – з.

Закрепление изученного.

Буквы Дд.

Строчная буква ж.

Заглавная буква Ж.

Правописание слов с буквосочетанием жи.

73

Контрольная работа.

1

74

Буквенная мозаика.

1

75

Буквы Яя.

1

76

Закрепление изученного.

1

77

Строчная буква х.

1

78

Заглавная буква Х.

1

79

Буква ь. Правописание слов с ь – показателем мягкости.

1

80

Буквы Йй.

1

81

Буквы Юю.

1

82

Обозначение мягкости согласных буквой ю.

1

83

Проверочная работа.

1

84

Закрепление изученного.

1

85

Буквы Шш.

1

86

Буквы Чч.

1

87

Буквы Щщ.

1

88

Упражнения в правописании слов с ча – ща, чу – щу.

1

89

Закрепление изученного.

1

90

Буквы Цц.

1

91

Буквы Фф.

1

92

Буква ъ. Правописание слов с разделительным ъ.

1

93-94

Закрепление изученного.

2

95

Проверочная работа.

1

96

1

97

Отработка написания элементов букв – плавных линий с точкой.

1

98

Прямые линии с одним и двумя закруглениями и плавными линиями.

1

99

Прямые линии с петлёй внизу.

1

100

Прямые линии с петлёй внизу и вверху.

1

101

Написание овалов и полуовалов.

1

102

Отработка написания элементов букв. Кроссворд.

1

103

Упражнения в написании букв.

1

104 - 105

Отработка написания элементов букв.

2

Послебукварный период (9 ч.)

Рабочая тетрадь «Пиши красиво»

106-107

Отработка написания элементов букв.

2

108

Правописание имён собственных.

1

109

Правописание имён собственных, сочетания чк.

1

110

Упражнения в написании букв. Обозначение мягкости согласных гласными буквами.

1

111

Мягкий знак, разделительный ь, буквосочетания жи-ши, ча-ща. чу-щу.

1

112

Правописание слов с разделительным ъ.

1

113

Контрольная работа.

1

114

Словесное творчество.

1

Обучение грамоте (письмо) Л.Ф.Климановой

(УМК «ПЕРСПЕКТИВА»)

КАДНАЙ Ирина Вакильевна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 23 им.Б.А.Кучера




  • Авторы УМК «Перспектива» - разработчики ФГОС, известные ученые–педагоги, методисты:

Л.Ф. Климанова, А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, В.Г.Дорофеев и другие.



Людмила Федоровна

КЛИМАНОВА, к.п.н.

автор программы «Введение в словесность» и уникальной системы обучения грамоте на коммуникативно-познавательной основе, которая позволяет формировать элементарные представления о языке, как важнейшем средстве общения и познания окружающего мира. Именно эта система легла в основу учебников нового поколения по обучению грамоте, русскому языку и литературному чтению, которые выходят в рамках УМК «Перспектива».


Учебно-методический комплект «Обучение грамоте» (письмо) 1 класс авторы: Л.Ф.Климанова, А.В.Абрамов


  • Курс обучения грамоте отличается коммуникативно-познавательной и духовно- нравственной направленностью.
  • Основная цель курса - активное формирование всех видов речевой деятельности: умения писать, читать, слушать и говорить, развитие речевого мышления первоклассников, умения общаться и понимать себя и других.


Рабочая тетрадь «Рисуй, думай, рассказывай»

  • предназначена для работы в подготовительный период обучения грамоте.

Работая с ней, дети имеют возможность рисовать, раскрашивать, штриховать и т. п.что помогает укрепить мелкую мускулатуру пальцев, развить координацию движений руки при письме и тем самым хорошо подготовиться к написанию букв русского алфавита, слов и предложений.





Прописи «Мой алфавит» (в 2х частях)

дают образцы печатной и письменной буквы, простейшие структурно-семантические модели слов, включают упражнения на написание слов, предложений и небольших текстов, формируют начальные орфографические навыки.














Рабочая тетрадь «Пиши красиво»

Служит дополнением к учебнику «Азбука. 1 класс». В пособии содержатся упражнения по обучению навыкам письма. Овладевая письменным шрифтом, первоклассники одновременно закрепляют каллиграфические навыки и развивают мелкую моторику руки. Материал способствует достижению учащимися

1 класса метапредметных и предметных результатов обучения.


Выводы

  • УМК по-новому раскрывает возможности интегрировать познавательное и личностное развитие младших школьников;
  • содержатся задания на разную степень сложности, давая возможность предлагать ученикам разные варианты в зависимости от подготовленности ребенка;

  • задания предложены в форме, оживляющей интерес и активность к познанию и любознательности, направляя при этом активность в сферу свободного творчества;
  • система заданий помогает развивать у школьников логику, образное мышление, воображение, интуицию, ценностное мировоззрение, нравственную позицию личности.


Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: УМК «Перспектива» , урок письма

Штриховка, обведение непрерывных линий. Предварительная звуковая ориентировка в слове, обведение элементов печатных букв.

Цели и задачи:

  • научить обводить предметные рисунки по контуру;
  • писать безотрывно линии по пунктирам; писать прямые линии по образцу и элементы печатных букв;
  • развивать фонематический слух, классифицировать слова по темам, группам;
  • готовиться к звуковому анализу слов; развивать устную речь; расширять словарный запас слов.

Тип урока: ОНЗ.

Оборудование:

  • рабочая тетрадь «Рисуй, думай, рассказывай» с. 32-33
  • презентация,

Литература:

  • Методическое пособие с поурочными разработками «Обучение грамоте» 1 класс: Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева. Просвещение 2012 год.
  • Материал урока является авторским.
  • Ход урока

    1. Организация класса (1-2 мин)

    Прочитайте девиз нашего урока.

    «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

    Как вы понимаете эти слова?

    Какие ещё правила поведения на уроке вы знаете? Слайд 1.

    2. Актуализация знаний (3-4 мин)

    Герои стоят в кругу (зайка, мишка, кот) в руках у них рюкзак.

    Что за предмет держит зайка? (рюкзак)

    Для чего он нужен?

    Кто пользуется рюкзаком? (туристы)

    Куда собрались наши друзья? (В поход) и мы вместе с ними отправимся в поход.

    3. Тема урока

    А) - Назовите, что нужно положить Зайке в рюкзак. (компас, кружку, фотоаппарат, карту)

    Каким вещам не место в рюкзаке? Зачеркните их.

    Можно ли одному отправляться в поход? Почему?

    Кого позовет Зайка с собой? (Мишку и котика)

    Что встретили туристы на своем пути? (горы)

    А какие горы есть в нашей Челябинской области? Как они называются? (Уральские горы) Слайды 2,3

    Что растет на горах Урала? (Лиственные и хвойные деревья)

    Б) Штриховка гор, деревьев.

    Поможем нашим друзьям. Штриховка деревьев.

    Откуда пишем линии? (Сверху или Снизу?)

    4. Развитие фонематического слуха

    Кого увидят туристы в лесу? (Насекомых, зверей птиц)

    Рисование жука (показ учителем, воздухе, в тетради)

    5. Подготовка детей к звуковому анализу слов

    Произнесите слово жук. Посчитайте звуки (пальчики)

    На нижней строке схема (000)

    Рассказ о правилах поведения в лесу. (клещи - осмотр друг друга)

    6. Физминутка

    (У оленя дом большой,
    Он глядит в своё окошко,
    Заяц по лесу бежит,
    В дверь к нему стучит…)

    7. Загадка

    Есть и брюшки, есть и шляпки –
    Развесёлые ребятки!
    А живут на ветках дуба!
    Много тут не надо думать!
    Очень любит их свинья.
    И любуюсь ими я.
    Цветом тёмно-жёлтые
    Гладенькие...!

    Ответ: Желудь.

    На каком дереве растут? Кто питается? (в лесу живут дикие свиньи - кабаны)

    Схема слова (000000)

    8. Составление и письмо печатных быкв "ж "

    Какой одинаковый звук в словах? (Ж)

    Обозначается какой буквой? Назовите эту букву. Покажите её место в алфавите

    Работа по инструкции.

    Инструкция:

    а) рассмотреть образец,

    б) выделить элементы, из которых он состоит, воспроизвести образец на строке и сверить его с данным образцом, исправить ошибки,

    в) написать элементы букв по образцу еще два-три раза и опять сверить их с данным образцом,

    г) оценить свою работу.

    9. Физминутка 10. Развитие речи

    Наши герои устали и остановились на отдых. (привал)

    Чем заняты зверята? Что они и говорят друг другу? Как общаются?

    Почему у них платки? (похолодало)

    Определи, какой платок кому принадлежит? Провели стрелки.

    На чём они сидят?

    Обводка границы кустов, кресел.

    Правила обращения с костром (Залить водой, то есть потушить)

    11. Предварительная звуковая ориентация в слове

    • загадки Слайд 4,5.
    • рисование (зонт, замок).

    Выделить одинаковый звук. Найти в алфавите.

    Какой предмет в походе лишний? Почему?

    12. Письмо печатной буквы «з» по инструкции 13. Итог урока

    Возвращение домой

    О чем расскажут зверята родителям?

    «Правила поведения в походе». Слайд 6



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!