Отречение николая 2 от престола. Отречение императора Николая II от престола. Как это было

- отречение от престола императора Николая II . За 100-летний период, прошедший с февраля 1917 г., опубликовано множество воспоминаний и исследований, посвященных этой теме.

К сожалению, нередко глубокий анализ заменяли весьма категоричные оценки, основанные на эмоциональном восприятии тех давних событий. В частности, распространено мнение, что сам акт отречения не соответствовал действовавшим на момент его подписания законам Российской империи и вообще был сделан под серьезным давлением. Очевидно необходимо рассмотреть вопрос о правомерности или неправомерности самого отречения Николая II .

Нельзя категорически утверждать, что акт отречения есть следствие насилия, обмана и иных форм принуждения в отношении Николая II.

«Акт отречения, как явствует из обстановки подписания… не был свободным выражением Его воли, а посему является ничтожным и недействительным»,

Утверждали многие монархисты. Но данный тезис опровергается не только свидетельствами очевидцев (их можно приводить множество), но и собственными записями императора в дневнике (например, запись от 2 марта 1917 г).

«Утром пришел Рузский и прочел длиннейший разговор по аппарату с Родзянкой. По его словам, положение в Петрограде таково, что теперь министерство из Думы будто бессильно что-либо сделать, так как с ним борется соц.-дем. партия в лице рабочего комитета. Нужно мое отречение. Рузский передал этот разговор в Ставку, а Алексеев - всем главнокомандующим. К 2,5 часам пришли ответы от всех. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился…»

(Дневники императора Николая II. М., 1991. С. 625).

«Нет той жертвы, которой я не принес бы во имя действительного блага и для спасения России»,

Эти слова из дневниковых записей государя и его телеграмм от 2 марта 1917 г. лучше всего объясняли его отношение к принятому решению.

Факт сознательного и добровольного отказа императора от престола не вызывал сомнений и у современников. Так, например, киевское отделение монархического «Правого центра» 18 мая 1917 г. отмечало, что «акт об отречении, написанный в высшей степени богоугодными и патриотическими словами, всенародно устанавливает полное и добровольное отречение… Объявлять, что это отречение лично исторгнуто насилием, было бы в высшей степени оскорбительно прежде всего к особе монарха, кроме того, совершенно не соответствует действительности, ибо государь отрекался под давлением обстоятельств, но тем не менее совершенно добровольно».

Но наиболее ярким документом, пожалуй, является прощальное слово к армии, написанное Николаем II 8 марта 1917 г. и изданное затем в форме приказа № 371. В нем в полном осознании совершенного говорится о передаче власти от монарха к Временному правительству .

«В последний раз обращаюсь к вам, горячо любимые мною войска, - писал император Николай II. - После отречения мною за себя и за сына моего от престола Российского власть передана Временному правительству, по почину Государственной думы возникшему. Да поможет ему Бог вести Россию по пути славы и благоденствия… Кто думает теперь о мире, кто желает его, тот - изменник Отечества, его предатель… Исполняйте же ваш долг, защищайте доблестно нашу великую Родину, повинуйтесь Временному правительству, слушайтесь ваших начальников, помните, что всякое ослабление порядка службы - только на руку врагу…»

(Корево Н. Н. Наследование престола по Основным государственным законам. Справка по некоторым вопросам, касающимся престолонаследия. Париж, 1922. С. 127-128).

Примечательна и оценка известных телеграмм от командующих фронтами, повлиявших на решение государя, в воспоминаниях генерал-квартирмейстера штаба Верховного главнокомандующего Ю. Н. Данилова , очевидца событий:

«И Временным комитетом членов Государственной думы, Ставкой и главнокомандующими фронтами вопрос об отречении… трактовался во имя сохранения России и доведения ею войны до конца не в качестве насильственного акта или какого-либо революционного “действа”, а с точки зрения вполне лояльного совета или ходатайства, окончательное решение по которому должно было исходить от самого императора. Таким образом, нельзя упрекать этих лиц, как это делают некоторые партийные деятели, в какой-либо измене или предательстве. Они только честно и откровенно выразили свое мнение, что актом добровольного отречения императора Николая II от престола могло быть, по их мнению, обеспечено достижение военного успеха и дальнейшее развитие русской государственности. Если они ошиблись, то в этом едва ли их вина…»

Конечно, следуя конспирологической теории заговора против Николая II , можно предположить, что принуждение могло быть применено к государю в случае непринятия им отречения. Но добровольное решение монарха отречься от престола исключало возможность принуждения его кем-либо к такому действию.

Уместно в этой связи привести запись вдовствующей императрицы Марии Федоровны , матери Николая II , из ее «памятной книжки»:

«…4/17 марта 1917 г. В 12 часов прибыли в Ставку, в Могилев, в страшную стужу и ураган. Дорогой Ники встретил меня на станции, мы отправились вместе в его дом, где был накрыт обед вместе со всеми. Там также были Фредерикс, Сергей Михайлович, Сандро, который приехал со мной, Граббе, Кира, Долгоруков, Воейков, Н. Лейхтенбергский и доктор Федоров. После обеда бедный Ники рассказал обо всех трагических событиях, случившихся за два дня. Он открыл мне свое кровоточащее сердце, мы оба плакали. Сначала пришла телеграмма от Родзянко, в которой говорилось, что он должен взять ситуацию с Думой в свои руки, чтобы поддержать порядок и остановить революцию; затем - чтобы спасти страну - предложил образовать новое правительство и... отречься от престола в пользу своего сына (невероятно!). Но Ники, естественно, не мог расстаться со своим сыном и передал трон Мише! Все генералы телеграфировали ему и советовали то же самое, и он, наконец, сдался и подписал манифест. Ники был невероятно спокоен и величествен в этом ужасно унизительном положении. Меня как будто ударили по голове, я ничего не могу понять! Возвратилась в 4 часа, разговаривали. Хорошо бы уехать в Крым. Настоящая подлость только ради захвата власти. Мы попрощались. Он настоящий рыцарь»

(ГА РФ. Ф. 642. Оп. 1. Д. 42. Л. 32).

Сторонники версии незаконности отречения заявляют об отсутствии соответствующего положения в системе российского государственного законодательства. Однако отречение от престола предусматривала статья 37 свода Основных законов 1906 г.:

«При действии правил… о порядке наследия престола лицу, имеющему на оный право, предоставляется свобода отрещись от сего права в таких обстоятельствах, когда за сим не предстоит никакого затруднения в дальнейшем наследовании престола».

Статья 38 подтверждала:

«Отречение таковое, когда оно будет обнародовано и обращено в закон, признается потом уже невозвратным».

Толкование этих двух статей в дореволюционной России, в отличие от толкования русского зарубежья и части наших современников, не вызывало сомнений. В курсе государственного права известного российского правоведа профессора Н. М. Коркунова отмечалось:

«Может ли уже вступивший на престол отречься от него? Так как царствующий государь, несомненно, имеет право на престол, а закон предоставляет всем, имеющим право на престол, и право отречения, то надо отвечать на это утвердительно…»

Аналогичную оценку содержал курс государственного права, написанный не менее известным российским правоведом, профессором Казанского университета В. В. Ивановским :

«По духу нашего законодательства… лицо, раз занявшее престол, может от него отречься, лишь бы по причине этого не последовало каких-либо затруднений в дальнейшем наследовании престола».

Но в эмиграции в 1924 г. бывший приват-доцент юридического факультета Московского университета М. В. Зызыкин , придавая особый, сакральный смысл статьям о престолонаследии, отделил «отречение от права на престол», которое, по его толкованию, возможно только для представителей правящего дома до начала царствования, от права на «отречение от престола» , которым уже царствующие якобы не обладают. Но подобное утверждение условно. Господствующий император не исключался из царствующего дома, вступал на престол, имея на то все законные права, которые сохранял за собой в течение всего царствования.

Теперь об отречении за наследника - цесаревича Алексея Николаевича . Здесь важна последовательность событий. Напомним, что первоначальный текст акта соответствовал варианту, предписанному Основными законами, т. е. наследник должен был вступить на престол при регентстве брата императора - Михаила Романова .

Российская история еще не знала фактов отречения одних членов царствующего дома за других. Однако это могло считаться неправомерным в случае, если осуществлялось бы за совершеннолетнего дееспособного члена императорской фамилии.

Но, во-первых , Николай II отрекался за своего сына Алексея , достигшего в феврале 1917 г. лишь 12,5 лет, а совершеннолетие наступало в 16. Сам несовершеннолетний наследник, разумеется, не мог принимать каких-либо политико-правовых актов. По оценке депутата IV Государственной думы, члена фракции октябристов Н. В. Савича ,

«цесаревич Алексей Николаевич был еще ребенком, никаких решений, имеющих юридическую силу, он принимать не мог. Следовательно, не могло быть попыток заставить его отречься или отказаться занять престол».

Во-вторых, государь принял данное решение после консультаций с лейб-медиком профессором С. П. Федоровым , заявившим о неизлечимой болезни наследника (гемофилии). В связи с этим возможная кончина единственного сына до достижения им совершеннолетия стала бы тем самым «затруднением в дальнейшем наследовании престола», о котором предупреждала статья 37 Основных законов.

После состоявшегося отречения за цесаревича неразрешимых «затруднений в дальнейшем наследовании престола» акт от 2 марта 1917 г. не создавал. Теперь великий князь Михаил Александрович возглавил бы дом Романовых, а его наследники продолжили бы династию. По оценке современного историка А. Н. Каменского ,

«манифест и телеграмма стали по существу законными документами тех лет и письменным указом об изменении закона о престолонаследии. Этими документами автоматически признавался и брак Михаила II с графиней Брасовой. Тем самым автоматически граф Георгий Брасов (сын Михаила Александровича - Георгий Михайлович. - В. Ц.) становился великим князем и наследником престола государства Российского».

Конечно, следует помнить о том, что на момент составления и подписания акта об отречении государь не мог знать о намерении своего младшего брата (бывшего в те дни в Петрограде) не принимать престола до решения Учредительного собрания…

И последний довод в пользу незаконности отречения. Мог ли император принимать данное решение в соответствии со своим статусом главы государства, ведь Российская империя после 1905 г. - это уже думская монархия, и законодательная власть разделялась царем с законодательными учреждениями - Государственным советом и Государственной думой?

Ответ дает статья 10 Основных законов, которая устанавливала приоритет государя в исполнительной власти:

«Власть управления во всем ее объеме принадлежит государю императору в пределах всего государства Российского. В управлении верховном власть его действует непосредственно (т. е. не требует согласования с какими-либо структурами. - В. Ц.); в делах же управления подчиненного определенная степень власти вверяется от него, согласно закону, подлежащим местам и лицам, действующим его именем и по его повелениям».

Особое значение имела также 11-я статья, позволяющая издавать нормативные акты единолично:

«Государь император в порядке верховного управления издает в соответствии с законами указы для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов».

Разумеется, эти единолично принятые акты не могли менять сути Основных законов.

Н. М. Коркунов отмечал, что указы и повеления, издаваемые «в порядке верховного управления», носили законодательный характер и не нарушали нормы государственного права. Акт отречения не менял системы власти, утвержденной Основными законами, сохраняя монархический строй.

Интересную психологическую оценку этому акту дал известный русский монархист В. И. Гурко :

«…Русский самодержавный царь не имеет права чем-либо ограничивать свою власть… Николай II почитал себя вправе отречься от престола, но не вправе сократить пределы своих царских полномочий…»

В акте об отречении не нарушалась и формальная сторона. Он был скреплен подписью «подлежащего министра», так как по статусу министр императорского двора генерал-адъютант граф В. Б. Фредерикс скреплял все акты, касавшиеся и «учреждения об императорской фамилии», и имевшие отношение к престолонаследию. Не меняли сути документа ни карандашная подпись государя (впоследствии защищенная лаком на одном из экземпляров), ни цвет чернил или графита.

Что касается формальной процедуры окончательной легализации - утверждения акта Правительствующим сенатом, - то с этой стороны затруднений не возникло. 5 марта 1917 г. новый министр юстиции А. Ф. Керенский передал обер-прокурору П. Б. Врасскому акт об отречении Николая II и акт о «непринятии престола» великим князем Михаилом Александровичем. Как вспоминали участники этого заседания,

«рассмотрев предложенный на его обсуждение вопрос, Правительствующий сенат определил распубликовать оба акта в “Собрании узаконений и распоряжений правительства” и сообщить об этом указами всем подчиненным Cенату должностным лицам и правительственным местам. Оба акта приняты Сенатом для хранения на вечные времена».

В условиях продолжающейся войны важнейшим делом становилась победа над врагом. Ради блага Родины, по существу, - ради этой победы отрекался от престола государь. Ради нее он призывал своих подданных, солдат и офицеров, принести новую присягу.

Формально-правовое толкование законности или незаконности отречения никак не умаляло нравственного подвига государя. Ведь участники тех далеких событий - не бездушные субъекты права, не «заложники монархической идеи», а живые люди. Что было важнее: соблюдение обетов, данных при венчании на царство, или сохранение стабильности, порядка, сохранение целостности вверенного государства, столь необходимые для победы на фронте, в чем его убеждали члены Государственной думы и командующие фронтами? Что важнее: кровавое подавление «бунта» или предотвращение, пусть и ненадолго, надвигавшейся «трагедии братоубийства»?

Для государя-страстотерпца стала очевидной невозможность «переступить через кровь» во время войны. Он не желал удерживать престол насилием, не считаясь с количеством жертв…

«В последнем православном российском монархе и членах его семьи мы видим людей, стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных царской семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4/17 июля 1918 г. был явлен побеждающий свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке»,

Так оценивался нравственный подвиг императора Николая II в определении Архиерейского собора Русской православной церкви о прославлении новомучеников и исповедников российских ХХ века (13-16 августа 2000 г.).

Василий Цветков,
доктор исторических наук

Государь Император Николай Второй / Николай Александрович Романов. Фото 1903 года с сайта net.lib.byu.edu

Документ-загадка

Во второй половине дня 2 марта 1917 года в Пскове с разницей в несколько часов появляются два документа, с подписью Николая II. В первом тексте, подписанном с 14.45 до 15.00 и переданном генералу Н. Рузскому и сопровождающим его лицам, последний русский император отрекался от престола в пользу своего сына Алексея.

В 16 часов Николай II отправляет телеграмму начальнику штаба Ставки Верховного главнокомандующего генералу М. Алексееву: «Во имя блага, спокойствия и спасения горячо любимой России, я готов отречься от престола в пользу моего сына. Прошу всех служить ему верно и нелицемерно. НИКОЛАЙ».

Однако не этой телеграмме было суждено стать историческим документом об отречении последнего русского царя. 2 марта в 23.40 представители Государственной думы А. И. Гучков и В. В. Шульгин получили окончательный текст отречения Николая II от престола за себя и наследника Алексея, известный в истории как Манифест об отречении. Власть перешла к Михаилу Александровичу Романову, который на следующий день отказался от престола до созыва Учредительного собрания.

Вагон царского поезда, в котором Государь отрекся от престола. Фото с сайта chrontime.com

Манифест об отречении Николая II - один из ключевых и загадочных документов российской истории ХХ века. До сих пор историки не могут прийти к единому мнению относительно причин, вызвавших его появление.

Диапазон версий необычайно широк: от попыток доказать, что никакого отречения не было, и Николай II сознательно подписал текст, который не мог быть законным, до идеи о том, что падение монархии в России явилось следствием хорошо организованного заговора военных, депутатов и сановников, которые считали, что для спасения страны необходимо было отстранить от власти последнего самодержца.

Скорее всего, мы никогда до конца не сможем узнать, что же именно произошло в царском поезде, следовавшем из Могилева в Царское Село, но оказавшемся в Пскове.

До нас дошло значительное число воспоминаний, однако их ценность как исторических источников неравнозначна. Некоторые мемуары писались уже значительно позже 2 марта, с учетом политической ситуации в России и той позиции, которую занимал автор по отношению к событиям февраля или октября 1917 года.

Очевидно одно: императору приходилось принимать решение в критической, постоянно меняющейся ситуации и в очень короткие сроки (этим объясняется несколько телеграмм государя).

Ни Николай II, ни Александра Феодоровна не могли в тот момент спокойно общаться друг с другом, а также получать более или менее полное представление о происходящем. То, что 25 февраля казалось императрице бунтом «мальчишек и девчонок», за два дня превратилось в революцию, когда войска отказывались подчиняться приказам, а командующие фронтами просили Николая отречься от престола.

Практически все источники, сообщающие о причинах, которыми руководствовался Николай II 2 марта, говорят о его нежелании проливать кровь, стремлении остаться со своей семьей и жить «частным человеком», не покидая Родины. Николай II принял решение об отречении под сильным давлением со стороны военных и депутатов и в обстоятельствах исключительной сложности.

До самого последнего момента император надеялся спасти династию: лишь ночью с 1 на 2 марта он дал согласие на реформы в управлении страной, которых требовали представители Думы и которые ограничивали самодержавную власть монарха, но ситуация менялась слишком быстро. Этой меры, как уверяли Николая II, уже было недостаточно для прекращения беспорядков в Петербурге и Москве.

«Имел ли право» царь отрекаться?

Фотография Николая Романова, сделанная после его отречения. 1917 г. Фото с сайта wikiversity.org

При этом сам царь считал, что отречение от престола дает повод обвинить его в нарушении клятвы. Историк С. П. Мельгунов в своей книге приводит одну из версий того, как был подписан акт об отречении:«Если надо, чтобы я отошел в сторону для блага России, я готов на это», - сказал Государь:«но я опасаюсь, что народ этого не поймет. Мне не простят старообрядцы, что я изменил своей клятве в день священного коронования».

Однако, несмотря на опасения Николая II, «попытки обнаружить состав некоего церковно-канонического преступления в отречении Императора Николая II от власти представляются несостоятельными», - отмечается в Акте о прославлении семьи последнего русского императора. Канонический статус миропомазанного на Царство православного государя не был определен в церковных канонах».

Помазание на царство никогда не являлось церковным таинством. Не существует также достаточных богословских и исторических оснований рассматривать царскую власть как разновидность священства. В византийских и древнерусских текстах мы можем найти множество пышных выражений, описывающих власть царя, который ответственен лишь перед Христом и сам представляет собой некий образ Христа на Земле.

Е.П. Самокиш-Судковская, «Коронация Николая Второго» (1899). Книжная гравюра. Фото с сайта gettyimages.fr

Но эти пышные метафоры не защищали правителей ни от политических заговоров, ни от насильственного пострижения в монашество, ни от насильственной смерти.

Достаточно вспомнить судьбы некоторых византийских императоров, а также Павла I, Александра II и других русских правителей. Конечно, в Средневековье фигура монарха была сакральной. Во Франции и Англии существовало поверье, что рука короля исцеляет от золотухи, и правители периодически совершали определенный обряд исцеления и раздачи милостыни.

На Руси положение царей также было особым: споры между патриархом Никоном и протопопом Аввакумом окончились трагедией для обоих после того, как Алексей Михайлович поддержал реформы Никона, но затем принял личное участие в осуждении патриарха.

Трагический конфликт Ивана Грозного со святителем Филиппом также показывал, что царь ощущал за собой право вмешиваться в дела Церкви, но последняя противилась этому даже в синодальный период.

Церковь смотрела на монарха не как на священника, но как на человека, получившего благословение на управление государством.

Царь отличался от других людей по своему происхождению и служению, но он оставался мирянином. Поэтому необходимо различать верноподданнические похвалы царю от его канонического статуса в Церкви.

Церковь приняла отречение к сведению

1912 год, после молебна: Царская чета в Смоленске; посещение города в ходе празднования 100-летнего юбилея победы в войне 1812 года. Фото с сайта smolcity.ru

9 марта 1917 года Святейший синод выразил свое отношение к отречению. В рабочих документах говорилось о том, что нужно «принять к сведению отречение Николая II и его брата Михаила». В обнародованном воззвании «К верным чадам Русской Православной Церкви по поводу переживаемых ныне событий» было написано:

«Святейший Синод усердно молит Всемилостивого Господа, да благословит Он труды и начинания Временного правительства, да дает ему силу, крепость и мудрость, а подчиненных ему сынов великой Российской державы да управит на путь братской любви». По одной из версий, такая реакция Синода могла объясняться тем, что Синод следовал логике государя, также стараясь избежать кровопролития и прекращения беспорядков.

Практически сразу прекратилось молитвенное поминание царской семьи.

В Синод пошли письма от верующих с вопросами, не является ли клятвопреступлением поддержка Церковью новой власти, поскольку Николай II отрекся не добровольно, а фактически был свергнут?

Поэтому вопрос об отречении Николая II пытались поставить на Соборе 1917-1918 годов. Он обсуждался в кулуарах и в специальных комиссиях Собора, однако на повестку дня вынесен не был: ситуация в стране менялась стремительно, Временное правительство теряло власть, которая переходила к большевикам, и Собор в результате был вынужден прервать свою работу.

Патриарх Тихон у Московского епархиального дома, 1918 год. Фото с сайта egliserusse.eu

Стоит отметить, что святитель Тихон Московский , узнав в июле 1918 года о расстреле царской семьи, при обсуждении на Соборном совете Поместного собора вопроса о ее поминовении, принял решение о повсеместном служении панихид с поминовением Николая II как императора.

И это означало, что Церковь понимала, в какой трагический момент царь отрекся от престола, и отказывалась его считать «гражданином Романовым». Канонизировав царскую семью как царственных страстотерпцев, а не просто как Николая Александровича и Александру Федоровну, Русская Церковь признает факт отречения государя, но также признает, что этот шаг был вынужденным и не добровольным.

Жертва за умирение

Солдаты и офицеры, митингующие на Литейном проспекте, Петроград, 1917 год, февраль. Фото с сайта emaze.com

Трагедия Николая II и его семьи состояла в том, что от престола был вынужден отречься император, который воспринимал абсолютную монархию как святыню, за которую он несет ответственность перед Богом. Практически все рассказы о семье последнего русского императора отмечают их подлинную религиозность и готовность отдать жизнь за Россию.

Александра Федоровна накануне и после отречения мужа пишет ему о том, что народ его любит, что армия его поддерживает и что Бог возвратит ему российский престол за те страдания, которые они переносят в феврале 1917 года. Этим надеждам не суждено было сбыться, но семья последнего русского императора рассматривала отречение от престола как жертву, которую они должны были принести для умирения России.

После отречения. Николай Александрович с цесаревичем и великими княжнами. Царское Село, 1917 год, март. Фото с сайта gettyimages.fr

Эти мотивы и стали одним из оснований для того, что отречение от престола не стало непреодолимым препятствием для прославления семьи Николая II в чине страстотерпцев, о чем прямо говорится в акте о канонизации: «Духовные мотивы, по которым последний российский Государь, не желавший проливать кровь подданных, решил отречься от Престола во имя внутреннего мира в России, придает его поступку подлинно нравственный характер».

Те, кому довелось присутствовать тем роковым днём (2 марта 1917 года) в вагоне царского поезда, едва ли догадывались, что дата отречения Николая 2 от престола не только завершала собой период очередного царствования, но и отверзала врата новому миру, страшному и беспощадному. В его кровавом водовороте, уничтожившем династию, правившую на протяжении трёх веков, суждено было погибнуть всем жизненным устоям, сложившимся за тысячелетнюю историю России.

Проблемы, требовавшие незамедлительного решения

Причины отречения Николая 2 от престола кроются в глубочайшем политическом и экономическом кризисе, разразившемся в России к началу 1917 года. Первые сведения о надвигающейся катастрофе государь, находившийся в те дни в Могилёве, получил 27 февраля. В телеграмме, прибывшей из Петрограда, сообщалось о происходящих в городе массовых беспорядках.

В ней говорилось о бесчинствах, производимых толпами солдат запасного батальона, вместе с гражданскими лицами грабившими магазины и громившими полицейские участки. Положение усугублялось тем, что все попытки усмирить уличные толпы приводили лишь к стихийному кровопролитию.

Создавшаяся ситуация требовала принятия срочных и решительных мер, однако никто из присутствовавших на тот момент в Ставке не брал на себя смелость проявить какую-либо инициативу, и, таким образом, вся ответственность ложилась на государя. В разгоревшихся между ними дебатах большинство склонялись к мысли о необходимости уступок Государственной думе и передаче ей полномочий на создание правительства. Среди высшего комсостава, собравшегося в те дни в Ставке, ещё никто не рассматривал в качестве одного из вариантов решения проблемы отречение Николая 2 от престола.

Дата, фото и хронология событий тех дней

28 февраля наиболее оптимистично настроенные генералы ещё видели надежду в формировании кабинета из ведущих общественных деятелей. Эти люди не осознавали того, что являются свидетелями начала того самого бессмысленного и беспощадного русского бунта, который невозможно остановить никакими административными мерами.

Дата отречения Николая 2 от престола неумолимо приближалась, но в эти последние дни своего царствования государь ещё пытался предпринять меры для того, чтобы взять ситуацию под контроль. На фото, помещённых в статье, представлен государь-император в те полные драматизма дни. По его распоряжению в Ставку прибыл проходивший курс лечения в Крыму известный боевой генерал Н. И. Иванов. На него была возложена ответственная миссия: во главе батальона георгиевских кавалеров отправиться для наведения порядка вначале в Царское Село, а затем в Петроград.

Неудавшаяся попытка пробиться в Петроград

Кроме этого, государь в тот же день отправил телеграмму председателю Государственной думы М. В. Родзянко, в которой выражал согласие на создание министерства, сформированного из намеченных ими депутатов. Ранним утром следующего дня императорский поезд отошёл от перрона и взял направление на Петроград, но прибыть ему туда в назначенный срок было не суждено.

Когда ранним утром 1 марта прибыли на станцию "Малая Вишера", и до мятежной столицы оставалось не более двухсот вёрст, стало известно, что дальнейшее продвижение невозможно, так как находившиеся на пути следования станции были заняты революционно настроенными солдатами. Это наглядно продемонстрировало тот размах, который приняли антиправительственные выступления, и с пугающей ясностью обнажило всю глубину трагедии, кульминационным моментом которой стало отречение Николая 2 от престола.

Возвращение в Псков

Задерживаться в Малой Вишере было опасно, и окружение убедило царя следовать в Псков. Там, в штабе Северного фронта, они могли полагаться на защиту оставшихся верными присяге воинских частей под командованием генерала Н. В. Розовского. Направившись туда и по пути следования остановившись на станции в Старой Руссе, Николай в последний раз был свидетелем того, как толпы народа, собравшиеся на перроне, сняв шапки, а многие и коленопреклоненно, приветствовали своего государя.

Революционный Петроград

Такое выражение верноподданнических чувств, имевшее многовековую традицию, возможно, наблюдалось лишь в провинции. Петербург же кипел в котле революции. Здесь царская власть уже не признавалась никем. Улицы были полны радостного возбуждения. Везде полыхали алые полотнища флагов и наспех намалёванных транспарантов, призывающих к свержению самодержавия. Всё предвещало скорое и неминуемое отречение Николая 2 от престола.

Кратко перечисляя наиболее характерные события тех дней, очевидцы отмечали, что восторги толпы порой принимали характер истерии. Многим казалось, что всё мрачное в их жизни уже позади, а впереди грядут радостные и светлые дни. На внеочередном заседании Государственной думы было срочным порядком сформировано в составе которого оказались многие враги Николая II, а среди них - ярый противник монархизма, член А. Ф. Керенский.

У парадного входа в где заседала Государственная дума, шёл нескончаемый митинг, на котором ораторы, сменяясь беспрерывной чередой, ещё больше подогревали восторг толпы. Особым успехом здесь пользовался министр юстиции вновь сформированного правительства - вышеупомянутый А. Ф. Керенский. Его речи неизменно встречались всеобщим ликованием. Он становился всеобщим кумиром.

Переход воинских частей на сторону восставших

Нарушая принесённую ранее присягу, находившиеся в Петербурге воинские части стали присягать Временному правительству, что в значительной степени сделало неизбежным отречение Николая 2 от престола, так как государь лишался поддержки главного своего оплота - вооружённых сил. Даже двоюродный брат царя, великий князь Кирилл Владимирович, вместе с вверенным ему Гвардейским экипажем встал на сторону мятежников.

В этой накалённой и сумбурной обстановке новые власти естественным образом интересовал вопрос о том, где в данный момент находился царь, и какие действия в отношении его должны быть предприняты. Всем было ясно, что дни его правления сочтены, и если дата отречения Николая 2 от престола ещё не была назначена, то это был лишь вопрос времени.

Теперь привычное «государь-император» сменилось уничижительными эпитетами «деспот» и «тиран». Особенно беспощадна была риторика тех дней к императрице - немке по происхождению. В устах тех, кто ещё вчера блистал благонамеренностью, она вдруг стала «изменницей» и «тайным агентом врагов России».

Роль М. в происходивших событиях

Полной неожиданностью для членов Думы стал возникший у них под боком параллельный орган власти - Совет рабочих и крестьянских депутатов, шокировавший всех крайней левизной своих лозунгов. На одном из его заседаний Родзянко попытался выступить с пафосной и напыщенной речью, призывающей к сплочению и продолжению войны до победного конца, но был освистан и поспешил ретироваться.

В целях наведения порядка в стране председатель Думы разработал план, основным пунктом которого было отречение Николая 2 от престола. Кратко он сводился к тому, что непопулярный в народе монарх должен передать власть сыну. Вид юного и не успевшего ещё себя ничем скомпрометировать наследника, по его мнению, мог успокоить сердца мятежников и привести всех к взаимному согласию. До его совершеннолетия регентом назначался родной брат царя - с которым Родзянко надеялся найти общий язык.

После обсуждения этого проекта с наиболее авторитетными думцами было решено незамедлительно отправиться в Ставку, где, как они знали, находился государь, и не возвращаться назад, не получив его согласия. Во избежание непредвиденных осложнений, постановили действовать скрытно, не предавая свои намерения огласке. Столь важную миссию поручили двум надёжным депутатам - В. В. Шульгину и А. И. Гучкову.

В Ставке армии Северного фронта

В тот же вечер 1 марта 1917 года царский поезд подошёл к перрону псковского вокзала. Членов свиты неприятно поразило почти полное отсутствие встречающих. У царского вагона были заметны лишь фигуры губернатора, нескольких представителей местной администрации, а также десятка офицеров. В окончательное уныние всех привёл командующий гарнизоном генерал Н. В. Рузский. В ответ на просьбу об оказании помощи государю он, махнув рукой, ответил, что единственное, на что можно сейчас рассчитывать, это милость победителя.

В своём вагоне государь принял генерала, и их беседа продолжалась до глубокой ночи. На тот момент манифест Николая 2 об отречении от престола был уже заготовлен, но окончательное решение принято не было. Из воспоминаний самого Рузского известно, что Николай крайне негативно отнёсся к перспективе передачи власти в руки членов нового правительства - людей, по его мнению, поверхностных и неспособных взять на себя ответственность за будущее России.

Этой же ночью генерал Н. В. Рузский связался по телефону с Н. В. Родзянко и в длительной беседе обсуждал с ним происходящее. Председатель Думы без обиняков заявил, что общее настроение склоняется к необходимости отречения, и иного выхода просто нет. Из Ставки главнокомандующего были направлены срочные телеграммы командующим всех фронтов, в которых их информировали, что, ввиду сложившихся чрезвычайных обстоятельств, отречение Николая 2 от престола, дата которого будет назначена на ближайший день, является единственно возможной мерой для установления порядка в стране. В полученных от них ответах выражалась полная поддержка принятого решения.

Совещание с думскими посланниками

Истекали последние часы царствования семнадцатого государя из Дома Романовых. Со всей неотвратимостью надвигалось на Россию событие, ставшее переломным в ходе её истории - отречение Николая 2 от престола. Год 1917-й стал последним из двадцати двух лет его правления. Ещё втайне надеясь на какой-то неведомый им, но благоприятный исход дела, все ожидали прибытия посланных из Петербурга депутатов Думы, как будто их приезд мог повлиять на ход истории.

Шульгин и Гучков прибыли уже к концу дня. Из воспоминаний участников событий того вечера известно, что вид посланцев мятежной столицы в полной мере выдавал подавленность, вызванную возложенной на них миссией: трясущиеся руки, растерянность во взглядах и тяжёлое прерывистое дыхание. Им было неизвестно, что сегодня решённым вопросом стало немыслимое ещё вчера отречение Николая 2 от престола. Дата, манифест и прочие сопутствующие этому акту вопросы были уже продуманы, подготовлены и решены.

В напряжённой тишине заговорил А. И. Гучков. Тихим, несколько сдавленным голосом он стал рассказывать о том, что в общих чертах было известно и до него. Обрисовав всю безысходность сложившейся в Петербурге ситуации и сообщив о создании Временного комитета Государственной думы, он перешёл к главному вопросу, ради которого и прибыл в этот холодный мартовский день в Ставку - необходимости отречения государя от престола в пользу сына.

Подпись, повернувшая ход истории

Николай выслушал его молча, не перебивая. Когда Гучков замолчал, государь ровным и, как всем показалось, спокойным голосом ответил, что, обдумав все возможные варианты действия, он также пришёл к выводу о необходимости оставить трон. Он готов от него отречься, но своим преемником назовёт не сына, страдающего неизлечимой болезнью крови, а своего родного брата - великого князя Михаила Александровича.

Это было полной неожиданностью не только для думских посланников, но и для всех присутствовавших. После короткой растерянности, вызванной столь неожиданным поворотом событий, приступили к обмену мнениями, после чего Гучков объявил, что ввиду отсутствия выбора они готовы принять и этот вариант. Государь удалился в свой кабинет и через минуту появился с проектом манифеста в руках. После того как в него были внесены некоторые поправки, государь поставил на нём подпись. История сохранила для нас хронологию этого момента: Николай 2 подписал отречение от престола в 23 часа 40 минут 2 марта 1917 года.

Полковник Романов

Всё произошедшее глубоко потрясло развенчанного монарха. Те, кому довелось общаться с ним в первые дни марта, рассказывали, что он был, как в тумане, но, благодаря армейской выправке и воспитанию, держался безукоризненно. Лишь по мере того, как дата отречения Николая 2 от престола уходила в прошлое, к нему возвращалась жизнь.

Ещё в первые, самые тяжёлые для него дни он счёл своим долгом направиться в Могилёв, чтобы попрощаться с оставшимися ему верными войсками. Здесь до него дошло известие об отказе брата стать его преемником на российском троне. В Могилёве произошло и последнее свидание Николая с матерью - вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной, специально приехавшей, чтобы повидать сына. Простившись с нею, бывший государь, а ныне просто полковник Романов отбыл в Царское Село, где всё это время оставались его жена и дети.

В те дни едва ли кто-нибудь мог осознать в полной мере, какой трагедией явилось для России отречение Николая 2 от престола. Дата, кратко упоминаемая сегодня во всех учебниках истории, стала гранью двух эпох, тем который, страна с тысячелетней историей оказалась в руках тех бесов, о которых предупреждал её в своём гениальном романе Ф. М. Достоевский.

«Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России. Ее корабль пошел ко дну, когда гавань была в виду. …В марте Царь был на престоле; Российская импе -рия и русская армия держались, фронт был обеспечен и победа бесспорна». Уинстон Черчилль

РУССКАЯ ИСТОРИЯ

15 марта — день отречения Государя Императора Николая II от престола. События этого дня 1917 года странны и загадочны, свидетельства участников противоречивы. Некоторые исследователи ставят под сомнение даже сам факт отречения Государя. Но как бы ни интерпретировали историю, непредвзятому исследователю вскоре становится — ближайшее окружение изменило своему царю, и, по сути, стало соучастником крупнейшего в истории России преступления, положившего конец Русской монархии.

Крайнюю подлость и совершенную безнравственность этого предательства враги России пытаются покрыть непроницаемым туманом клеветы на царское правительство, царскую семью и на весь строй русской жизни того времени. Но самым оболганным в этой истории является Государь Император Николай II.

Историк Петр Мультатули в выступлении на конференции, посвященной 90-летию Екатеринбургской трагедии, сказал: «В течение десятилетий имя Императора Николая II окружали клевета, ложь, непонимание, осуждение и глумление. Пожалуй, нет в русской истории государственного деятеля, столь ненавидимого клеветниками России, как последний русский Царь. Причём речь идёт не о разных научных оценках царствования Николая II, которые, конечно, могут быть разными, а именно о сознатель-ной клевете и сознательному глумлению. В течение долгих десятилетий создавался лживый образ Николая II… Слишком страшна и опасна была правда о Николае II для узурпаторов, воцарившихся в России в 1917 году. Слишком страшен и опасен был для них истинный образ Царя, которого они называли «слабым» и «кровавым», но память, о котором продолжала жить в народе. Слишком уж разителен был контраст между царской эпо-хой, с её процветанием и подлинной свободой и их революционной эпохой, эпохой геноцида, голода, гражданской войны, тотального грабежа, тюрем и концлагерей».

ЦАРЬ И ВОЙНА

23 -го августа 1915 года Николай II взял на себя верховное командование русской армией. Решение это было принято не в момент побед, а в самое тяжелое время, когда наши войска терпели поражения, а поставка вооружений и пополнений шла с перебоями. Царь сумел изменить ход событий. Под его руководством фронт стабилизировался, было восстановлено снабжение, наладилась связь, улучшилось взаимодействие воинских соединений. Незаметные и по виду незначительные меры привели к наращиванию военной мощи, и приблизили державу к самому порогу победы — армия ободрилась и задышала полной грудью. Причем, по свидетельству историков, сыграло не только благоразумное командование Николая II, но и собственное присутствие Царя в войсках, как всеми почитаемого вождя Русского народа.

Император в письме к Императрице Александре Федоровне сообщал: «Люди приняли этот шаг как нечто естественное и поняли его, как мы… Все должно быть сделано, чтобы довести во -йну до победного конца, Это мне официально говорили все депутации, которые я принимал на днях, и так повсюду по всей России. Единственное исключение составляют Петроград и Москва — две крошечные точки на карте нашего Отечества!».

Но именно эти две «крошечные точки» впоследствии сыграли роковую роль в судьбе огромной страны.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОБЕДЫ

Если бы Россия вышла победительницей из Первой мировой войны, оставаясь самодержавной православной монархией, то она, возможно, стала бы самым могучим и влиятельным государством мира. В ходе войны Россия должна была получить турецкие проливы Босфор и Дарданеллы, которые открывали возможность господства на важнейших морских коммуникациях. Кроме военных и политических причин, проливы имели еще и определенный религиозный смысл. Они открывали путь к великой миссии: получить в русское подданство Царьград и поднять крест на святую Софию.

Такое положение дел не устраивало мировую элиту, стремившуюся сохранить и упрочить свой контроль над миром. Иностранными державами были предприняты большие усилия по активизации революционного движения в России с целью свержения царя и уничтожению Империи. Сегодня нечто подобное этому, только в меньших масштабах, мы видим на примере «цветных» революций.
ЗАГОВОР

К 1917 году под действием революционной и либеральной пропаганды общество сильно развратилось. Умножилось число людей, не считавших Самодержавие Божьим установлением, а Православное христианство — своей верой. Многие замечательные государственные и военные деятели пали от рук террористов. Все меньше преданных царю людей оставалось в его окружении. В Церкви также происходило брожение, приведшее впоследствии к фактической поддержке святейшим Синодом февральской революции.

К концу 1916 года против Николая II был составлен заговор, в который удалось вовлечь царский генералитет. Главными организаторами заговора был «Прогрессивный блок» и верхи буржуазии, поддерживаемые Антантой. Изменники приняли решение воспользоваться войной для осуществления политических преобразований,

Царь Николай II не предполагал измены свих генералов во время тяжелой и кровопролитной войны, и притом, буквально, накануне победы.

БЕСПОРЯДКИ В СТОЛИЦЕ

На некоторых Петроградских заводах 23-го февраля началась забастовка, которым власти большого значения сначала не придавали. Но вскоре в толпах рабочих стали появляться профессиональные боевики, провоцировавшие полицию и войска. Рабочие с красными флагами бросали в полицию ручные гранаты и бутылки, чем спровоцировали ответную стрельбу. Не обошлось и без «американских анархистов», которые, по сообщениям Охранного отделения, засылались в Россию накануне событий.

Николай II, которого перед началом волнений обманом выманили в Могилёв, где находилась Ставка верховного командования, даёт чёткий приказ: немедленно навести в Петрограде порядок. Но исполнить это повеление Государя у военного руководства Петрограда не хватило воли.

е смотря на революционный характер, события в Петрограде не представляли смертельной опасности для Империи. Возвращение в Петроград Государя, или даже посылка им верных воинских частей, восстановили бы порядок в столице в считанные часы. Это хорошо понимали заговорщики.

27-го февраля около 23 часов император Николай II понял, что был обманут и принял решение о своём отъезде из Ставки обратно в Царское Село. Возвращение Царя привело бы к восстановлению порядка, но, по всей видимости, к тому времени Государь перестал распоряжаться маршрутом своего собственного поезда. Ставка саботировала царский приказ об отправке верных войск на Петроград. Ловушка захлопнулась, и Царь оказался в плену в собственном императорском поезде.

ОТРЕЧЕНИЕ

В решающий момент, в ответ на ловко сформулированный запрос начальника Штаба Алексеева к командующим фронтами об отречении, лишь два генерала публично выразили преданность Государю — генерал-адъютант Хан Нахичеванский и генерал-лейтенант граф Ф.А. Келлер, — но их телеграммы Государю переданы не были. Большинство военачальников, в том числе будущие основатели Белой армии генералы Алексеев и Корнилов, приветствовало отречение, нацепив красные банты.

Масштабы предательства поразили Государя. Узнав, что его отречения якобы требуют армия, народ и даже члены династии, Помазанник не счел возможным удерживать свою власть силой, поскольку народу он оказался не нужен. И искать причины во мнимом «безволии» и «отсутствии политических способностей» у Николая II неверно. Отречение, к которому принуждали Государя, было наименьшим злом, т.к. применение силы могло привести к расколу общества и кровопролитию. Это ослабило бы Россию перед лицом еще очень сильного врага. В то же время, передавая власть брату, Царь хотел облегчить совесть народа, не возлагать на него грех клятвопреступления. «Кругом измена, и трусость, и обман», — таковы были последние слова в царском дневнике в ночь отречения.

ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ПОДВИГА ЦАРЯ

Царь Николай верно понял, что силовыми мерами (которые он сначала пытался предпринять для подавления бунта, но они были за его спиной отменены генералами-заговорщиками) спасти Россию уже нельзя. Всегда строго испытывающий свою совесть и тщательно продумывающий решения, Император и теперь сдела единственно правильный на тот момент выбор, требовавший от него немалого мужества и самоотверженности. Это была великая жертва, сделанная Царем во имя спасения возлюбленного народа, поддавшегося коварному соблазну «демократии».

И это было началом гнева Божия на русское общество за отступничество и алчность многих русских людей, совершенно потерявших связь с Церковью. Врагам России удалось обмануть их и противопоставить очевидной правде — Православной вере и любви к царю и Отечеству.

В день отречения Царя в селе Коломенском под Москвой произошло явление иконы Божьей Матери Державной. Этим Пресвятая Богородица явила России, что отныне царский венец, скипетр и держава приняты Ею. Лик Богородицы, исполненный печали, предвещал и царскую екатеринбургскую Голгофу, и грядущие муки России. Но большинство людей в те дни ничего не знали об этом явлении Божьей Матери. Они были увлечены революцией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

2-го марта 1917, в условиях страшной войны, в канун ее победоносного завершения, совершилась не имеющая примеров в истории измена ведущей части русского общества и аристократии своему Царю - Божьему Помазаннику, Верховному главнокомандующему. Это стало плодом постепенного охлаждения веры, приведшего к слепоте и переориентации общества на ложные ориентиры.

Для своего оправдания узурпаторы власти пытались обвинить самого Царя в «антинародной деятельности». Позже, комиссия Временного правительства, созданная для обнаружения доказательств обвинения, ничего подобного не обнаружила. Главный следователь В.М. Руднев закончил свой доклад словами: «Император чист, как кристалл». Тем не менее, из-под ареста ни его, ни его семью не освободили, что и способствовало перехвату власти большевиками и последующему расстрелу царской семьи.

Сегодня многие призывают нас к покаянию перед Царём-Страстотерпцем. Оно, безусловно, должно быть. Но должно быть и твёрдое понимание того, что каждый из нас изменился, и более не способен на такое предательство.

19 мая день рождения св. царя-страстотерпца Николая II. Мог ли помазанник Божий отрекаться от престола? Как на отречение отреагировала Русская Церковь? Отвечает историк Андрей ЗАЙЦЕВ

Валентин Серов. Портрет императора Николая II (1900)

Документ-загадка

Во второй половине дня 2 марта 1917 года в Пскове с разницей в несколько часов появляются два документа, с подписью Николая II. В первом тексте, подписанном с 14.45 до 15.00 и переданном генералу Н. Рузскому и сопровождающим его лицам, последний русский император отрекался от престола в пользу своего сына Алексея. В 16 часов Николай II отправляет телеграмму начальнику штаба Ставки Верховного главнокомандующего генералу М. Алексееву: «Во имя блага, спокойствия и спасения горячо любимой России, я готов отречься от престола в пользу моего сына. Прошу всех служить ему верно и нелицемерно. НИКОЛАЙ».

Однако не этой телеграмме было суждено стать историческим документом об отречении последнего русского царя. 2 марта в 23.40 представители Государственной думы А. И. Гучков и В. В. Шульгин получили окончательный текст отречения Николая II от престола за себя и наследника Алексея, известный в истории как Манифест об отречении. Власть перешла к Михаилу Александровичу Романову, который на следующий день отказался от престола до созыва Учредительного собрания.

Манифест об отречении Николая II - один из ключевых и загадочных документов российской истории ХХ века. До сих пор историки не могут прийти к единому мнению относительно причин, вызвавших его появление. Диапазон версий необычайно широк: от попыток доказать, что никакого отречения не было и Николай II сознательно подписал текст, который не мог быть законным, до идеи о том, что падение монархии в России явилось следствием хорошо организованного заговора военных, депутатов и сановников, которые считали, что для спасения страны необходимо было отстранить от власти последнего самодержца.

Скорее всего, мы никогда до конца не сможем узнать, что же именно произошло в царском поезде, следовавшем из Могилева в Царское Село, но оказавшемся в Пскове. До нас дошло значительное число воспоминаний, однако их ценность как исторических источников неравнозначна. Некоторые мемуары писались уже значительно позже 2 марта, с учетом политической ситуации в России и той позиции, которую занимал автор по отношению к событиям февраля или октября 1917 года.

Очевидно одно: императору приходилось принимать решение в критической, постоянно меняющейся ситуации и в очень короткие сроки (этим объясняется несколько телеграмм государя). Ни Николай II, ни Александра Феодоровна не могли в тот момент спокойно общаться друг с другом, а также получать более или менее полное представление о происходящем. То, что 25 февраля казалось императрице бунтом «мальчишек и девчонок», за два дня превратилось в мощную революцию, когда войска отказывались подчиняться приказам, а командующие фронтами просили Николая отречься от престола.

Практически все источники, сообщающие о причинах, которыми руководствовался Николай II 2 марта, говорят о его нежелании проливать кровь, стремлении остаться со своей семьей и жить «частным человеком», не покидая Родины. Николай II принял решение об отречении под сильным давлением со стороны военных и депутатов и в обстоятельствах исключительной сложности. До самого последнего момента император надеялся спасти династию: лишь ночью с 1 на 2 марта он дал согласие на реформы в управлении страной, которых требовали представители Думы и которые ограничивали самодержавную власть монарха, но ситуация менялась слишком быстро. Этой меры, как уверяли Николая II, уже было недостаточно для прекращения беспорядков в Петербурге и Москве.

Церковь приняла отречение к сведению

При этом сам царь считал, что отречение от престола дает повод обвинить его в нарушении клятвы. Историк С. П. Мельгунов в своей книге приводит одну из версий того, как был подписан акт об отречении: «Если надо, чтобы я отошел в сторону для блага России, я готов на это», - сказал Государь: «но я опасаюсь, что народ этого не поймет. Мне не простят старообрядцы, что я изменил своей клятве в день священного коронования». Однако, несмотря на опасения Николая II, «попытки обнаружить состав некоего церковно-канонического преступления в отречении Императора Николая II от власти представляются несостоятельными», - отмечается в Акте о прославлении семьи последнего русского императора. Канонический статус миропомазанного на Царство православного государя не был определен в церковных канонах». Помазание на царство никогда не являлось церковным таинством. Не существует также достаточных богословских и исторических оснований рассматривать царскую власть как разновидность священства. В византийских и древнерусских текстах мы можем найти множество пышных выражений, описывающих власть царя, который ответственен лишь перед Христом и сам представляет собой некий образ Христа на Земле. Но эти пышные метафоры не защищали правителей ни от политических заговоров, ни от насильственного пострижения в монашество, ни от насильственной смерти. Достаточно вспомнить судьбы некоторых византийских императоров, а также Павла I, Александра II и других русских правителей. Конечно, в Средневековье фигура монарха была сакральной. Во Франции и Англии существовало поверье, что рука короля исцеляет от золотухи, и правители периодически совершали определенный обряд исцеления и раздачи милостыни. На Руси положение царей также было особым: споры между патриархом Никоном и протопопом Аввакумом окончились трагедией для обоих после того, как Алексей Михайлович поддержал реформы Никона, но затем принял личное участие в осуждении патриарха. Трагический конфликт Ивана Грозного со святителем Филиппом также показывал, что царь ощущал за собой право вмешиваться в дела Церкви, но последняя противилась этому даже в синодальный период. Церковь смотрела на монарха не как на священника, но как на человека, получившего благословение на управление государством. Царь отличался от других людей по своему происхождению и служению, но он оставался мирянином. Поэтому необходимо различать верноподданнические похвалы царю от его канонического статуса в Церкви.

9 марта 1917 года Святейший синод выразил свое отношение к отречению. В рабочих документах говорилось о том, что нужно «принять к сведению отречение Николая II и его брата Михаила». В обнародованном воззвании «К верным чадам Русской Православной Церкви по поводу переживаемых ныне событий» было написано: «Святейший Синод усердно молит Всемилостивого Господа, да благословит Он труды и начинания Временного правительства, да дает ему силу, крепость и мудрость, а подчиненных ему сынов великой Российской державы да управит на путь братской любви». По одной из версий, такая реакция Синода могла объясняться тем, что Синод следовал логике государя, также стараясь избежать кровопролития и прекращения беспорядков.

Практически сразу прекратилось молитвенное поминание царской семьи. В Синод пошли письма от верующих с вопросами, не является ли клятвопреступлением поддержка Церковью новой власти, поскольку Николай II отрекся не добровольно, а фактически был свергнут? Поэтому вопрос об отречении Николая II пытались поставить на Соборе 1917-1918 годов. Он обсуждался в кулуарах и в специальных комиссиях Собора, однако на повестку дня вынесен не был: ситуация в стране менялась стремительно, Временное правительство теряло власть, которая переходила к большевикам, и Собор в результате был вынужден прервать свою работу.

Стоит отметить, что святитель Тихон Московский, узнав в июле 1918 года о расстреле царской семьи, при обсуждении на Соборном совете Поместного собора вопроса о ее поминовении, принял решение о повсеместном служении панихид с поминовением Николая II как императора. И это означало, что Церковь понимала, в какой трагический момент царь отрекся от престола, и отказывалась его считать «гражданином Романовым». Канонизировав царскую семью как царственных страстотерпцев, а не просто как Николая Александровича и Александру Федоровну, Русская Церковь признает факт отречения государя, но также признает, что этот шаг был вынужденным и не добровольным.

Трагедия Николая II и его семьи состояла в том, что от престола был вынужден отречься император, который воспринимал абсолютную монархию как святыню, за которую он несет ответственность перед Богом. Практически все рассказы о семье последнего русского императора отмечают их подлинную религиозность и готовность отдать жизнь за Россию. Александра Федоровна накануне и после отречения мужа пишет ему о том, что народ его любит, что армия его поддерживает и что Бог возвратит ему российский престол за те страдания, которые они переносят в феврале 1917 года. Этим надеждам не суждено было сбыться, но семья последнего русского императора рассматривала отречение от престола как жертву, которую они должны были принести для умирения России. Эти мотивы и стали одним из оснований для того, что отречение от престола не стало непреодолимым препятствием для прославления семьи Николая II в чине страстотерпцев, о чем прямо говорится в акте о канонизации: «Духовные мотивы, по которым последний российский Государь, не желавший проливать кровь подданных, решил отречься от Престола во имя внутреннего мира в России, придает его поступку подлинно нравственный характер».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!